Программа кружка "Мир мозаики"
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа даёт возможность провести увлекательные занятия с детьми. Работа с различными материалами развивает мелкую моторику. Способствует познавательному, художественно-эстетическому, речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_kruzhka_mir_mozaiki.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Дополнительного образования
Кружок «Мир мозаики»
Для детей 5-6 лет
Автор – Составитель:
Шамшурина Н.В.
СПб, Колпино
2022г.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе создания работы по изобразительной деятельности испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Художественная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Изображая что-либо в своих работах, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки, мелкая моторика.
Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Выполнение работы в техники мозаики, знакомство с новыми способами изготовления, материалами, способствует наибольшему всестороннему развитию ребёнка.
Мозаика (от фр. mozaique, итал. mocusu или лат. Musinum) - это некий рисунок, составленный из небольших кусочков какого-то одного материала (например, стекла, камешков, кусочков бумаги и т.д.) Кропотливая работа в технике мозаики требует предельной внимательности, точности, аккуратности. А также, вырабатываются такие важные навыки и умения, как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, внимательность, мышление.
Цель программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации через освоение техники мозаики.
Задачи программы:
- Познакомить с разнообразными видами ручного рукоделия;
- Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразными инструментами, материалами (ножницы, стеки, клей, пазлы, мозаика, бумага);
- Формировать интерес к творческой деятельности, художественный вкус, эстетическое восприятие формы, цвета;
- Формировать представление о ритме рисунка, умение в простейших случаях видеть и составлять ряд закономерно чередующихся предметов, фигур, узоров;
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- Воспитывать в детях чувство аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формирование групп
Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий: 25 мин (старшая).
Срок реализации программы
Программа рассчитана на шесть месяцев обучения с детьми 5-6 лет. План занятий проводится из расчета 1 занятие в неделю.
Принципы, лежащие в основе программы:
Принцип наглядности
Естественная - реальные предметы, растения, животные)
Картинная – рисунки, картины, фото
Графическая – схемы
Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.
Принцип доступности (материал, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития)
Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному.
Формы работы:
индивидуальная
групповая
коллективная
Принципы проведения занятий:
∙ системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приемов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
∙ наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
∙ цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
∙ доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
∙ проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
∙ развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Организация занятий
Мозаика требует определённой усидчивости и терпения. Технология работы, организация занятий, подбор материала – всё имеет свою специфику. В отличии от других изобразительных техник, где возможны изменения в создании композиции по ходу работы, в мозаике существует определённый порядок. Заранее продуман сюжет, который представлен конкретным образом, рисунком. Этот рисунок подготавливает взрослый. Тематика рисунка определяет выбор материалов и фона. В зависимости от выбранного материала (например, кусочки бумаги, ткани, мелкие камешки и т.д.) подбирается фон. В качестве фона можно использовать разные поверхности (картон, пластмасса, пластилин, ткань).
Поскольку все занятия организованы в форме совместной деятельности взрослого и ребёнка, то в качестве фона можно выбрать и стекло в рамках (пластмассовых или деревянных). Контурный рисунок можно выполнить простым карандашом, мелком, маленьким кусочком мыла (на пластмассе или стекле), стекой (на пластилине). Обратите внимание на карандашные линии – они должны быть тонкими, еле заметными.
После предварительной подготовки поверхность фона (за исключением пластилина) смазывают клеем. Причём клей наносят не на всю поверхность фона, а только на отдельные участки, где будет закреплен изобразительный материал. Пластилин наносят на фон, растирают пальцами, чтобы образовался слой 0,3 – 0,5 см, аккуратно разглаживают. Когда закрепляют подготовленный материал, между элементами сохраняются небольшие просветы.
Материалы для изготовления мозаики
Мозаикой можно назвать любое изображение или орнамент, собранный из элементов определённого материала. В работе с детьми дошкольного возраста наиболее распространённые материалы – кусочки бумаги, которые приклеиваются к фону, или семена, которые «вдавливаются» в пластилин. Составить эффектные мозаичные полотна можно на основе пуговиц, мелких камешков, яичной скорлупы, кусочков ткани, ракушек, пайеток, бисера. Технология изготовления мозаики – закрепление выбранного материала к фону через определённые интервалы. Закрепителем будет служить клей ПВА или пластилин. Но все-таки, некоторые материалы требуют определённой подготовки и оформления.
Яичная скорлупа (техника «кракле»)
Можно использовать разную скорлупу: белую, бежевую или цветную с пасхальных яиц. Главное – не берите кусочки с напечатанным на яйце штампом. Со скорлупы надо удалить внутреннюю плёнку. Собранную скорлупу опустите на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промойте в проточной воде.
При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот. Для выкладывания рисунка на фоне используйте пинцет, чтобы наиболее удобно брать маленькие скорлупки. Сетчатый рисунок трещин скорлупы превращает её в привлекательную декоративную картину.
Лоскутки (техника «пэчворк»)
Лоскутная техника, или «пэчворк», заключается в сшивании лоскутков разных по расцветке и фактуре тканей. Также лоскутки можно не сшивать, а приклеить к фону. Для работы наиболее эффективно использовать хлопчатобумажные или пальтовые ткани. Они мягкие, пластичные, легко обрабатываются ножницами.
Хороший эффект достигается сочетанием однотонных тканей, различных по фактуре. Для отделки изделий из лоскутков можно использовать тесьму, отделочные шнуры или ленты. Как правило, узор в пэчворке состоит из отдельных, одинаковых по форме и размеру элементов, составляющих геометрический узор.
Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме.
Пуговицы, бусины, ракушки, камешки
У всех этих материалов разная фактура, размер и форма.
Стеклянные бусины преломляют свет и мерцают.
Неровная поверхность ракушек округлой треугольной формы и камешков создаёт текстуру, которая подчеркивает детали мозаики. Мозаичные картины можно выполнять из ракушек двух видов – двухстворчатых донаксов и морских гребешков. Донакмы – ракушки тёмного цвета, иногда с полосками. Внутри раковины перламутровые. В раскрытом виде они напоминают крылья бабочки. Донаксы можно встретить на Черном море, Финском заливе. Морские гребешки крепкие, округлой формы, похожие на веер раковины. По краю раковины образуются выступы. Поверхность ребристая, кремового, белого цветов. Такие ракушки можно встретить в прибрежных мелководных районах.
Цветовые оттенки пуговиц передадут декоративность композиции.
Но главная идея «предметной мозаики» в том, чтобы у ребёнка сформировались образы множеств: «два», «три», «четыре», «пять», «много», «мало». Взаимодействие с предметами гораздо эмоциональнее, поэтому составляя мозаику нужно сравнивать величины по определённым признакам, выстраивать цветовые ряды по убыванию и возрастанию.
Для фона мозаики подойдёт картон. Лучше всего использовать матовый, а не глянцевый картон. К матовой поверхности проще приклеить детали мозаики. В отличие от картона бумага имеет большее количество цветов и оттенков. Её также можно использовать в качестве фона, но для этого предварительно наклеив на картон. Пластилин, нанесённый тонким слоем на картон, также может быть фоном для мозаики. А на его поверхность можно закреплять семена, ракушки, камешки.
Клей – клей-карандаш, клей ПВА. В качестве клея можно использовать и липкую поверхность самоклеящейся пленки, которая хорошо удерживает мелкие объёмные материалы и бумагу.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети:
- Познакомятся с искусством «мир мозаики»;
- овладеют основными законами композиции изделий;
- будут уметь пользоваться различными материалами, инструментами.
- овладеют разными способами перевода рисунка;
- будет развита мелкая моторика рук и глазомер;
- будут иметь представления о ритме рисунка, смогут видеть и составлять чередующиеся предметы, фигуры, узоры;
- будут аккуратными, бережливыми (экономно использовать материал), содержать в порядке рабочее место.
План работы
Январь | НОД | Программное содержание |
1.Тема: «Удивительный мир мозаики» | Цель: Ознакомление с новым видом искусства – мозаикой. Задачи: 1. Дать представление о видах мозаики. 2. Познакомить с выполнением аппликации в технике «мозаика» 3. Познакомить с материалами, из которых можно составлять мозаичные картины. | |
2. Тема: «Зима в лесу» | Цель: Создание условий для реализации художественно-творческой деятельности детей через аппликацию в технике «мозаика» Задачи: 1. Формировать умение подготавливать материал для аппликации. 2. Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок, одинаковых по форме, но разных по цвету. 3. Освоить навык раскладывания готовых форм на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство листа, и аккуратно наклеивать на фон. 4. Развивать чувство формы и композиции. | |
Февраль | 1. Тема: «Зимний пейзаж» (первая часть) | Цель: Ознакомление с техникой декоративно-прикладного творчества «Кракле», необходимых материалах, инструментах, выполнить изделие из яичной скорлупы. Задачи: 1. Научить детей работе с яичной скорлупой, овладение техникой «кракле» 2. Вызвать интерес к данной технике. 3. Развивать воображение, творческие способности. |
2. Тема: «Зимний пейзаж» (вторая часть) | Цель: Закрепление умения выполнять работу в технике «кракле» Задачи: 1. Продолжить обучение аккуратно выполнять работу . 2. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца. 3. Развивать мышление, аккуратность. | |
3. Тема: «День защитника отечества» (первая часть) | Цель: Ознакомление детей с аппликационной мозаикой в технике торцевания. Задачи: 1. Научить детей технике торцевания 2. Развивать мелкую моторику. 3. Воспитывать патриотизм. | |
4. Тема: «День защитника отечества» (вторая часть) | Цель: Закрепление умение выполнять мозаику в технике торцевания. Задачи: 1. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику. 2. Воспитывать способность доводить начатое дело до конца. | |
Март | 1. Тема: «Цветы для мамы» | Цель: Ознакомление с новым материалом для выполнения мозаики – пайетками. Задачи: 1. Научить работать с новым материалом – пайетками, способом их крепления, сочетания с бумагой. 2. Развивать фантазию, мелкую моторику. 3. Воспитывать усидчивость, качественное выполнение работы. |
2. Тема: «Совы» (первая часть) | Цель: Продолжение развития умения выполнять мозаику с помощью пайеток. Задачи: 1. Закрепить приёмы работы с пайетками, учить аккуратно, последовательно их закреплять. 2. Развивать мелкую моторику. 3. Формировать познавательные процессы: память, внимание, воображение, восприятие. | |
3. Тема: «Совы» (вторая часть) | Цель: Продолжение развития умения выполнять мозаику с помощью бумаги, пайеток и пуговиц. Задачи: 1. Закреплять умение отрезать кусочки бумаги равномерно, подгонять по контуру. 2. Закреплять технику безопасности при работе с ножницами. 3. Закреплять умение работать с клеем, наносить точечно, убирать излишки салфеткой. | |
4. Тема: «Подснежники» | Цель: Закрепление умения выполнять мозаику в технике кракле. Задачи: 1. Закреплять умение работать с яичной скорлупой. 2. Закреплять умение сочетать разные материалы. 3. Формировать познавательные процессы: память, внимание, воображение, восприятие. | |
Апрель | 1. Тема: «Крабики и морской конёк» (первая часть) | Цель: Ознакомление с новым материалом для выполнения мозаики – ракушки, камешки. Задачи: 1. Научить составлять композицию из кусочков ракушек. 2. Показать способы приклеивания ракушек. 3. Формировать аккуратность при выполнении работы. |
2. Тема: «Крабики и морской конёк» (вторая часть) | Цель: Закрепление умения составлять мозаику, подбирая размер и форму частей ракушек. Задачи: 1. Показать, как можно выполнять работу с помощью пинцетов. 2. Показать способ декорирования фона с помощью камешков.3. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое до конца. | |
3. Тема: «Птица» | Цель: Закрепление техники выполнения мозаики из разных материалов (бумаги, перья, камушки, стразы). Задачи: 1. Закреплять умение вырезать изделие чётко по контуру. 2. Формировать умение создавать образ птицы подбирая форму кусочков бумаги. 3. Развивать мышление, внимание, творческую фантазию. | |
4. Тема: «Автомобиль» | Цель: Дать представление в сочетании разных материалов (гофрированная бумага, пуговицы, картон) в выполнении мозаики. Задачи: 1. Формировать умение составлять композицию из различных материалов, сочетать их. 2. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику. 3. Воспитывать способность доводить начатое дело до конца. | |
Май | 1. Тема: «Этот день Победы» (первая часть) | Цель: Изготовление мозаики ко Дню Победы. Задачи: 1. Закреплять умение выполнять мозаику в технике торцевания 2. Развивать творческие способности, интерес к работе, эстетический вкус. |
2. Тема: «Этот день Победы» (вторая часть) | Цель: Изготовление мозаики ко Дню Победы. Задачи: 1. Формировать навык аккуратно выполнять работу. 2.Воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность, чувство патриотизма и уважительное отношение к ветеранам ВОВ. | |
3. Тема: «Деревья» (первая часть) | Цель: Ознакомление с техникой выполнения мозаики с помощью деревянных шпажек. Задачи: 1. Формировать умение создавать силуэт дерева из деревянных шпажек, аккуратно выполнять работу. 2. Формировать умение располагать композицию по всему листу. | |
4. Тема: «Деревья» (вторая часть) | Цель: Закрепление техники выполнения мозаики камешками. Задачи: 1. Формировать умение создавать композицию камешками, аккуратно выполнять работу. 2. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Ритмическая мозаика"
Программа платной дополнительной образовательной услуги Кружок "Ритмическая мозаика".Вораст: средняя группа...
Дополнительная общеразвивающая программа "Ритмическая мозаика"
Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика» направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. Программа основана на игровом мето...
Рабочая программа "Танцевальная мозаика"
Рабочая программа дополнительного образования для старшего дошкольного возраста, осуществляемая в рамках кружка "Позитив"...
Перспективный план дополнительной программы «Лоскутная мозаика»
Программа дополнительного образования «Лоскутная мозаика» составлена с учетом ФГОС и основана на интеграции художественно – изобразительной, познавательной, коммуникативной деятельности с внедрением с...
Программа "Цветная мозаика"
Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Цветная мозаика» с детьми младшего дошкольного возрастаПаспорт программы по сенсорике «Цветная мозаика» Разработала программу:Волковска...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика"
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Ритмическая мозаика" рассчитана на возраст детей 3-4 лет....
Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...