Программа "Цветная мозаика"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа по сенсорике «Цветная мозаика» с детьми младшего дошкольного возраста
Паспорт программы по сенсорике
«Цветная мозаика»
Разработала программу:
Волковская Валентина Викторовна
воспитатель I квалификационной категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsvetnaya_mozaika.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Верхнедобринский детский сад»
Дополнительная образовательная программа
по сенсорике «Цветная мозаика»
с детьми младшего дошкольного возраста
Паспорт программы по сенсорике
«Цветная мозаика»
Разработала программу:
Волковская Валентина Викторовна
воспитатель I квалификационной категории
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
- Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
- Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Пояснительная записка
Перспективное планирование по играм-занятиям с дидактическим материалом для детей раннего возраста разработано в «В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой допущенной Министерством образования и науки РФ.
Необходимость написания перспективного планирования обусловлена созданием системы работы по развитию умственной деятельности детей, обогащению их сенсорного опыта, развитию мелкой моторики пальцев рук.
В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.
Перспективный план по сенсорному воспитанию на 2012 – 2013 учебный год с детьми 1 мл. группы.
Дата | Игры - занятия | Цель | Образовательные области |
С Е Н Т Я Б Р Ь | № 1. «В гостях у Осени» № 2 «Волшебная коробочка»
Д/и: «Шнуровка» | Цель:
Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения. 2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине. 3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями. 4. Развивать мелкую моторику. Цель: развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. |
|
О К Т Я Б Р Ь | № 1 «Игрушки» № 2 «Солнечный круг» Д/и: «Полянка» | Цель: Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый; воспринимать и различать оттенки. Закреплять умение рассказывать стихотворение, четко проговаривая слова, формировать представление о величине: большой, маленький, закреплять умение детей держать кисть тремя пальцами за железным наконечником, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. Закреплять знание у детей цвета и формы. Развивать воображение, память, образное мышление. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями Цели: Учить группировать предметы по цвету. Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов. Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». |
|
Н О Я Б Р Ь | № 1 «Протолкни предмет» № 2 «Как Миша и Мишутка подружились» Д/и: «Подбери чашку к блюдцу» | Цель. Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками. Цель: Обогащать представления детей об окружающем мире, о разных литературных жанрах (загадки, стихи, песенки, потешки), активизировать словарь: чайная посуда, пара, поровну, один, много, круглый, квадратный, треугольный, дикое животное – медведь о том, что каждый предмет имеет цвет, форму, размер и предназначение.. Цель: учить сопоставлять и сравнивать предметы по цвету, форме и размеру. |
|
Д Е К А Б Р Ь | № 1 «Зима пришла» № 2 «Ёлка в гости к нам пришла» Д/и: «Бусы» | Цель: активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей, закрепление знаний, умений и навыков. закрепление знаний о зиме; закрепление знаний о предметах одежды, ее назначении; активизация словаря; формирование заинтересованного отношения к рисованию; закрепление приемов рисования; развитие чувства доброты, желание заботиться о птицах; развитие интереса к участию в игровых импровизациях. Цель: Развивать умения детей располагать прищепки определенного цвета, используя дидактическую игру: «Укрась елочку». Учить детей рисовать пальцами, используя гуашь определенного цвета. Продолжать совершенствовать умение детей водить хоровод. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости |
|
Я Н В А Р Ь | № 1 «Украшаем ёлочку шарами» № 2 «Колобок и шарики» Д/и: «Разложи фигуры по местам» | Цели: - уточнить представления о новогоднем празднике; - учить детей рассматривать предметы (ёлку, ёлочные шарики); - познакомить детей с новым цветом (зелёный); - развивать речь, мелкую и общую моторику пальцев рук; - воспитывать у детей внимание и интерес к занятиям; - продолжать учить детей подбирать шарики к нашитым на ёлку пуговицам соответствующего цвета (красный, жёлтый, синий); Цель: закрепить сенсорные эталоны: форма, размер, обогащать словарный запас, воспитывать у детей интерес к занятию. Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами. |
Позн
|
Ф Е В Р А Л Ь | № 1 «Снеговик в гостях у ребят» № 2 «Разноцветные шарики» Д/и: «Угадай на вкус» | Цель: употреблять в речи названия основных цветов. Развивать речевую активность : Продолжать учить детей действовать со сборно-разборными игрушками, учить составлять предметы из частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве, подбирая в соотношении: большой, поменьше, маленький.
Цель: Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент; продолжать учить различать один и много предметов; Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина. Упражнять в группировке предметов по цвету. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество). Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. |
|
М А Р Т | № 1 «Колокольчик» № 2 «Ведёрки для Зайки и Мишки» Д/и: «Лёгкий – тяжёлый» | Цель: Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький). Активизировать речь детей "колокольчик звенит", "погремушка гремит". Цель: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. |
(конструирование)
|
А П Р Е Л Ь | № 1 «Плывут наши кораблики» № 2 «Волшебный зонт» Д/и: «Ёжики» | Цель: Учить детей создавать композицию. Используя игровые приемы, закреплять у детей умение рисовать горизонтальные линии, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять навык рисования краской пальчиками. Повторить названия цветов, формы, величины. Развивать у детей восприятие, воображение, ощущение, радость творчества. Способствовать обыгрыванию рисунка с использованием лепки, мелких игрушек. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Цель: учить соотносить слова с предметами, Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. (с бельевыми прищепками) формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. |
|
М А Й | № 1 «Курочка и цыплята» № 2 «Волшебная картина» Д/и: «Укрась бабочку» | Цель: развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений; Цель:Закрепить цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный). Развивать: память, внимание, мелкую мускулатуру рук, употреблять речевые фомы вежливого обращения (здороваться, прощаться) Воспитывать : чувство взаимопомощи, умение работать дружно. Учить детей различать цвета, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопрос воспитателя Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику. |
|
Работа с родителями
- Консультации на темы:
- «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
- «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
- «Дидактические игры по сенсорике».
- Выставка дидактического материала.
- Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье.
- Показ открытых мероприятий;
- Индивидуальные беседы;
Работа с воспитателями
- Консультации на темы:
- «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»;
- Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего и младшего возраста в семье;
- Мастер – класс по изготовлению дидактического материала для развития сенсорики «Игры своими руками».
- Выставка дидактического материала.
- Показ открытых мероприятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель
Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...
Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."
Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....
Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)
Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...
"Цветочная мозаика"
План проведения развлечения для детей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012
Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...
"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - осенняя викторина
Конспект осенней викторины. Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарн...
"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - весенняя викторина
Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарниках; учить распознавать де...