Особенности социального развития умственно отсталых детей
презентация к уроку (старшая группа)

Воробьева Алина Вячеславовна

Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с интеллектуальными трудностями входит во все разделы программы обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnoe_zadanie_3.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Учебный проект Нижний Новгород 2022 «Особенности социального развития умственно отсталых детей и подростков» Подготовила студентка Группы МС-21: Воробьева А.В.

Слайд 2

Анализ научных исследований и методических подходов Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с интеллектуальными трудностями входит во все разделы программы обучения и воспитания. Автор обосновала организационную форму и содержание начального этапа коррекционно-педагогической работы по социальному развитию ребенка . Для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью были созданы специальные педагогические условия Закрепина А.В . Разработка методики изучения и выявления особенностей социального развития детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, а так же выделение компонентов готовности детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью к включению их в коллектив сверстников. Володина И. С . предприняла попытку изучения социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью. была предложена методика, позволяющая исследовать особенности социального интеллекта детей младшего школьного возраста. Впервые социальный интеллект был рассмотрен с позиций структурно-интегративного подхода. Были выделены специфические для детей с нарушениями интеллектуального развития особенности межличностного познания, обусловленные структурными нарушениями когнитивной конструкции (низким уровнем дифференцированности и интегрированности).

Слайд 3

Анализ научных исследований и методических подходов Понятие «социальное развитие (социализация)» включает контактность и ее формы, состояние средств общения, эмоциональной сферы, навыков самообслуживания. Работа по социализации детей с интеллектуальными трудностями входит во все разделы программы обучения и воспитания. Боброва В.В. Олексюк З.Я. При социализации детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью нарушения интеллекта – воспитанников психоневрологического стационара необходимо учитывать: специфику психоневрологического стационара как среды социализации, степень нарушения как вербального, так и невербального компонента общения, недоразвитие эмоциональной сферы, несформированность игровой, бытовой и трудовой деятельности, уровень психической активности, разнородность и различный темп развития, необходимость комплексного подхода к абилитации данной категории детей Дмитриева Е.Е . и Фалина С.А. Излагают теоретические представления о сущности социального интеллекта, экспериментальные данные об особенностях развития социального интеллекта (когнитивном и эмоционально-поведенческом компонентов) у детей с различными вариантами нарушенного развития: у детей с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью, общим недоразвитием речи и нормально развивающихся сверстников

Слайд 4

Шульженко Н.В раскрывает, каким образом в процессе овладения навыками самообслуживания у детей происходит овладение операционной стороной деятельности, благодаря чему, дети становятся более самостоятельными в удовлетворении своих потребностей. Иванова Е.Г. рассматривает актуальные методы и приемы , направленные на формирование навыков самообслуживания у умственно отсталых детей на начальном этапе их обучения в школе. Автор так же определяет педагогическую технологию и выделяет в ней несколько мероприятий: сформированность двигательных действий; состояние уровня представлений детей о себе и об окружающем мире; способность к планированию выполнения заданий социально-бытового – характера по инструкции педагога. Омарова О.П. уделяет внимание проблеме социализации детей с умственной отсталостью в условиях специализированных школ. Автор так же определяет введение нового принципа в воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта - принципа социализирующего воздействия.

Слайд 5

Корякова Е.В. освещает проблему социализации ребенка с особыми образовательными потребностями, рассмотривает особенности семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, определяет круг проблем, с которыми сталкиваются родители «особого» ребенка . В конце данного исследования представлен анализ полученных результатов Цуциева Ж.Ч. впервые в результате комплексного клинико-психологического и педагогического экпериментального исследования выявлено, что социально-трудовая адаптация подростков с умственной отсталостью зависит не только от степени умственной отсталости, но и от структуры интеллектуальных функций, личностных характеристик, многих составляющих психомоторных функций, соматического здоровья подростков и социальной среды, в которой развивался ребенок . впервые определены факторы, затрудняющие социально-трудовую адаптацию и факторы относительно благоприятные для социально-трудовой адаптации. Кучина Т.И . описывает психокоррекционную работу, по социально-психологической адаптации подростков с лёгкой степенью умственной отсталости. Психокоррекционная программа разработанная автором направлена на снижение уровня агрессивности, конфликтности, развитие умения выстраивать межличностные отношения с окружающими; развитие личности умственно отсталого ребёнка, прежде всего в плане формирования адекватной самооценки, развития уверенности в себе, умения брать ответственность на себя.

Слайд 6

Махова В.М. в своих работах впервые осуществила комплексное экспериментальное исследование феномена «психической адаптации» у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью; изучена динамика эмоционального отношения ребёнка к семье и педагогу в период его адаптации к школе; выявлены особенности эмоционального реагирования и личностные свойства умственно отсталого ребёнка как субъекта общения и учебной деятельности; установлены факторы, препятствующие нормальному течению адаптационного процесса в условиях специального обучения; ?

Слайд 7

Методика «Обследования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью». Авторы: Н. В. Шульженко . Цель: изучение и формирование у младших дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью социально-бытовых навыков как основы для дальнейшего трудового обучения. Программа психологической диагностики (диагностический материал и схема представления результатов) Изучение знаний детей о себе и о предметах окружающего мира . 1. Части тела. 2. Одежда и обувь. 3. Посуда. 4. Мебель. 5. Предметы, необходимые для удовлетворения естественных потребностей :. II. Изучение развития двигательной сферы (мелкой моторики). Для изучения двигательной сферы (мелкой моторики) обследуются умения детей застегивать и расстегивать «липучки», молнии, пуговицы. III. Изучение сформированности социально-бытовых навыков. Для изучения сформированности социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используется метод наблюдения за повседневной жизнью.

Слайд 8

Для проведения анкетирования родителей целесообразно использовать лист жизненных компетенций, разработанный С.А. Морозовым 2. Диагностика качественной специфики Я-социального у младших школьников с легкой умственной отсталостью . Исследование ожидаемого отношения от представителей ближайшего окружения проводиться с помощью методики «Шарики » 2. При исследовании компонентов Я-социального для определения отношения к представителям ближайшего окружения использовалась модификация методики «Лесенка». 3. Для изучения ожидаемого отношения от представителей ближайшего окружения и собственного отношения ребенка к ним в структуре Я-социального использовалась модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса-Леви . Методика «Надо быть таким».

Слайд 9

Программа психологической диагностики (диагностический материал и схема представления результатов) . Методика «Исследования самооценки Дембо -Рубинштейн ». Цель : методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Методика «Исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии». Цель: изучить социометрический статус каждого ребенка в группе . Методика «Тест школьной тревожности Филипса». Цель: изучить социометрический статус каждого ребенка в группе. Методика «Опросник Басса-Дарки ». Цель: диагностика уровня агрессии . Методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А Климова». Цель: методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Слайд 10

Психологическая коррекция (направления, формы, методы и средства) Для изучения социально-бытовых навыков применяется методика Л. М. Шипицыной , которая предлагает изучать состояние социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью составляется специальная схема обследования, включающая в себя следующие методы: беседа и наблюдение Формирование и коррекция социально-бытовых навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости требует специальных психолого-педагогических методов: систематические практико-игровые упражнения по методу Т. И. Пороцкой [13], беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения по методу Л. П. Уфимцевой, дидактические игры, предметно-практические занятия, моделирование ситуаций по методу Н. С. Холодовой, игровой метод с использованием бумажной куклы по методу В. В. Бобровой [2], коррекционно-развивающие занятия и тренинги по методу Т. П. Мадеевой [10], метод агротерапии Т. К. Балдуновой . Обучение воспитанников социально-бытовым навыкам по программе Т. П. Мадеевой производится по следующим разделам: безопасность жизнедеятельности, жилые помещения, культура поведения и общения, одежда и обувь, ориентирование в окружающем мире, отдых и досуг (я и мое свободное время), охрана здоровья и физическое развитие, питание, природа.

Слайд 11

Среди методов воспитательного действия ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами), репродуктивные (работа по образцам), частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр), предметно-практические методы, Система специальных коррекционно-развивающих методов, методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование), методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение), методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки ). Организация работы по формированию социально-бытовых навыков умственно отсталых детей реализуется в следующих формах: коррекционно-развивающие занятия, дидактические, имитирующие и сюжетные игры, беседы, тренинги, прогулки, походы, экскурсии, практические занятия, наблюдения, чтение книг, просмотр кино и видеоматериалов, общение со сверстниками и участие в конкурсах .

Слайд 12

Психологическая коррекция (направления, формы, методы и средства) Развитие социального интеллекта у детей начальной школы будет успешно происходить при следующих условиях: учет индивидуальных особенностей детей; создание разнообразной среды для проявления любознательности и мотивации к совместной деятельности в плоскостях « ребенок — взрослый», « ребенок — ребенок » . Сформированность социального интеллекта ребёнка зависит от многих факторов. Одним из важных моментов его развития является использование проблемных вопросов при работе с ребёнком, будь то практическая деятельность, текстовый материал, сюжетные картинки или что-то иное. Обсуждение, построенное на демонстрации неоднозначности жизненных ситуаций, сложности переживаний и вариативности поведенческих реакций, формирует в ребёнке гибкость мышления в противовес шаблонности и является необходимым условием развития адаптивных возможностей. Формированием социального интеллекта является социальная направленность личности.

Слайд 13

Психологическое консультирование и просвещение семьи Консультация для родителей: «Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью» В консультации представляются специфические особенности обучения и социализации детей с интеллектуальной недостаточностью, а так же освещается работапо эмоциональному и социально-личностному развитию по нескольким направлениям. Даются рекомендации родителям по социализации данной категории детей, а так же расскрываются направления коррекционной работы по социально-личностному развитию.

Слайд 14

Психологическое консультирование и просвещение семьи Рекомендации для родителей и педагогов «Как развить социально-бытовые навыки ребенку с умственной отсталостью» В данных рекомендациях рассматривается план развития социально-бытовых навыков, а так же приводится пример плана работы состоящий из 5 пунктов. Далее предлагаются советы для родителей по реализации плана.

Слайд 15

Спасибо за внимание! 2022 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Особенности социального развития детей дошкольного возраста

В работе раскрыты особенности социального развития дошкольников по возрастам....

«Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:1. В повседневной жизни:- привлечение друг к другу...

К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития

В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....

К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...