«Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью»
консультация (старшая группа) на тему
Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:
1. В повседневной жизни:
- привлечение друг к другу;
- оказание помощи сверстникам и взрослым;
- коллективная работа.
2. В процессе специальных игр и упражнений
3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм.
4. В процессе лепки, рисования, конструирования, хозяйственно- бытового труда за счет усиления социальной направленности.
5. В процессе работы по развитию речи.
6. Во время индивидуальной коррекционной работы.
Овладение социальными нормами и правилами поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью процесс длительный, требующий большого количества повторений, привитие определенных навыков, научение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_sotsialnogo_razvitiya_u_detey_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью»
МБДОУ д/с № 29
Воспитатель:
Кузьминова Т. И.
Общение для особых детей может стать или дверью ведущей в мир многообразных возможностей и опыта, или барьером. Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям полностью раскрыть их потенциальные возможности (и вообще, каковы они), тем успешнее их интеграция в общество. Качество той работы, которую делают родители, педагоги имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.
Либби Кумин
Не вызывает сомнений, что особые дети проходят определенные этапы развития, и формирование представлений, умений и навыков происходит ступенчато. Общие принципы обучения и социализации разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих этим детям:
1. Медленное формирование понятий и становление навыков:
- снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
- необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
- низкий уровень обобщения;
- утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
- трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученной;
- сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипные заученные повторяемые многократно действия;
- трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;
- нарушение планирования действий.
3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
4. Особенностью предметно-практического мышления характерно для этого возраста необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для целостного образа (зрения, слух, тактильная чувствительность)
Наилучшие результаты дает зрительно - телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.
5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
6. Дети с интеллектуальной недостаточностью обладают различным исходным уровнем и темпом развития.
Учитывая все особенности развития умственно отсталых детей при обучении и социализации необходимо использовать и опираться на:
- наглядно-действенное мышление как базу для перехода к наглядно- образному и логическому мышлению;
- чувственный опыт ребенка и предметность мышления.
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдается выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной обедненности имеет место снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному
заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Нередко даже отношение к матери лишено адекватной положительной эмоциональной окраски. Задерживается процесс формирования системы - мы, которая является результатом делового сотрудничества взрослого и ребенка в предметной деятельности. Вследствие этого выделение собственного я из системы мы, не только запаздывает во времени, но слабо выражено. Ребенок практически не стремится к самостоятельности и остается индифферентным к своим достижениям.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия происходит медленно, с большим трудом. Умственно отсталые дети живут рядом, но не вместе. Все вопросы решаются посредством взрослого.
Объяснить недоразвитие личностных новообразований только органическими нарушениями неправомерно, во многом это связано с дефицитом эмоционального и делового общения взрослого с младенцем в раннем детстве. Вследствие причин биосоциального характера у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается недоразвитие эмоционального и коммуникативного поведения ,предметных действий, познавательных функций речи, действий замещения, превращения, Я- позиции, стремление к самостоятельности, потребности в похвале, поддержке со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.
Коррекционная работа по социально - личностному развитию направленна, прежде всего, на формирование у ребенка образа-Я, Я- сознания, открытие сверстника, восприятие его на положительной основе и обучение способом взаимодействия, развитие деловой, вне ситуативно- личностной и вне ситуативно-познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений;
развитие способности отражать эти отношения в перечисленных видах деятельности, развитие произвольности программирования и контроля.
Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:
1. В повседневной жизни:
- привлечение друг к другу;
- оказание помощи сверстникам и взрослым;
- коллективная работа.
2. В процессе специальных игр и упражнений
3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм.
4. В процессе лепки, рисования, конструирования, хозяйственно- бытового труда за счет усиления социальной направленности.
5. В процессе работы по развитию речи.
6. Во время индивидуальной коррекционной работы.
Овладение социальными нормами и правилами поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью процесс длительный, требующий большого количества повторений, привитие определенных навыков, научение.
Методы ознакомления детей с социальной действительностью
L Повышающие | II. Повышающие | III. Способствуют | IV. Коррекции и уточнения |
познавательную активность | эмоциональную активность | установлению связи между | представления о социальном |
видами деятельности | мире | ||
- Вопросы | - Игровые приемы | - Прием предложения и | I |
обучения способу | - Повторения | ||
установления связи, | |||
- Повторения | - Сюрпризные моменты и | действий | - Упражнения |
элементы новизны | |||
- Перспективное | - Наблюдения | ||
- Экспериментирование и | планирование | ||
опыты | - Юмор и шутки | - Объяснения | |
- Беседы | |||
- Опыты, эксперименты | |||
- Решение логических задач | - Опосредованное | II | |
- Сочетание других средств | переключение на другую | - Индивидуальные беседы | |
деятельность | |||
- Элементарный анализ и | - Оценки, анализ | ||
казуальный анализ (метод | |||
анализа и синтеза) | - Обсуждения способа | ||
действия | |||
- Проигрывание ситуации |
Основы социального взаимодействия
Социальные способности Социальные навыки
- Положительный образ «Я» - Способность к восприятию Умение устанавливать Умение реализовать
другого человека контакты и действовать способы поведения
- Доверие (других людей) в различных
коммуникативных
- Уверенность ситуациях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучение памяти в научной литературе...
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».
В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным инт...
Консультация для родителей "Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Особенности в развитиии детей с ОВЗ...
Статья на тему "Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью"
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как ...