«Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью»
консультация (старшая группа) на тему

Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:

1. В повседневной жизни:

- привлечение друг к другу;

- оказание помощи сверстникам и взрослым;

- коллективная работа.

2. В процессе специальных игр и упражнений

3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм.

4. В процессе лепки, рисования, конструирования, хозяйственно- бытового труда за счет усиления социальной направленности.

5. В процессе работы по развитию речи.

6. Во время индивидуальной коррекционной работы.

Овладение социальными нормами и правилами поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью процесс длительный, требующий большого количества повторений, привитие определенных навыков, научение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности социального развития у детей с интеллектуальной недостаточностью»

МБДОУ д/с № 29

Воспитатель:

Кузьминова Т. И.

Ставрополь, 2014

Общение для особых детей может стать или дверью ведущей в мир многообразных возможностей и опыта, или барьером. Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям полностью раскрыть их потенциальные возможности (и вообще, каковы они), тем успешнее их интеграция в общество. Качество той работы, которую делают родители, педагоги имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.

                                                Либби Кумин

Не вызывает сомнений, что особые дети проходят определенные этапы развития, и формирование представлений, умений и навыков происходит ступенчато. Общие принципы обучения и социализации разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особенностей, присущих этим детям:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

- снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

- необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

- низкий уровень обобщения;

- утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

- трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученной;

- сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипные заученные повторяемые многократно действия;

- трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета или выполнения цепочки действий;

- нарушение планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметно-практического мышления характерно для этого возраста необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для целостного образа (зрения, слух, тактильная чувствительность)

Наилучшие результаты дает зрительно - телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает, связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

6. Дети с интеллектуальной недостаточностью обладают различным исходным уровнем и темпом развития.

Учитывая все особенности развития умственно отсталых детей при обучении и социализации необходимо использовать и опираться на:

- наглядно-действенное мышление как базу для перехода к наглядно- образному и логическому мышлению;

- чувственный опыт ребенка и предметность мышления.

У детей    с   интеллектуальной    недостаточностью    наблюдается выраженное    своеобразие    эмоционального и социально-личностного развития.  На   фоне   общей   эмоциональной обедненности имеет место снижение   эмоциональной   отзывчивости,   способности   к   эмоциональному

заражению, подражанию, слабая реакция на новое. Нередко даже отношение к матери лишено адекватной положительной эмоциональной окраски. Задерживается процесс формирования системы - мы, которая является результатом делового сотрудничества взрослого и ребенка в предметной деятельности. Вследствие этого выделение собственного я из системы мы, не только запаздывает во времени, но слабо выражено. Ребенок практически не стремится к самостоятельности и остается индифферентным к своим достижениям.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью плохо выделяет сверстника в качестве объекта взаимодействия, поэтому овладение средствами межличностного взаимодействия происходит медленно, с большим трудом. Умственно отсталые дети живут рядом, но не вместе. Все вопросы решаются посредством взрослого.

Объяснить недоразвитие личностных новообразований только органическими нарушениями неправомерно, во многом это связано с дефицитом эмоционального и делового общения взрослого с младенцем в раннем детстве. Вследствие причин биосоциального характера у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается недоразвитие эмоционального и коммуникативного поведения ,предметных действий, познавательных функций речи, действий замещения, превращения, Я- позиции, стремление к самостоятельности, потребности в похвале, поддержке со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним.

Коррекционная   работа   по  социально - личностному развитию направленна,   прежде   всего, на формирование у ребенка образа-Я,  Я- сознания, открытие сверстника, восприятие его на положительной основе и обучение способом взаимодействия, развитие деловой, вне ситуативно- личностной и вне ситуативно-познавательной форм общения; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений; выделение   и   осознание  различных  уровней  и видов социальных отношений;

развитие способности отражать эти отношения в перечисленных видах деятельности, развитие произвольности программирования и контроля.

Работа по эмоциональному и социально-личностному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется по нескольким направлениям:

1. В повседневной жизни:

- привлечение друг к другу;

- оказание помощи сверстникам и взрослым;

- коллективная работа.

2. В процессе специальных игр и упражнений

3. В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм.

4. В процессе лепки, рисования, конструирования, хозяйственно- бытового труда за счет усиления социальной направленности.

5. В процессе работы по развитию речи.

6. Во время индивидуальной коррекционной работы.

Овладение социальными нормами и правилами поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью процесс длительный, требующий большого количества повторений, привитие определенных навыков, научение.


Методы ознакомления детей с социальной действительностью

L Повышающие

II. Повышающие

III. Способствуют

IV. Коррекции и уточнения

познавательную активность

эмоциональную активность

установлению связи между

представления о социальном

видами деятельности

мире

- Вопросы

- Игровые приемы

- Прием предложения и

I

обучения способу

- Повторения

установления связи,

- Повторения

- Сюрпризные моменты и

действий

- Упражнения

элементы новизны

- Перспективное

- Наблюдения

- Экспериментирование и

планирование

опыты

- Юмор и шутки

- Объяснения

- Беседы

- Опыты, эксперименты

- Решение логических задач

- Опосредованное

II

- Сочетание других средств

переключение на другую

- Индивидуальные беседы

деятельность

- Элементарный анализ и

- Оценки, анализ

казуальный анализ (метод

анализа и синтеза)

- Обсуждения способа

действия

- Проигрывание ситуации

Основы социального взаимодействия

Социальные способности                                         Социальные навыки

- Положительный образ «Я»            - Способность к восприятию                          Умение устанавливать           Умение реализовать

                                                              другого человека                                            контакты и действовать          способы поведения

- Доверие                                             (других людей)                                                     в различных

                                                                                                                                          коммуникативных  

- Уверенность                                                                                                                      ситуациях      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...

Атаева Елизавета. Анализ проекта социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью «Маленькими шагами в большой мир» г. Сургут, МБДОУ № 32 «Аист».

В целом взаимодействие взрослого с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, которые приводят к социально-личностному недоразвитию, направлено на пробуждение и стимулирование возникновения у ребенк...

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Статья на тему "Особенности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью"

Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как ...