К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития
статья на тему
В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития
Гомзина Л.В., воспитатель, МДОУ Д/с №17 к.в., Орел
Вопросы развития и коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР, формирования у них общих знаний и умений традиционно привлекали внимание исследователей, в то время как проблема социального развития этих детей освящена в меньшей степени.
С формирования первоначальных представлений о себе начинается приобщение ребенка к социальному миру, построение его отношений со взрослыми и сверстниками. На основе представлений о себе ребенок начинает эффективнее оценивать свои возможности, понимать отношение к нему окружающих.
У детей с ЗПР отмечаются сложности в понимании и осмысливании событий собственной жизни, жизни окружающих, сложности в выстраивании взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми. Для того, чтобы ребенок научился легко адаптироваться к новым условиям, видеть и понимать человеческие чувства, переживания и поступки, более осознанно воспринимать и понимать события, явления и факты социальной действительности, необходима планомерная систематическая работа в данном направлении.
Нами было проведено изучение уровня социального развития детей, посещающих диагностико-коррекционную группу ДОУ. Было обследовано 14 детей с ЗПР ц/о генеза.
Диагностика уровня социального развития детей проводилась с помощью методики В.О. Скворцовой (2006).
Так, нам удалось выяснить, что дети с уровнем социального развития выше среднего составляют 21,4% (3 ребенка) от общего числа обследованных детей. Эти воспитанники охотно контактируют со взрослыми, успешно используют их помощь и действуют под их руководством; хорошо чувствуют себя в группе сверстников (независимо от размера этой группы), участвуют в совместной с детьми деятельности. Дети с данным уровнем социального развития способны контролировать свои импульсы, стремятся к улаживанию разногласий с детьми, они стремятся к общению, знают о жизни своей семьи, детского сада, группы, а также общества за пределами семьи и ДОУ; эти воспитании способны использовать полученную информацию в своей деятельности.
Дошкольники со средним уровнем социального развития (35,75%, 5 детей) иногда склонны избегать взаимодействия со взрослыми и сверстниками, хотя в целом хорошо контактируют с ними. При этом они обычно предпочитают играть в малой группе и настороженно относятся к реализации чужого замысла (например, в игре). Дети выражают свои чувства словами и улаживают разногласия со сверстниками; знания о жизни семьи и детского сада сочетаются у них с наличием представлений о жизни общества за их пределами.
В группе детей с низким уровнем социального развития (42,85%, 6 детей) нами согласно методике обследования были отнесены воспитанники, предпочитающие малые группы, неохотно идущие (или неумеющие идти) на контакт, такие дети редко могут выбрать себе занятие, затрудняются в участии в совместных играх; отношение со взрослыми у них хорошие, но отмечается избирательность в контактах. Дети данной группы не всегда контролируют свои импульсы, не умеют улаживать разногласия; представления о жизни своей семьи у них имеются, но знаний о жизни общества вне семьи и детского сада не сформированы.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что для детей с ЗПР характерны преимущественно низкий и средний уровни социального развития, что подтверждает важность организации специальной работы в данном направлении.
Следует добавить, что у детей, показавших низкий уровень социального развития, в семьях отмечаются различные неблагополучные факторы (низкий уровень общей и педагогической культуры родителей, неблагополучный психологический климат в семье, деформации семьи), а средний и выше среднего уровни имеют дети, семьи которых (в том числе неполные, малообеспеченные) заинтересованы в воспитании своего ребенка.
В настоящее время нами проводится работа по социальному развитию тетей в диагностико-коррекционной группе: в повседневной жизни детей в детском саду, в ходе специально организованных игр и упражнений, в процессе работы по развитию речи и формированию изобразительных и конструктивных умений, хозяйственно бытовых навыков, во время индивидуальной работы. Мы опираемся на раздел «Социальное воспитание» Программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и предложенную С.А. Козловой методику работы по приобщению дошкольников к социальному миру. Используются различные виды деятельности: познавательные беседы, чтение художественной литературы, изобразительная и конструктивная деятельность, дидактические игры и упражнения, музыка, опыты и наблюдения; соблюдаются условия при организации и коррекции социального воздействия: эмоционально-личностный контакт со взрослым, усвоение детьми социального опыта в ходе общения со взрослыми; создание предпосылок к сотрудничеству; совершенствование навыков коллективной и совместной игровой деятельности; индивидуально дифференцированный подход в общении, систематичность и последовательность, повторяемость, концентричность, а также связь с жизнью и использование разнообразного материала.
Особое внимание уделяется работе с семьей.
Формирование у детей с ЗПР представлений о себе и социуме – необходимый элемент подготовки их к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-411961-1393416888.jpg)
Сотрудничество учителя-дефектолога с семьей в развитии коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
из опыта работыСемья помогает ребенку расти и жить. В семье он усваивает социальные нормы и ценности, приобретает опыт самореализации. Учиться жить по законам общества.Формирование коммуникативных спо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-487993-1411822110.jpg)
Перспективное планирование занятий по социальному развитию детей с задержкой психического развития
Перспективный план составлен на три года обучения, содержание которого составляют занятия, дидактические упражнения. Для каждого занятия определены коррекционные задачи на развитие психических функций...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-719568-1449111146.jpg)
Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»
Задачи реализации Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...
Особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/15/picture-905720-1526407711.jpg)
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития
В презентации рассматривается особенности всех сторон речи у детей с задержкой психического развития...
Особенности познавательного развития детей с задержкой психического развития.
Консультация по коррекционной педагогике...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/20/picture-1496809-1700488124.jpg)
Консультация для педагогов. Тема: «Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития»
Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития.Нарушения речи при задержке психического развития преимущественно имеют систе...