Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
статья
Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о роли социального развития и возрастных особенностях социального развития дошкольников, потому что непременно учитывая индивидуальные, возрастные, личностные качества детей, можно решать задачи, которое ставит перед собой социальное развитие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_razvitie_doshkolnikov.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Полукова Татьяна Владимировна
ГБДОУ детский сад №71
г. Санкт-Петербург
Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
Современное образование и воспитание детей дошкольного возраста ставит новые задачи и приоритеты в педагогике. Открытие научных гипотез и исследований, выводы в педагогике и психологии за последние десятилетия говорят о том, что особенности дошкольного возраста заключаются не только в овладении познавательных навыков, умений и знаний дошкольников, но и в становлении прежде всего ребенка как личности.
В дошкольном возрасте у детей происходит становление фундаментальных свойств его личности, такие как самопознание, нравственные и моральные установки , социальные потребности и особенности в системе отношений с другими людьми. Поэтому ставя перед собой задачу социального развития детей дошкольного возраста, обязательно нужно правильно расставлять приоритеты. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Опираясь на эти приоритеты, можно способствовать формированию детей, как свободных, творческих личностей с чувством достоинства и уважением к другим людям, добрыми и отзывчивыми, способными владеть своим поведением.
Условием для социального развития детей является положительный микроклимат, использование разных видов деятельности, взаимодействие с семьей ребенка.
У каждого возраста есть свои особенности и различия. Нужно учитывать возрастные особенности и формирование ребенка на разных этапах, и не забывать, что каждый ребенок – это прежде всего индивидуальность и требуется индивидуальный подход к каждому ребенку.
Общие особенности социального развития дошкольников:
- ребенок-дошкольник стремится, как можно больше узнать о себе
- уже в дошкольном возрасте у ребенка много социальных ролей: он — сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг.
- взрослый выступает в качестве образца и центром любой ситуации, поэтому взаимодействие и взаимоотношения имеют для детей огромное значение.
- дети очень чувствительны к намерениям, настроениям, эмоциональным состояниям взрослых.
- к сверстникам дети сохраняют чаще эгоцентрическую позицию
- активность и устремления детей во внешнем мире всегда пристрастны и зависят от его желаний и потребностей.
- предметами чувств и явлений становятся только те, которые действительно значимы для ребенка.
-внутренний мир ребенка очень подвижен, поэтому он склонен за короткое время производить неоднократную смену чувств и настроений
-переживания у ребенка дошкольного возраста хоть и непродолжительны, но захватывают его полностью, поэтому они глубоко переживают как радость, так и обиду
-самооценка дошкольника очень эмоциональна, чаще всего оценивают себя положительно, реже отрицательно.
-умение ребенка давать оценку результатам своей деятельности во многом зависит от умения давать оценку результатам других детей
- в дошкольном возрасте формируется психический пол ребенка
Особенности социального развития детей младшего возраста:
- дети эгоистичны, трудно входят в положение другого человека, не могут поставить себя на его место
- чаще причиной ссор, конфликтов и даже драк детей является отсутствие взаимопонимания.
-нравственные и моральные представления у детей слиты прежде всего с эмоциональным отношением к людям или героям литературных произведений или другим персонажам , например, мультфильмов
- оценки детей более субъективны и зависят от эмоционального отношения ребенка к оцениваемому объекту, предмету или явлению
- как правило, чем младше ребенок, тем менее значимы для них оценки сверстников
- дети младшего возраста чаще характеризуют себя ,опираясь на свои физические качества или предметы собственности
Особенности социального развития детей старшего возраста:
- у детей относительно развита социальная восприимчивость, дети учитывают чувства и желания других
- между детьми можно наблюдать более устоявшиеся состояния симпатии, дружбы, любви
- в старшем возрасте ребенок себя начинает оценивать своё поведение и себя, исходя из тех правил и норм, которые он знает
- в 7 летнем возрасте дошкольник уже разделяет познание себя и отношение к себе
- у детей появляется мотивированная самооценка
- в старшем возрасте дети более адекватно себя оценивают и осознают в различных деятельностях
- достигается умение сравнивать себя с другими детьми
- дети старшего возраста иметь представление о более многогранном спектре основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знают, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза.
- дети чаще себя характеризуют через занятия , которыми они занимались или через взаимоотношения, которые у них сложились с окружающими
- характеризуя себя, дошкольники чаще рассказывают о своей семье
- дети осознает свои возможности
- формируется произвольное поведение, ребенок начинает регулировать своё поведение
- ребенок усваивает способность ставить цели и находить средства для их достижения
- у детей возрастает способность в этом возрасте планировать и выполнять действия по плану
- дети старшего возраста пытаются рассматривать и оценивать свои мысли со стороны
Рассматривая ребенка ,как целостно развитую личность, задействовав индивидуальные, возрастные, личностные качества ребенка, можно решать задачи социального развития. Такие как приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимодействия в обществе, как со сверстниками так и со взрослыми, и формировать в детях гендерную, семейную, гражданскую принадлежность и патриотические чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Возрастные особенности развития дошкольников 4-5 лет"
Буклет для дошкольников среднего дошкольного возраста....
Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"
В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....
Возрастные особенности развития дошкольников средствами хореографии
Обучение хореографии всегда диалог, даже когда ученик совсем малыш, но все равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда. Так...
«Комплексно-тематический план по проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста произвольной возрастной группы с родным краем»
Проектная деятельность в подготовительной группе по теме : "Ознакомление дошкольников с родным краем"...
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...
«Лепка и аппликация» направлена на детей дошкольного возраста и ориентирована на развитие творческих способностей . Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающ
laquo;Лепка и аппликация». ... Цель: сформировать эстетическую культуру, духовность, развитие художественного творчества, через занятие лепкой и аппликацией.Задачи: Образовательные...
Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...