План работы по самообразованию Тема: « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
методическая разработка (средняя группа)
- Создать условия для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в условиях детского сада;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1582»
План работы по самообразованию
Тема: « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
( средняя группа)
Воспитатель: Журкина Наталья Леонидовна
(1 квалификационная категория)
Москва, 2021 г
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2021-2022 учебный год
ТЕМА: « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»
НАПРАВЛЕНИЕ: социально-коммуникативное развитие
ГРУППА: средняя группа (4-5 лет)
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: октябрь 2021
ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ: методическая литература, интернет ресурсы
Актуальность:
В современном мире предъявляются высокие требования к изучению личности ребенка в целостной системе нравственных отношений, поэтому проблема формы поведения личности, эстетики поведения, а также непосредственно культуры общения и взаимодействия становится все более актуальной.
Большое внимание в современных программах уделяется нравственному воспитанию ребенка, успех которого во многом зависит от формирования культуры
общения со сверстниками и взрослыми. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Коммуникативные навыки представляют собой персональные психологические особенности отдельной личности, которые обеспечивают совместимость и результативность общения с другими людьми. Такими особенностями является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации. Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями, сверстниками.
Задача педагога – организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника. Одной из основных форм организации педагогического процесса – образовательная игровая ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Целью этих игр является формирование навыков коллективной деятельности, развитие чувства общности (любые командные игры, беседы на тему этики); устранение коммуникативных проблем и развития коммуникативных навыков для преодоления пассивности, замкнутости и скованности детей; развитие умений распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние; помогать ребенку обратить внимание на свои чувства, переживания и самооценку.
Предполагаемый результат:
- У детей сформируется умение объединять усилия по достижению общей цели, организовывать и осуществлять совместную деятельность;
-Дети научатся общаться в паре, группе, в коллективе;
- Освоят умение обмениваться информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы;
- Сформируется умение договариваться, находить общее решение.
- Повыситься значимость и уникальность каждого ребёнка.
Цель:
- Развивать взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстникам через дидактические игры;
- Повысить профессиональный уровень;
- Систематизировать работу по формированию представлений детей о доброжелательном отношении к сверстникам;
Задачи:
- Создать условия для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в условиях детского сада;
- Развивать личностные качества детей дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности
- Проанализировать условия, созданные в детском саду для социально – коммуникативного развития дошкольников.
- Разработать систему дидактических игр и упражнений
- Обобщить опыт по теме самообразования.
Новизна: использование икт;
Методы и приемы:
- Ситуативные беседы
- Словесные игры
- Коллективные работы
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание иллюстраций
- Рефлексия
Перспективный план самообразования на 2021-2022 учебный год
Месяц | Тема | Цель | |
Сентябрь | |||
Работа с методической литературой Подбор практического материала | Изучить задачи, условия и методику обучения Составить картотеку дидактических игр по коммуникативному развитию Составить перспективный план работы по коммуникативному воспитанию детей | ||
Октябрь |
| ||
«Подари улыбку другу» | Формировать умение использовать в общении мимику и пантомиму. Чувствовать состояние и настроение сверстников | ||
«Гусеница» | Развивать умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью | ||
Ноябрь | |||
«Коврик примирения» | Развивать коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты. Развивать положительное отношение друг к другу. | ||
«Угадай цвет» | Формировать умение сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации; прислушиваться к мнению партнера
| ||
Декабрь | |||
«Помоги другу» | Развивать партнерские отношения, взаимопомощь, умения работать в команде | ||
«Зеркало» | Развивать умение видеть сверстника, работать в паре | ||
Январь |
| ||
«Дотронься до…» | Развивать внимание к сверстникам, вежливо общаться с окружающими, употреблять в речи «волшебные слова» | ||
«Веселые шарики» | Учить действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия | ||
Февраль |
| ||
«Что такое хорошо и что такое плохо» | Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других | ||
«Рукавички»
| Воспитывать умения взаимодействовать друг с другом | ||
Март |
| ||
«Как наши девочки пошли за цветами» | Укрепить дружеские отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им | ||
«Передай настроение» | Развивать умения распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам | ||
Апрель | сказок. | ||
«Мышеловка» | Развивать детские взаимоотношения, представления о сверстниках. Умение узнавать сверстника по голосу. Побуждать действовать согласованно, честно соблюдать правила игры |
| |
«Разговор через стекло»
| Развивать мимику и жесты. Устанавливать доверительный контакт между детьми | ||
Май | |||
«Сети» | Научиться вести свободный игровой диалог со сверстниками. Узнавать сверстников по особенностям внешности, одежды и голосу. | ||
«Магазин игрушек» | Закрепление навыков общения в общественных местах |
Список использованных источников и литературы:
1. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2015
2. Буре Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Мозаика синтез 2014
3. Давидчук А.Н. Обучение и игра: 3-5 лет Москва: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Карабанова О. А.Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет
М.: Просвещение, 2016.
5. Менджерицкая Д.В., Зинченко О.К., Бочкарева Л.П. и др.; Воспитание детей в игре Москва: Просвещение, 2014.
6. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте
Екатеринбург: Деловая книга, 2014.
7. Недоспасова, В.А. Растем играя: средний и старший дошкольный возраст. Москва: Росмэн, 2016.
8.Плотникова Н.В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. Набор карточек
9.Чернецкая А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
10. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре Москва: Просвещение, 2016.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru, https://infourok.ru, https://www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за зимующими птицами»
Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС...
План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»
Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...
Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...
План по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Актуальность:Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Дети рано включа...
План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родит...
План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...
Работа по самообразованию воспитателя по теме «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...