Работа по самообразованию воспитателя по теме «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Мальцева Ольга Владимировна

Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ «Детский сад № 231»

Работа по самообразованию

воспитателя МБ ДОУ «Детский сад № 231» Мальцевой Ольги Владимировны по теме «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» 

Новокузнецкий городской округ

2024

В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми. Это является актуальной проблемой, так как формирование личности, которая способна организовать межличностное взаимодействие, решить различные коммуникативные задачи, обеспечивает ей успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [1] определяет практическую значимость развития коммуникативных умений дошкольников. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Проблеме развития коммуникативных умений посвящены работы ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева и других авторов.

Изучая проблему развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, мы констатируем, что данная проблема приобретает все большее значение в современной жизни. Это становится очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом. Одним из эффективных методов развития коммуникативных умений является разрешение проблемных ситуаций. Именно в проблемных ситуациях дети старшего дошкольного возраста начинают раскрывать себя, развивать коммуникативные умения и активно реализовывать их во взаимодействии с окружающими.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) именно речевое общение – одно из основных условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования его личности, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Л.С. Выготским было предложено и активно разрабатывалось положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка. Ученый писал о том, что, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. В исследованиях Л.С. Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость между отношениями «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей [10].

Еще одним ученым, занимающимся данным вопросом является М.И. Лисина. По ее мнению: «Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата». М.И. Лисина выделила следующие компоненты коммуникативной деятельности дошкольников [25]:

–        Наличие предмета общения – другого человека (ровесника или взрослого), который служит партнером по общению и является его субъектом.

–        Потребность в общении – стремление и желание каждого ребенка познавать окружающей мир, оценивать себя и других людей, в частности, сверстников.

–        Коммуникативные мотивы это ведущие мотивы общения, так как они выступают социальным фактором, благодаря которому осуществляется коммуникативный процесс. Мотив общения связан с личностными качествами самого ребенка, его эмоциями и чувствами.

–        Действие общения – выступает в качестве единицы коммуникативной деятельности, оно может быть адресовано как другому человеку, так и целой группе.

–        Задачи общения способствуют целенаправленному и неосознанному использованию разнообразных действий, которые совершаются в процессе общения. Довольно часто в коммуникативном процессе можно наблюдать такое противоречие, что мотивы и задачи общения не совпадают.

        Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

        1. Информационно-коммуникативная – это способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения.

        2. Афферентно-коммуникативная – это способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику.

        3. Регуляционно-коммуникативная – это способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

        Опираясь на положение С.Л. Рубинштейна о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативных способностей составляют свойства компонентов субъекта общения, а  периферию – качества, отражающие степень сформированности коммуникативных способностей.

        К ядерным компонентам коммуникативных способностей относятся:

        1. Коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность, сенситивность к социальным объектам, наблюдательность).

        2. Когнитивный (социально перцептивные способности, социальный интеллект, организаторские способности, оптимальный стиль общения).

        3. Эмотивный (эмпатичность, тактичность, чувствительность к обратной связи).

        4. Креативный (способность к персонализации) .

        В структуру коммуникативных способностей входят компоненты:

        1. Социальная перцепция (восприятие, понимание, оценка себя, других людей и групп).

        2. Гностические способности, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации.

        3. Волевые качества; познавательные способности, связанные с особенностями внимания, памяти и мышления.

        4. Интеракционные способности (способность подавать себя и ориентироваться на собеседника).

        5. Восприятие и понимание различных знаковых систем: вербальной и невербальной, пара и экстралингвистической (интонации, паузы), оптико-кинестической (жесты, мимика, пантомимика).

        6. Умение понимать контекст и подтекст; умение использовать знаковые системы для решения коммуникативных задач.

Необходимо отметить, что коммуникативные умения являются условием развития личности детей дошкольного возраста и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, коммуникативные умения – это индивидуально- психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений. Структурными компонентами развития коммуникативных умений являются коммуникативные качества (эмпатийность, доброжелательность, непосредственность и искренность, открытость в общении, конфронтация, инициативность); коммуникативные умения организационные (умение самому строить общение), перцептивные (понимание собеседника, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации), оперативные (умение быстро ориентироваться в ситуации общения). Также следует выделить такие важные умения, как умение слушать; умение вступать, поддержать и завершать диалог и способность договариваться.

        Средства общения способствуют быстрому осуществлению всех действий на вербальном и невербальном уровне.

        Продукты общения – могут быть разнообразными и появляться в результате процесса общения.

Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании возможностей использования проблемных ситуаций для развития коммуникативных умений старших дошкольников.

Объект исследования - процесс развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – проблемные ситуации как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.                

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).

         Таким образом, проблема развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных, поскольку считается условием полноценного развития личности.

Формирование коммуникативных способностей – важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям старшего дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные способности развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Предлагаю подборку игр направленных на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры также способствуют развитию навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цель методической подборки игр направленных на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Реализуемые с помощью игр задачи.

1. Формирование чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

2. Формирование умения устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

3. Формирование умения решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

4. Развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

5. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Игры на формирование чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

«Старенькая бабушка»

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, симпатии, развитие моторной ловкости.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Игры для формирование умения устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры на формирование умения решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

1. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

2. Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

3. Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Игра-ситуация»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

«Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Игры на развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия.

«Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Разговор через стекло»

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

«Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт!» (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Игры на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости

«Без маски»

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»,

«Особенно мне не нравится, когда…»;

«Однажды меня очень напугало то, что…»;

«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

«Лебедь, рак и щука»

Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые»

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным и агрессивным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Проблемные вопросы и ситуации

для развития коммуникативных умений.

Тема: «Осень, грибы, ягоды»

1.        А почему некоторые ягоды, например, рябин, такие яркие?

2.        Что нам осень принесла?

3.        Съедобные или несъедобные грибы?

4.        Почему многие грибы не могут жить без деревьев?

5.        Что будет если грибы вырывать с корнем из земли?

6.        Что будет, если лето засушливое?

7.        Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

8.        Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

Проблемная ситуация

1.        Разобрать грибы на съедобные и несъедобные

2.        Отравился грибами, как быть? Тема: «Осень, фрукты, овощи»

1.        Почему урожай так важно убрать до дождей?

2.        Что будет, если в варенье добавить мало сахара?

3.        Какие        фрукты        и        овощи        можно        сушить        на        зиму?        Солить? Мариновать? Что будет, если не правильно сделаешь заготовки?

4.        Что будет, если есть не мытые фрукты? Проблемная ситуация

1.        Как сохранить картофель, свеклу, морковь, лук и другие овощи?

2.        Переел фруктов.

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

1.        Как в вашей семье хранят овощи зимой?

2.        Если не следить за порядком на улице, что будет у нас под ногами, вокруг нас?

3.        Что будет, если не подготовить хранилище для овощей?

4.        Что будет, если люди не будут готовиться к зиме?

5.        Что будет, если не будет сохранено зерно зимой?

6.        Что будет, если землю не подготовить к весне? Проблемная ситуация

1.        После лета сразу наступила зима. Что было бы?

2.        Дует с окон, надо утеплять.

Тема: «Лес, точно терем расписной…»

1.        Можно ли, не глядя вверх над головой, узнать о том, что солнце спряталось за облако?

2.        А каким бы мир был без деревьев?

3.        Что будет, если в лесу каждый год собирать всю опавшую листву?

4.        Что будет, если в лесу не будет лесника?

Проблемная ситуация

1. «Если б не было леса…»

Тема: «Звери готовятся к зиме»

1.        Что делать, чтобы помочь диким животным выжить зимой в лесу?

2.        Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир?

3.        Что будет, если белки, мыши и другие звери не заготовят на зиму запасы?

4.        Что будет, если лесные звери осенью не заменят мех на зимний?

5.        Что будет, если человек (лесник) не поможет зимой лосю?

6.        Что было бы, если зайцы, белки не меняли окрас шерсти? Проблемная ситуация

1.        Медведь не заснул на зиму!

2.        Чем угостить белку зимой в лесу? Тема: «Перелетные птицы»

1.        Что будет с птицами, если они не улетят в дальние страны?

2.        Что будет, если птицы улетевшие осенью в теплые края, весной к нам не вернуться?

Проблемная ситуация

1. Что будет, если улетят все птицы? Тема: «Я в ответе за свое здоровье»

1.        Что будет, если не пережевывать тщательно пищу?

2.        Что будет, если ребенок будет плохо кушать?

3.        Что будет, если человек будет мало пить воды?

4.        Что будет, если человек не будет гулять и мало будет на свежем воздухе?

5.        Что будет, если ребенок будет нарушать режим дня? Проблемная ситуация

1.        Подарили коньки, но ребенок не умеет на них кататься?

2.        Мальчик промочил ноги на прогулке?

3.        Ребенок не чистит зубы!

Тема: «Наш любимый город»

1.        Зачем по обочинам дрог сажают деревья?

2.        Каких деревьев в нашем городе больше?

3.        Как сделать свой двор краше?

4.        Что будет, если не убирать в городе?

5.        Что случится, если ты не будешь знать свой адрес? Проблемная ситуация

1.        Представь, что ты потерялся в большом городе. Как ты доберешься домой?

2.        К нам едет гость, что мы можем ему рассказать о нашем городе?

3.        Что было бы, если (не ходит транспорт, магазины не работают, парк замусорен?)

Тема: «Незнакомые люди. Один дома»

1.        Что будет, если ты поддался на уговоры и просьбы открыть дверь?

2.        Что делать если злоумышленники пытаются сломать дверь? Проблемная ситуация

1.        «Дверь закрылась, а ключей нет…» – что делать?

2.        «Незнакомец предлагает конфету…» – что делать?

3.        «Незнакомец спрашивает «Ты один дома?» – что делать?

Тема: «Эволюция обычных вещей, прошлое, будущее»

1.        Что будет, если электроприборы не выключать?

2.        Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?

3.        Что будет, если включить неисправный электроприбор?

4.        Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд?

5.        Придумай электроприбор, которого еще нет.

Проблемная ситуация

1.        Вы обнаружили нарушенную изоляцию у провода для телевизора, что делать?

2.        При включении искрит розетка, как быть?

 

Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

1.        Что будет, если повара перестанут готовить пищу?

2.        Что будет, если врач перестанет лечить людей?

3.        Что будет, если учителя перестанут учить детей?

4.        Что будет, если строители перестанут строить дома?

5.        Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые проекты зданий?

6.        Что будет, если водители откажутся сесть за руль?

7.        Что будет, если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

Проблемная ситуация

1.        Как утешить плачущего ребенка?

2.        Заболела няня. Как нам быть, чем мы можем ей помочь?

Тема: «Животные севера»

1.        Что        будет        с        животными        севера,        если        наступит        глобальное потепление?

2.        Что        будет,        если        исчезнет        рыба,        которой        питаются        медведи, пингвины… и т. д.?

Проблемная ситуация.

1. Истребляют китов

Тема: «Здравствуй, зимушка – зима!»

1.        Если не одеться зимой правильно, что будет?

2.        Если не наступит зима, каких не будет развлечений?

3.        А что произойдет, если снега выпадет много?

4.        А если снега будет мало?

5.        Что будет, если от сильного снегопада оборвутся электропровода?

6.        А если бы не было снега, что бы произошло с растениями?

Проблемная ситуация.

1.        Дворник не успевает почистить все площадки от снега перед прогулкой, что делать?

2.        На участке много снега, не пройти!

3.        Сильный мороз, отморозил руки, щеки и т. д.

Тема: «Встречаем Новый год!»

1.        Что будет, если дети не подготовятся к праздничному концерту?

2.        Что будет, если на елке будут свечи?

3.        Что будет, если дети без разрешения возьмут пиротехнику? Проблемная ситуация

1.        Дед Мороз – потерял мешок с подарками.

2.        На елке мало украшений.

3.        «Дед Мороз заболел»»

Написать письмо с советами:

Поговорить по телефону;

Отправить посылку с лекарствами.

Тема: «Зимующие птицы»

1.        Что будет, если люди не повесят для птиц зимой кормушки?

2.        Что будет, если к птицам не будет доброжелательного отношения? Проблемная ситуация.

1. Если не будет еды, что произойдет с птицами.

Тема: «Зимние забавы»

1.        Что делать, если одному тяжело катать ком?

2.        Что делать, если не умеешь кататься на лыжах?

3.        Что делать, если не умеешь кататься на коньках? Проблемная ситуация.

1. На участке нет горки, что делать?

Тема: «Зимняя сказка»

1.        Что будет, если не аккуратно раскрашивать странички книжки

«Морозко»?

2.        Что будет, если не пронумеровать странички из книжки?

3.        Что будет, если не подготовиться к выставке «Зимняя сказка»?

4.        Что будет, если не будешь внимательно слушать сказки»

Проблемная ситуация

1.        «Из чего сделаны наши мальчики»

2.        Часто ссорятся два друга.

3.        Мальчики дерутся.

Тема: «Я вырасту здоровым»

1.        С какого вежливого пожелания начинаешь завтрак, обед и ужин?

2.        Что будет, если не будешь соблюдать правила личной гигиены?

3.        Что будет, если человек не будет беречь свое здоровье?

4.        Что будет, если не будешь делать зарядку, или заниматься спортом?

5.        Что будет, если долго не дышать?

6.        Что будет, если будешь пить много лимонада? Кушать много шоколада?

7.        Как быть, как выбрать полезные продукты?

 Проблемная ситуация.

1. Ты проголодался, что будешь делать, если взрослых нет дома?

Тема: «День защитника Отечества»

1.        Что будет, если не будешь знать о Российской Армии?

2.        Что будет, если не будешь знать о людях военных профессий? Проблемная ситуация.

1. «Что стало, если не было военных?».

Тема: «8 марта»

1.        Как отблагодарить маму за её заботу о нас?

2.        Что будет, если ты не научишься помогать маме по дому?

3.        Что будет, если ты не будешь жалеть свою маму»

Проблемная ситуация.

1. «У нас – новенькая!»

Как может сама девочка помочь себе? Предложить ребятам свою игрушку?; Подойдет к детям и начнет знакомиться; Запоет свою любимую песенку?

Возьмет карандаши и начнет рисовать;

Подойдет к взрослому и что – то шепнет ему на ухо; Угостит няню конфетой.

Тема: «Добрые дела – залог здоровья»

1.        Как сделать так, чтобы добро на планете Земля умножилось?

2.        Бывает ли так, то друзья приносят огорчения?

3.        Как вы относитесь к недостаткам своих друзей? Как быть и как ему помочь?

Проблемная ситуация.

1.        Товарищ нарочно толкнул вас в бок. Как вы поступите? Будете плакать;

Пожалуетесь взрослым Ответите тем же;

Никак не среагируете; Позовете на помощь старших.

2.        Мальчик угощает пирожным собачку. Это видит нищий, старушка и твой друг. Как бы поступили вы?

Тема: «Транспорт»

1.        Можно ли в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая) есть мороженое, пирожное, пирожки и т. д.? А как быть, если ты очень проголодался?

2.        Легко ли было человеку, если бы ему не помогали машины?

3.        Может ли самосвал работать без человека?

4.        Что было бы, если бы воздушный транспорт не соблюдал правила передвижения в воздухе?

5.        Что будет, если вовремя не исправить неисправность в машинах?

6.        Что будет, если в транспорте откажут тормоза?

Проблемная ситуация

1.        Мальчик        увидел        знакомого        мальчика        в        автобусе.        И        стал        его приветствовать через весь автобус.Где ты пропадал? Как дела? В чем ошибка знакомых?

2.        Бабушка переводит ребенка через дорогу, нарушая правила.

3.        Машина не пропускает специальную машину.

Тема: «Человек и его помощники»

1.        Как изобразить электроприборы (выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора).

2.        Как помочь маме быстро выполнить работу?

3.        Как через пантомиму изобразить какой-то электроприбор?

4.        Что будет, если во всем доме отключат электричество?

5.        Что будет, если не выключить утюг?

Проблемная ситуация.

1.        Покупка нужного электроприбора в специальном магазине (при рекламе разного товара со скидкой).

2.        Поломка электроприбора.

3.        Вызов электрика и мастера по ремонту. Тема: «Труд людей весной»

1.        Если бы человек не потрудился весной, смог бы он собрать хороший урожай?

2.        Что будет, если не подготовить рассаду?

3.        Что будет, если рано посадить рассаду? (холодно)

4.        Что будет, если лениться и не чего не делать?

5.        Что делать, если плохой инвентарь?

 

Таким образом, занятия по образовательной программе ДОУ с применением проблемных ситуаций будут побуждать старших дошкольников к диалогу и, соответственно, развитию коммуникативных умений.

 

Список используемых источников

1.        Абрамова, Н., Кормилица, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 30 - 32.

2..        Аванесова, В.Н. Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей. - В кн. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 2015. - С. 159- 169.

3.        Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детсво-Пресс, 2004, с 3-15.

4.        Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища / Г.С. Васильев. – Свердловск , 2010. - 134с.

5.        Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова.  СПб.: Питер, 2008. – 273 с.

6.        Гриншпун, Б.М., Селеверстов В.И. Развитие коммуникативных способностей  старших дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. - № 3. - С. 81 -84.

7.        Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

8.        Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. – Т. 1. /А.В. Запорожец. – М. : Педагогика, 1996. – 149 с.

9.        Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и еѐ совершенствование: Дис. ... канд. психол. наук. / А.А. Кидрон. – Л.: 1981. – 235 с.

10.        Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

11.        Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -С. 126

12.         [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека [сайт].: http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm (11.03.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад (из опыта работы): "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста" Январь 2015г

Доклад (из опыта работы) на тему: "Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста"...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В настоящее время набирает силу процесс огрубления нравов общества, что влечёт за собой упадок и общей культуры, и речевых традиций. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниже...

Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат

    Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...

Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

        Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказк...

План работы по самообразованию Тема: « Формирование коммуникативных качеств у детей среднего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»

-  Создать условия для развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в условиях детского сада...

«Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста» Работа по самообразованию

Работа по самообразованию «Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста»...