План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Пруцкая Ольга Викторовна

В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родителями по данной проблеме. Запланированы ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию.43.28 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с №  9

«Красная шапочка»

_________Т.Г. Сухорукова

                                                                                                     Приказ №    от                   г.  

       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Красная шапочка»

План по самообразованию педагога

Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Пруцкая О. В.

2022 – 2023  уч. год

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования:  1 год

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.
  • дидактические игры
  • сюжетно-ролевые игры
  • ЧХЛ
  • просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
  • художественное слово
  • беседы
  • продуктивная деятельность

Для изучения темы самообразования  взята  программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая  состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Поставленные задачи по блокам:

Блок «Труд и продукт труда (товар)»

  • Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
  • Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
  • Поощрять желание и  стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
  • Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Блок «Деньги и цена (стоимость)»

  • Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
  • Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитаниеразумного финансового поведения).
  • Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

  • Дать представления о рекламе, ее назначении.

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

  • Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
  • Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
  • Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Основные подходы к финансовой грамотности  дошкольника

  • формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
  • закрепление разумных материальных потребностей;
  • формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
  • в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Планируемый результат для воспитанников:

  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;  
  • знают российские деньги;
  • знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).

Родители:

  • повышен интерес  родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.  

Воспитатели:

  • оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;  
  • пополнена  РППС группы.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация отчета  по теме самообразования на педсовете ДОУ
  • Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
  • оформление РППС группы

Приложение 1

План саморазвития

Формы работы

С детьми

Самообразование

С родителями

I этап

Организационно-диагностический (теоретический)

Сентябрь

Вводная  беседа с рассматриванием иллюстраций

"Знакомство с Гномом Экономом"

  • Изучение нормативных документов
  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования.
  • Изучение примерной парциальной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
  • Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования.
  • Анкета для

родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

  • Ссылки для родителей на сайты и интернет-ресурсы по теме самообразования, информирование через мессендежеры.

II этап Практический

Блок «Труд и продукт труда (товар)

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

  • Рассматривание альбомов, тематических карточек по теме «Профессии».
  • Труд в уголке природы.
  • Создание творческой мастерской по ремонту книг.
  • Организация дежурства по столовой.
  • Рисование «Мои добрые дела».
  • Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.
  • Подвижная игра «Выбор профессии».
  • Чтение и обсуждение сказки К.Д.Ушинского «Два плуга».
  • Беседа о труде.
  • Час загадок.
  • Занятие – беседа на тему: «Летний день – год кормит».
  • Дидактическое упражнение «Заготовим на зиму фрукты, овощи».
  • Беседа: «Кто построил новый дом».
  •  Дидактическая игра «Уважай/чужой труд».
  • Дидактическая игра «Парочки-детский сад» (автор - Е.В.Бабина).
  • Оформление фото-альбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).
  • Пополнение информационной зоны РППС (художественная литература экономического содержания)
  • Оформление копилки (кошелька) добрых дел.
  • консультация для родителей "Финансовая грамотность вашего ребенка"
  • Проект

«Занимательная экономика. Кому нужна математика»

Октябрь

  • Рисование «Как я помогаю близким».
  • Чтение стихотворений о труде и профессиях.
  • Дидактическое упражнение «Какие ошибки допустил художник?».
  • Беседа «Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке  или папе?
  • Беседа «Хлеб – всему голова».
  • Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»
  • Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка».
  • Дидактическая игра «Идем в поликлинику» (автор - Ю.К. Калашникова).
  • Дидактическая игра «Цепочка ассоциаций» (автор - С.С. Пашкова).
  • Создание центра финансовой грамотности в группе  «Школа гнома Эконома».

  • Встреча  с родителями «Семейный бюджет и ребенок»
  • Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования.

Блок «Деньги и цена (стоимость)»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Ноябрь

  • Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».
  • Беседа с  детьми с правилами экономии.
  • Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах».
  • Сюжетно-дидактическая игра « Магазин».
  • Экскурсия в магазин.
  • Рисование «Экскурсия в магазин».
  • Составление описательных рассказов на тему: «Моя любимая игрушка».
  • Просмотр презентации  «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
  • Формирование и оформление методической копилки - разработки конспектов.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: занимательно-экономическая зона (кроссворды, лабиринты, головоломки и др.)
  • Подбор и разработка игр, способствующих  экономическому развитию

  • Встреча «Дети и деньги»
  •   Пополнение педагогической копилки демонстр.

 материалом 

(приобретение  настольно-печатных игр).

Декабрь

  • Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).
  • Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.
  • Беседа «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?»
  • Игра-эстафета «Хорошо-плохо».
  • Создание картотеки дидактических игр.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (дидактические игры).

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

Январь

  • Рассказ воспитателя об истории денег.
  • Презентация о Гознаке.
  • Чтение русской народной сказки «Волшебное кольцо».
  • Рисование «Монеты моей страны».
  • Аппликация «Необычные формы денег».
  • Собирание тематических пазлов.

Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение  настольно-печатных игр).

Подготовка и проведение круглого стола для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания».

Февраль

  • Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».
  • Экономический КВН.
  • Чтение книги  Э. Успенского и И. Агрона «Бизнес крокодила Гены» (гл. 4 «Банк»).
  • Сюжетно – дидактическая игра «Банк».
  • Экскурсия в банк.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с.р.и).

Встреча-обсуждение с использова-нием ИКТ "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?"

Март

  • Литературная викторина по русским народным сказкам.
  • Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
  • Сюжетно-дидактическая игра «Ателье».
  • Решение арифметических задач.

        

  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным 

материалом

  •  Приобретение методической литературы, раздаточного материала
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона(игрушки-предметы для с.р.и).
  • Создание картотеки арифметических задач.
  • Пополнение РППС

группы дидактическими играми.

  • Консультация «Дошкольник и экономика».

Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Апрель

  • Беседа о рекламе.
  • Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона « О рекламе».
  • Рисование «Моя любимая реклама».
  • Игра-соревнование «Кто больше назовет примеров необычного применения вещей».
  • Эколесица.
  • Викторина для детей «О какой сказке идет речь?».
  • ИОС: «Как нам может помочь реклама?».
  • Пополнение РППС группы дидактическими играми.
  • создание лэпбука "Финансовая грамотность"
  • Создание альбома «Реклама для детей».

  • Оформление стендовой информации для родителей по теме самообразования
  • «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей).   
  • индивидуальные беседы

Май

  • ООД на тему: «Путешествие в страну экономики».
  • Просмотр видеофильма  «Где делают настоящие деньги?»
  • Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».
  • Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

Подготовка отчета по теме самообразования.

Представление информации для сайта детского сада.

Презентация отчета на педсовете ДОУ.

Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования.

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
  7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
  11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  12. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»

Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...

План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...

Публикация на тему: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"

quot;Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"...

Самообразование воспитателя "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...

Самообразование на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»А. Бертольд      Финансовое просвещение и воспитание де...

План самообразования на тему «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

План самообразованияна тему«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...