План по самообразованию. Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по основам финансовой грамотности
В данном материале разработан план по самообразованию педагога. Указаны цели, задачи, формы работы с родителями и детьми. В плане поставлены задачи по блокам. Разработаны формы работы с детьми и родителями по данной проблеме. Запланированы ожидаемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию. | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ д/с № 9
«Красная шапочка»
_________Т.Г. Сухорукова
Приказ № от г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Красная шапочка»
План по самообразованию педагога
Тема: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель Пруцкая О. В. |
2022 – 2023 уч. год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
- определить способы приобщения родителей к работе по формированию финансовой грамотности детей;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации"
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
- ЧХЛ
- просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций
- художественное слово
- беседы
- продуктивная деятельность
Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Поставленные задачи по блокам:
Блок «Труд и продукт труда (товар)»
- Сформировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей).
- Учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
- Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Блок «Деньги и цена (стоимость)»
- Познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны.
- Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитаниеразумного финансового поведения).
- Дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
- Дать представления о рекламе, ее назначении.
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
- Формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь.
- Воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим миром, бережного отношения к вещам.
- Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
Основные подходы к финансовой грамотности дошкольника
- формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия;
- закрепление разумных материальных потребностей;
- формирование у ребенка определенных психологических установок на то или иное «финансовое поведение» через базовые нравственные понятия: о добре - зле, красивом – некрасивом, о хорошем – плохом.
- в процессе повседневной деятельности группы закреплять экономические знания детей, полученные ранее (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ) .
Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемый результат для воспитанников:
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги;
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
- в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство..).
Родители:
- повышен интерес родителей к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
- оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Презентация отчета по теме самообразования на педсовете ДОУ
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
- оформление РППС группы
Приложение 1
План саморазвития
Формы работы | ||||||||
С детьми | Самообразование | С родителями | ||||||
I этап Организационно-диагностический (теоретический) | ||||||||
Сентябрь | ||||||||
Вводная беседа с рассматриванием иллюстраций "Знакомство с Гномом Экономом" |
|
родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
| ||||||
II этап Практический | ||||||||
Блок «Труд и продукт труда (товар) Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||||||||
|
|
«Занимательная экономика. Кому нужна математика» | ||||||
Октябрь | ||||||||
|
|
| ||||||
Блок «Деньги и цена (стоимость)» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||||||||
Ноябрь | ||||||||
|
|
материалом (приобретение настольно-печатных игр). | ||||||
Декабрь | ||||||||
|
| Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» | ||||||
Январь | ||||||||
| Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение настольно-печатных игр). | Подготовка и проведение круглого стола для родителей «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания». | ||||||
Февраль | ||||||||
| Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: деятельностно-экономическая зона (игрушки-предметы для с.р.и). | Встреча-обсуждение с использова-нием ИКТ "Обсуждаете ли вы с детьми вопросы семейного бюджета?" | ||||||
Март | ||||||||
|
материалом
|
группы дидактическими играми.
| ||||||
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||||||||
Апрель | ||||||||
|
|
| ||||||
Май | ||||||||
| Подготовка отчета по теме самообразования. Представление информации для сайта детского сада. Презентация отчета на педсовете ДОУ. | Итоговое родительское собрание: включить в повестку дня: результаты работы с детьми по теме самообразования. |
Список литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 201ё9.-158 с.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
- Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема:«Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру»
Актуальность Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребѐнка особенно зависит от его физического ...
План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...
Публикация на тему: "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"
quot;Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии"...
Самообразование воспитателя "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения эк...
Самообразование на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Нажить много денег – храбрость, сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»А. Бертольд Финансовое просвещение и воспитание де...
План самообразования на тему «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
План самообразованияна тему«Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию на тему: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной с...