Применение психогимнастики в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
консультация
психогимнастика в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_grishina_a.a.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение психогимнастики в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.
Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образования, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития.
Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско - родительских отношений в семьях, имеющих ребенка в ОВЗ, является особенно актуальной сегодня.
В своей практической работе нами были выделены основные направления по психолого – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
2.Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
3.Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
4.Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
5.Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге [1].
Наша цель познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями и способствовать их активному включению в образовательный процесс. Одна из таких технологий – психогимнастика.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [2].
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Достоинства психогимнастики:
1. игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
2. сохранение эмоционального благополучия детей;
3. опора на воображение;
4. возможность использовать групповые формы работы [1].
Психогимнастика имеет следующие цели:
1. снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
2. опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
3. развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
4. преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
5. создание возможности для самовыражения;
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д.
Задачи по развитию эмоциональной сферы:
1. различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
2. улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
3. произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
4. отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
5. произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
6. сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние) [2].
Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п.
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Педагог-психолог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:
1. тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
2. тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств;
3. дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
4. тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями [2].
В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты – пантомимы.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения.
В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия.
Таким образом, в заключение стоит отметить достоинства психогимнастики:
1. Ребенок способен познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
2. У ребенка развивается произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
3. Усиливается глубина и устойчивость чувств;
4. Ребенок учиться разгружаться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Список литературы:
- Безруких М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. –М.: Триада-фарм, 2012. – 117 с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2008. – 160 с.
Гришина Анастасия Алексеевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка», 89108592639, педагог-психолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы специалистов МБДОУ с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья.
Основные задачи работы: •Создание ребёнку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психи...
"Специфика работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
1.Вступление.2.Условия для комфортного пребывания с ребенка с ОВЗ3.Методика музыкального зянятия с детьми с ОВЗ4.Особенности проведения занятий...
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с ОВЗ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
Применение нетрадиционных форм работы, как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение уровеня профессионального мастерства, внедряя (изучая, апробируя, применяя, используя) современные технологии, методики для организации учебно-воспитательного процесса путем внедрения ...
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими ...
Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...