«Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ»
консультация (старшая группа)

Анастасия Гришина

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpo.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №25 «Рябинушка»

г. Мичуринск Тамбовская область

Доклад на ГПО по работе с детьми с ОВЗ на тему:

«Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ»

Автор-составитель:

Педагог-психолог

Гришина Анастасия Алексеевна

Мичуринск - наукоград РФ,

2022

Развитие навыков ориентировки в пространстве актуально не только для дошкольников с ОВЗ, но и для детей с развитием в норме.

Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка дошкольного возраста и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга.

При организации специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности – игра. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту.

При развитии пространственных представлений у детей с ОВЗ решаются следующие задачи:

1. Обобщение знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого человека»;

2. Формирование навыков полисенсорного восприятия предметов, умения анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, применять в практической ориентировке;

3. Обучение моделированию предметно-пространственных построений, помещений детского сада, участка, чтению их схем; самостоятельному составлению схем;

4. Формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

 Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ происходит в несколько этапов:

  • I этап: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.
  • II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»
  • III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  • IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
  • V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При прохождении каждого этапа при формировании пространственных представлений, я предлагаю некоторые игровые упражнения, которые можно использовать:

1. Игра «Весёлая зарядка».

Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.

2. Игровые упражнения: «Ближе, дальше», «Дальше всего, ближе всего».

  • на демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета;
  • определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа;
  • стоя попарно, лицом друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д.;
  • определить последовательность и воспроизвести расположение цветов радуги.

3. «Подбери правильное слово»

 «Карандаш длинный, а линейка еще длиннее», «Стул высокий, а стол еще выше»;

В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов.

4. «Подбери слово с противоположным смыслом»:

 «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»;

5. Продолжи узор.

Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.

6. Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя.

Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения, направленные на формирование нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Представленные игровые упражнения способствуют улучшению взаимоотношений со сверстниками, снижают агрессивность и конфликтность в детской среде, нормализуют эмоциональное напряжение, устра...

Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).

Хочу предложить несколько вариантов игр и игровых упражнений по формированию и развитию количественных представлений, навыка порядкового счёта, которые помогают педагогу добиваться поставленных задач....

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

В данной картотеке собраны  игры и упражнения  способствующие  овладению  пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке....

Перспективное планирование игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

Планирование по развитию навыков ориентировки в пространстве для детей  старшей группы на год...