Игровые упражнения, направленные на формирование нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа) на тему
Представленные игровые упражнения способствуют улучшению взаимоотношений со сверстниками, снижают агрессивность и конфликтность в детской среде, нормализуют эмоциональное напряжение, устраняют чувство неуверенности и страха в общении с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_uprazhneniya.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное учреждение «Управление образования
Краснобродского городского округа»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49 «Радуга» поселка Краснобродского
(МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга»)
Игровые упражнения, направленные на формирование нравственных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Краснобродский, 2014
Автор-составитель: Кильдюшкина Татьяна Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 49 «Радуга» поселка Краснобродского
Представленные игровые упражнения способствуют улучшению взаимоотношений со сверстниками, снижают агрессивность и конфликтность в детской среде, нормализуют эмоциональное напряжение, устраняют чувство неуверенности и страха в общении с окружающими.
Содержание
1. | Упражнения, направленные на улучшение отношения с окружающими | 4 |
2. | Упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов | 15 |
3. | Литература | 24 |
Упражнения, направленные на улучшение отношения с окружающими Игровые упражнения для детей 5 лет
1. Игровое упражнение «У птички болит крылышко — пожалей птичку»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка... (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
2. Игровое упражнение «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один ребенок превращается в кошечку и засыпает - ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
3. Игровое упражнение «У кого больше “любимок”?»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.
4. Игровое упражнение «Кто пришел к нам в гости?»
Цели:
- способствовать развитию самоуважения детей;
- активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Ведущий отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких именно животных они изображают и как они будут это делать.
«Гости» по очереди входят в круг, ведущий, обращаясь к другим детям, говорит примерно следующее: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется...» и т. п. Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом сказать, какое настроение у них было. Затем ведущий спрашивает, как они догадались, что настроение хорошее, веселое, радостное, ведь звери молчали. Делается вывод, что настроение можно узнать по выражению лица.
5. Игровое упражнение «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой — в ее сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара — «мама» и «дочка», потом — «бабушка» и «внук» и т. п. В конце упражнения обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».
6. Игровое упражнение «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ведущий поднимает над столом лист бумаги (на расстояние около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После заветное «пусть». Все дети хором кричат: «Пусть всегда будет.., а один из детей добавляет свое желание, затем то же самое проводится для всех детей группы.
7. Игровое упражнение «Волшебник»
Цель: содействовать формированию доверия в группе.
Дети встают в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем один из детей становится «волшебником». Ему завязывают глаза и переводят в другое место круга. Теперь рядом с ним стоят другие. Положив руки на плечи стоящих рядом детей, «волшебник» должен угадать, кто это.
8. Игровое упражнение «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать снижению обидчивости у детей.
Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый при этом начинает говорить слова: «обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
9. Игровое упражнение «Пусть встанет тот, на кого я посмотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди – они взглядом пытаются «поднять» своих товарищей.
10. Игровое упражнение «Когда природа плачет»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Один из детей играет роль обиженного кустика, которому сломали несколько веточек. Он садиться в центр круга и грустит. Дети по очереди пытаются утешить, пожалеть его.
11. Игровое упражнение «Стоп, кулак!»
Цель: способствовать развитию у детей самоконтроля в конфликтных ситуациях.
Выбирается пара детей, один ребенок «понарошку» дразнит другого, пытаясь «понарошку» спровоцировать драку. Другому нужно продолжать улыбаться и мысленно говорить «стоп» своим кулакам. Ведущий, слегка притрагиваясь к рукам ребенка своими руками, препятствует тому, чтобы руки у «обижаемого» оставались расслабленными, не сжимались в кулаки.
12. Игровое упражнение «Волшебное животное»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе – одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково – так, как будто дышит одно большое животное.
13. Игровое упражнение «Звериное пианино»
Цель: развивать умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.) далее ведущий – пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается – громко, если давит сильнее – очень громко.
14. Игровое упражнение «Большой круг — маленький круг»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети берутся за руки в кругу. Им необходимо, не разрывая рук попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить несколько раз.
15. Игровое упражнение «Вулкан»
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из ребят — «вулкан» — садится на корточки в центр круга. Он спит. Затем он начинает тихо гудеть и медленно поднимается - просыпается. Группа помогает ему гудеть глухими утробными звуками - звуками земли. Затем он резко подскакивает, поднимая руки вверх, как будто выбрасывает все, что ему не нужно, потом опять постепенно засыпает. После того, как ребенок возвращается в круг, ведущий спрашивает у него, что он выбрасывал, - может быть, это были ненужные чувства, мысли, а может быть, что-то другое?
16. Игровое упражнение «Мягкое сердце»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходима мягкая игрушка небольшого размера в виде сердца. Ведущий говорит, что есть люди на земле, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Он предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим. Далее он показывает ребятам мягкое сердце, дает потрогать и просит составить устный список, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца. Это могут быть мама, папа, друзья, а могут быть деревья или любимый плюшевый медвежонок. После этого все дети закрывают глаза. Держась рукой за игрушечное сердце (если детей в группе много, понадобится несколько сердечек), они представляют свое собственное сердце таким мягким, как то, за которое они держатся. Может быть, оно не только мягкое, но и пушистое, как котенок. И из этого мягкого пушистого сердца можно легко послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. Упражнение выполняется в течение нескольких минут. После этого дети и ведущий делятся опытом. Некоторые дети могут рассказать о том, что они представляли себе во время выполнения упражнения.
17. Игровое упражнение «Бросок любви»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий предлагает детям зарядить своей любовью какой- нибудь предмет: медвежонка, куклу, мячик и т. п. Для этого они все вместе кладут на него свои ладошки и мысленно заряжают его. После этого дети по очереди бросают друг другу этот предмет. После каждого броска они спрашивают друг у друга: «Ты получил мою любовь?» — и, услышав ответ «Да!», просят передать ее дальше по кругу.
18. Игровое упражнение «Мыльные пузыри»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Для выполнения упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Дети представляют, что они мягко дышат и выдыхают свою любовь в каждый пузырик. Это любовь к цветам, животным, людям, ко всему миру. Пузырики разлетаются в разные стороны, разнося с собой любовь детей.
19. Игровое упражнение «Пересядьте все, кто...»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время. Все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом.
Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т.д. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
20. Игровое упражнение «Помоги другу, или Самая дружная пара»
Цель: формировать отношения доверия.
Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
21. Игровое упражнение «Кого укусил комарик?»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил: комарик».
22. Игровое упражнение «Мысленное письмо»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Детям предлагается выбрать кого-нибудь из участников группы, сосредоточиться и мысленно послать ему свою любовь и добрые слова. Далее ведущий просит одного из детей встать v спрашивает у окружающих, кто из них почувствовал любовь, передаваемую этим ребенком. Обычно почувствовавших передаваемую любовь оказывается несколько человек. Тогда ведущий говорит следующее: «Как много любви смог послать ... (Сережа Маша), что ее ощутили так много детей!» Такая процедура осуществляется с каждым ребенком. В конце ведущий подчеркивает, что приятно уметь не только брать от других, но и что-либо отдавать, в данном случае — свою любовь.
23. Игровое упражнение «Цветок дружбы»
Цели:
- формировать взаимопонимание;
- содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Ведущий предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку - он «семечко». Ведущий поглаживает его - «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на голову водой - «поливает». «Семечко начинает расти» — ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»
24. Игровое упражнение «Настоящий друг в нашей группе»
Цели:
• формировать взаимопонимание;
• содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Все дети по очереди становятся водящими. Водящий загадывает какого-либо ребенка в группе, которого он считает настоящим другом, а затем без слов изображает его походку и жесты. Остальным нужно догадаться, кого из ребят загадал водящий.
25. Игровое упражнение «Сложи картинку»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост). Например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.
26. Игровое упражнение «Я хочу с тобой подружиться»
Цели:
- формировать взаимопонимание;
• содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Выбирается водящий. Он произносит слова «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать к водящему пожать ему руку. После этого он сам становится водящим.
27. Игровое упражнение «С кем я подружился»
Цели:
- формировать взаимопонимание;
• содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий) Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.
28. Игровое упражнение «Я знаю пять имен своих друзей»
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Один из детей ударяет мячом об пол со словами: «Я знаю пять имен моих друзей. Ваня - раз, Лена - два...» и т. п., а затем передает мяч другому ребенку. Тот делает то же самое и передав мяч следующему. Мяч должен обойти всю группу.
29. Игровое упражнение «Я посылаю любовь»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Дети становятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий предлагает им послушать дыхание друг друга, а затем руками, без слов передать любовь и радость тем ребятам, которых они держат за руки. После этого ведущий говорит, что очень многие нуждаются в любви детей - это могут быть деревья, птицы, родители или друзья, - и предлагает мысленно послать любовь и радость любому человеку или существу - тому, кому захочется. После этого дети открывают глаза и, не разнимая рук, рассказывают, кому они послали свою любовь.
30. Игровое упражнение «Передай чувство»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов - одними только движениями пальцев - передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.
Игровые упражнения для детей 6 лет
31. Игровое упражнение «Что чувствует мама, если...»
Цель: содействовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Ведущий рассказывает детям ситуации, близкие их жизненному опыту, например, на темы наказаний ребенка в семье, получения плохой отметки, ссор между родителями и т. п. После этого они обсуждают, что чувствуют в этой ситуации ребенок, его мама, его отец, его брат.
32. Игровое упражнение «Я тебя понимаю»
Цель: содействовать развитию понимания других людей и самих себя.
Ребенок садится на стул в центре круга и рассказывает какой-либо случай, который с ним произошел. Остальным нужно догадаться, какое чувство испытывал при этом ребенок. Потом дети по очереди подходят к нему и, глядя ему в глаза, произносят: «Я понимаю тебя, ты чувствовал...» (например: «Я тебя понимаю ты чувствовал страх»).
33. Игровое упражнение «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится»
Цель: обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мяч, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т. д.
34. Игровое упражнение «Спасибо. Пожалуйста!»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ведущий рассказывает детям о том, что есть слова, которые надо произносить с особым чувством. Это слова «спасибо» и «пожалуйста». Когда мы говорим эти слова, нужно помнить, что при этом мы посылаем другому чувство благодарности, признательности. Затем один из детей подходит к другому и, глядя ему в глаза, произносит: «Спасибо», - мысленно посылая при этом свою любовь и благодарность. Другому необходимо, также излучая тепло, сказать: «Пожалуйста!» После этого он выбирает ребенка которому он сможет сказать «спасибо», и т. д.
Упражнения, направленные на снижение агрессивности и страхов Игровые упражнения для детей 5 лет
- Игровое упражнение «Прогони Бабу-Ягу»
Цели:
• содействовать символическому уничтожению страхов детей;
• помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях.
Ребенка просят представить, что в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
- Игровое упражнение «Цирк»
Цель: способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.
Ведущий изображает дрессировщика, а дети дрессированных собачек, лошадей, потом тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это.
Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по очереди.
- Игровое упражнение «Конкурс художников»
Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?
- Игровое упражнение «Почему подрались мальчики»
Цель: развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения.
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем кончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы поступить по-другому?
На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
- Игровое упражнение «Я могу защитить...»
Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить...». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу: «Я могу защитить..., потому что...».
- Игровое упражнение «Три подвига Андрея»
Цель: формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, очень трудных и опасных. Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу по дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.
- Игровое упражнение «Я не упаду»
Цель: формировать у детей доверие к окружающим.
На полу ведущий раскладывает канат (толстую веревку) примерно двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает команды, способствующие его передвижению канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг вправо» и т. п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь - с начала до конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.
Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути — начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их.
- Игровое упражнение «Мышарик»
Цели:
- предоставить детям возможность отреагировать на свои агрессивные чувства;
• формировать у детей доверие к окружающим.
Ведущий рассказывает детям сказку и при этом делает одному из них массаж. Ребенок ложится на матрасик (можно на стол), а взрослый рассказывает сказку, руками изображая действия персонажей на спине ребенка. «Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у (Кати, Вани...) около шеи (ведущий бегает пальцами по спине ребенка, затем “ложится спать” около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к (Кате, Ване...) (пальцы ведущего скачут по спине ребенка). Нашел заяц мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца (ведущий захватывает зайца своей ладонью)». Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Ведущий разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком. Всякий раз мышарик одерживает победу. Затем ведущий говорит, что от такого количества съеденного у мышарика заболел живот, он идет в туалет (ведущий на некоторое время сжимает свою руку в кулак и прижимает его к спине ребенка), а затем снова весело гуляет по спине ребенка (ведущий бегает пальцами по спине ребенка).
- Игровое упражнение «Петушиный бой»
Цель: стимулировать проявление агрессии у детей со страхами, аффективная стимуляция ребенка.
Дети со страхами часто имеют трудности в проявлении агрессии, поэтому им будет полезно следующее упражнение.
Двое детей — петушки, — прыгая на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник, наступил второй ногой на пол, что означает его проигрыш.
Игровые упражнения для детей 6 лет
10. Игровое упражнение «Школа пуганья»
Цели:
• предоставить детям возможность актуализировать чувство страха и отреагировать свои агрессивные чувства;
• развивать у детей рефлексию агрессивного поведения и обучать их контролировать свои действия в угрожающих ситуациях.
Взрослый предлагает детям поступить в необычную школу - школу пуганья. На уроках в этой школе учащиеся учатся пугать друг друга различными способами.
Урок 1. «Испугаем разными способами»
Дети должны придумать разные способы того, как можно испугать человека (взрослый их записывает). Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети могут говорить, что человека можно испугать криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или картинкой.
После этого взрослый выдает одному из детей задание испугать остальных тем или иным способом из составленного ранее списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание каждого ребенка на то, чтобы он строго следовал предложенному заданию, например: «Испугать только лицом, но молча», или только криком, но не меняя выражение лица». Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т. п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случае ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.
В конце урока ведущий договаривается с детьми, что все «изученное» в этой необычной школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы дети не начали применять «полученные знания» на практике в классе или в группе детского сада.
Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением детей. Можно предложить им удобно устроиться в креслах, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко называет, чтобы привлечь к ним внимание детей.
Урок 2. «Рисунок чего-то очень страшного»
Детям предлагается нарисовать что-то «...такое страшное, чего можно испугаться». Затем один или несколько рисунков «оживляются» или инсценируются для того, чтобы дать детям возможность открыто проявить чувство страха.
Урок З. «Страшная маска»
Каждому ребенку предлагается, используя маленькие кусочки пластилина, сделать на бумаге маску какого-нибудь страшно персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов «Где он живет? Что он любит?» и т. п. побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа. Очень важно, чтобы в маске присутствовали средства проявления агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т. п.), а также свидетельства проявления (например, кровь). После того как маска будет готова, ребенок вырезает, а затем примеряет ее и рассматривает себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести какие-нибудь страшные звуки, попугать кого-либо. Затем маску надевает ведущий или другой участниц и пугает ребенка, который должен показать испуг как можно выразительнее.
Урок 4. «Страшная рука»
Предлагается тем же способом, что и на предыдущем уроке, с помощью пластилина изобразить на бумаге руку страшного персонажа. Для этого каждый ребенок сначала обводит свою руку, затем обмазывает ее пластилином так, чтобы она стала «очень- очень страшной». Потом можно предложить желающим составить рассказ, в котором главным героем была бы созданная ими страшная рука.
Урок 5. «Страшный рисунок на полу»
Для выполнения этого упражнения необходим кусок обоев или бумаги по росту ребенка. Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
Ведущий предлагает этому ребенку нарисовать портрет какого-нибудь страшного сказочного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладется кусок обоев или бумаги, ребенок на него ложится, а взрослый обводит контуры его тела. Затем сам ребенок, другие участники и взрослый вместе раскрашивают полученный контур так, чтобы он был похож на выбранный ребенком образ. Если на предыдущих занятиях ребенок рисовал страшную маску, можно сразу же положить ее на контур тела. Получается очень страшный портрет очень страшного героя.
Урок 6. «Страшный кукольный театр»
Так же, как и предыдущее, это упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за происходящим.
На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру фигуру очень страшного сказочного героя. Затем ему предлагается устроить кукольный театр.
Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше черной). Это - ширма, сверху кладут вырезанную фигуру. Взрослый и остальные дети, исполняющие роль зрителей, хлопают, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица этого сказочного героя - рассказывает о том, где он жил раньше, что он любит сейчас, и т. п.
Потом взрослый и ребенок меняются ролями. Ребенок становится зрителем, а взрослый - страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его. Ребенок расколдовывает страшного героя, а потом опять идет за ширму и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый «расколдовывает» его и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от таких же не расколдованных героев.
Фактически вся процедура представляет собой серию упражнений. Они могут выполняться последовательно или же в свободном порядке, в индивидуальной работе или в группе. В последнем случае остальные участники «работают» на одного ребенка, хотя и сами получают при этом положительный опыт.
11. Игровое упражнение «Планеты»
Цель: предоставить детям возможность отреагировать агрессивные чувства и способствовать развитию у них навыка самоконтроля.
Детям предлагается путешествие по различным планетам, каким - они должны придумать сами. Взрослый раскладывает на столе вырезанные из бумаги круги разного размера - планеты - и просит детей придумать им названия и представить себе людей, которые на этих планетах будут жить. Далее дети вместе со взрослым путешествуют по планетам, взаимодействуют с существами, которые их населяют. Каждый из детей является хозяином одной планеты. Он определяет характер ее обитателей, основные конфликты на планете и т. п. Когда все дети «прибывают, на его планету, он играет роль местных жителей, которые либо вступают в контакт с гостями, либо конфликтуют с ними, к примеру, заставляя все время учиться или работать, и т. п.
12. Игровое упражнение «Маленькие человечки»
Цель: способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.
Для проведения упражнения ведущий заранее готовит вырезанных из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину или женщину. Детям предлагается раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-нибудь историю, в которой бы присутствовали злые люди.
13. Игровое упражнение «Рисование кусочками»
Цель: предоставить детям возможность проявления реальных чувств.
Это упражнение полезно детям с деструктивной, берущей свое начало в раннем возрасте (от года до трех лет) агрессивностью. Такие дети любят любые процессы разрушения — рвать, ломать, резать и т. п. В тоже время они могут испытывать трудности в рисовании из-за страха сделать ошибку. Им будет полезно следующее упражнение.
Детям предлагается сначала разрезать листы цветной бумаги на мелкие кусочки, а затем сделать из них любую аппликацию на чистом листе. После этого можно составить рассказ по выполненной аппликации.
Литература:
- Хухлаева,О.В. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Издательство «Генезис», 2003. - 175с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...
Игры и игровые упражнения как средство формирования ЭМП у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы показать методику введения новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное открытие этих знаний детьми; развития у детей вариативного и образного мышления, творческих способ...
"Фомирование нравственных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста" Методические рекомендации
Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций с целью внесения изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с введением...
ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГРОВОГО ПРОЕКТА "МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ".
Проект по формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста...
Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья дошкольников (планирование)
Занятия, игры и упражнения, направленные на формирование нравственного здоровья...
Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста.
Игры и игровые упражнения направленные на развитие речи детей раннего и дошкольного возраста....
Игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".
laquo;Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе, а не в результатах. Она помогает психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармонично...