Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.
картотека по математике (старшая группа)

В данной картотеке собраны  игры и упражнения  способствующие  овладению  пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

Развитие ориентировок в схеме собственного тела.

Цель: актуализация процесса самовыделения собственного тела из окружающего мира, развитие осознанного восприятия собственного тела.

Задачи: вырабатывать представления о «схеме собственного тела» на практике («схема» лица, верхние и нижние конечности, вентральные и дорсальные стороны);

Упражнение «Что у меня на лице»

Ход: глядя на себя в зеркало, ребенок определяет вначале, что находится у него посередине лица. А затем по просьбе взрослого начинает движение ладошек вверх или вниз относительно этой «центральной» части лица (как правило, для большинства детей — это нос). Задание может выглядеть примерно так: «Твоя ладошка едет от носа – вниз». При этом перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого, поскольку руки двигались вниз (в зависимости от различных причин, самим ребенком или взрослым), делается закономерный вывод, что все, мимо чего «проезжали» руки, находится ниже бровей. Аналогичным образом при движении рук вверх относительно, например, рта — вначале с использованием зеркала, формируется представление о том, какие части лица находятся выше рта. При этом также перечисляется, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. В данном случае она проезжает мимо: носа, щек, глаз, переносицы, бровей, лба, волос.

Инструкция: «Посмотри на себя в зеркало. Что находится у тебя посередине лица? Правильно, нос. Теперь положи свою ладошку на нос. Сейчас по моей команде твоя ладошка будет двигаться по лицу, вверх или вниз от носа. Итак, ладошка едет вверх от носа, какие части лица она «проезжает»? Вниз от бровей. Какие части лица «проехала» ладошка? Получается, что все эти части находятся ниже бровей.  А теперь ладошка едет ото рта вверх. Какие части лица она «проезжает? Получается, что все эти части находятся выше рта».

 Игра «Вы можете?»

Инструкция и ход игры: играть можно как в группе детей, так и с одним ребенком. Педагог говорит:

«Давай встанем свободно, так, чтобы не мешать друг другу, а теперь:

– ты можешь закрыть уши руками?

– ты можешь закрыть рот руками?

– ты можешь прикрыть глаза руками?

– ты можешь коснуться пальцем подбородка?

– ты можешь коснуться ног руками?

– ...коснуться рук ладонями? коснуться пальцем носа? положить руки на живот? поднять руки высоко над головой? прикрыть руками колени? коснуться пальцем пупка? положить руки на плечи? широко развести руки?»

Если у детей это вызывает трудности, каждую инструкцию сопровождайте показом, в качестве усложнения эти же задания можно выполнять с закрытыми глазами.

Игра «Прикосновение»

Игра направлена на закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия.

Инструкция и ход игры: педагог говорит ребенку:

«Встань, как тебе удобно.

А теперь ты можешь показать мне, как ты касаешься коленями пола (как ты касаешься пола руками, как ты касаешься спиной стены, как касаешься локтем колена, рукой запястья, рукой бока, носом двери, носом пола, ступнями пола, двумя ступнями пола, пяткой стены, двумя локтями стола, коленом подбородка, ухом сиденья стула, как высоко поднимаешь игрушки двумя руками, как высоко поднимаешь игрушки двумя ногами)?

А что еще ты хочешь мне показать?»

Упражнение «Путаница»

Ход: Педагог и ребенок становятся друг против друга. Педагог под музыку показывает на части тела, которые называет. Ребенок повторяет движения за взрослым. Далее упражнение усложняется: педагог специально показывает не на те части тела, которые называет. Задача ребенка состоит в том, чтобы показать правильные части тела.

Инструкция: «Сейчас я буду показывать любую часть тела, а ты должен будешь за мной ее повторять. Итак, это голова, это нос, это правое ухо, это левый глаз, это рот, это правая рука, это левая рука и т.д. Теперь я буду называть часть тела, а показывать совсем другую. Ты должен показать ту часть тела, которую я назову».

Упражнение «Выше – ниже»

Ход: педагог и ребенок перед зеркалом называют, находят и показывают, какие части тела находятся выше всего (голова, макушка), а какие ниже всего (ноги, ступни). Далее, закрепляются понятия «выше чем…/ниже чем…», «выше чем…, но ниже чем….». Затем упражнение повторяется без зеркала, а после с закрытыми глазами.

Инструкция: «Посмотри на себя в зеркало. Что в твоем теле находится выше всего? А что ниже всего? Хорошо. А что находится выше чем нос? Выше чем живот? Ниже чем плечи? Ниже чем подбородок? Выше чем плечи, но ниже чем глаза? и т.д.».

Упражнение «Моя правая рука, моя левая рука».

Ход: педагог раздает детям разноцветные браслетики и просит надеть их на левую руку, при этом объясняет, что левая сторона тела там, где левая рука, а правая – там, где правая рука. Далее педагог спрашивает у детей, какие части тела находятся справа, а какие слева.

Инструкция: «Дети, я сейчас каждому из вас дам такой разноцветный браслетик, вам нужно будет его надеть на левую руку. Возьмите правой рукой браслетик и наденьте его на левую руку. Поднимите левую руку. Запомните, левая сторона тела та, где левая рука. Что находится на левой стороне тела? (левый глаз, левая бровь, левое ухо, левая щека, левая нога, левое колено, левая стопа, левый локоть, левое плечо, левая кисть, ладошка).

Поднимите правую руку. Запомните, правая сторона тела та, где правая рука.

Что находится на правой стороне тела? (правый глаз, правая бровь, правое ухо, правая щека, правая нога, правое колено, правая стопа, правый локоть, правое плечо, правая кисть, ладошка)».

 Игра «Найди пару» 

Ход игры: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).

Игра «Что у тебя на одежде?» 

Ход игры. Предложите ребенку найти на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».

Игра «Где мяч?»

Ход игры. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...)

 Игра «Какая рука?»

Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отображении. Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры. ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т.д. Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, который, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).

Игра «Солнышко»

Ход игры. Детям предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

Игра «Покажи правильно»

Ход игры. педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.). Дети показывают ту же часть на себе. Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют. Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе. Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребенка. Педагог объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название - правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?. Используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук: Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите. В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. Как называется эта рука? (следует показ). Наденьте на правую (левую) руку браслет. Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую. Подбросьте мяч правой рукой. Переложите кубик левой рукой. И т.д.

 Отработка предлогов «над», «под», «между».

Простой вариант. Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием (если это необходимо) выполняют одни и те же действия:ь«над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т.д.

Вариант с усложнением. Ребенок смотрит в зеркало на свое отражение, либо на рисунок, показывает часть тела и отвечает: что находится над (выше) глаз?.. Что находится под (ниже)?.. Что находится между?.. Педагогу необходимо дозировать помощь. На следующем этапе вопросы задает ребенок, а педагог и другие дети выполняют задание, причем, ребенок - ведущий проверяет правильность выполнения задания другими участниками. Здесь взрослому имеет смысл специально делать ошибки с тем, чтобы сам ребенок фиксировал их, исправлял и объяснял правильность.

Игра «Мое тело».

Данная игра является логическим продолжением предыдущих заданий. Необходимо ввести соревновательный момент. Участники не имеют перед глазами картинки с нарисованным лицом и не видят лиц участников. Ведущий задает вопросы: что находится над носом?.. что находится под?.. что находится между?.. что находится выше..., но ниже..?, а участники показывают на себе, причем отрабатывается понимание пространственно расположенных частей тела как по горизонтальной, так и по вертикальной оси. Смена взрослого ведущего. Ведущим становится ребенок, таким образом, ребенок должен сам придумать вопросы с предлогами, не повторяя за взрослым и другими детьми. Рекомендуется, чтобы все дети побывали в роли ведущего, придумывая, корректируя вопросы и контролируя действия участников. Следующим этапом может быть ответы на вопросы без показа. Чтобы у ребенка не было соблазна подглядывать и повторять за другими детьми, завязываются глаза. Таким образом, ребенок, только слыша вопрос, отвечает на него.

Игра «Кто быстрее».

Цель: отработка представлений о схеме тела; правая-левая сторона.

Наличие «браслета-метки» обязательно. Данная игра имеет несколько уровней сложности: 1 уровень предполагает прямые одноручные действия (например, левой рукой дотронься до левого уха; правой рукой дотронься до правого глаза, и т.д.); 2 уровень предполагает перекрестные одноручные действия (например, левой рукой - до правой брови); 3 уровень - перекрестные двуручные действия (например, правой рукой до левой щеки, а левой рукой до правого уха). Соответственно, третий уровень самый сложный и его выполнение детьми возможно только после прохождения предыдущих уровней сложности.

Рекомендуется начинать эту игру с первого уровня сложности. Дети стоят рядом со взрослым, желательно перед зеркалом. Педагог дает команду, дети проговаривают ее вслух и стараются выполнить. На данном этапе, педагог выполняет задание вместе с детьми. Также необходим соревновательный момент. Причем, если кто-то из детей затрудняется выполнить задание и другой ребенок объясняет ему, как правильно сделать, ориентируясь на фиксированную руку и сторону, то данное подробное объяснение поощряется.

Ведущим является педагог, у него тоже зафиксирована левая рука, он выполняет команды, стоя лицом к детям. Таким образом, стоя напротив друг друга, дети видят, что там, где у них левая сторона, у взрослого- правая. Педагог задает вопрос, почему так получилось, и дети стараются объяснить. При трудностях детей, педагог обращает их внимание на свою фиксированную «браслетом» левую руку.

Педагог стоит напротив детей, он показывает движение, не проговаривая его. Дети должны по образцу сделать так же, как у взрослого (+ действие с перешифровкой).

Теперь ведущим может стать ребенок, придумывая, задавая вопросы и выполняя задания сам. Но как ведущий он стоит напротив других детей и взрослого. Выполняя данное задание, все проговаривают его вслух. Если задание третьего уровня, то задание разбивают на части, проговаривают и выполняют первую часть, затем проговаривают и выполняют вторую. Потом продолжают выполнять задания по наглядному образцу.

Дети встают напротив друг друга и по команде выполняют задание в течение 10 сек., не проговаривая его вслух. После истечения срока, ведущий говорит «стоп», игроки замирают. Ведущий подходит к каждому и проверяет правильность выполнения. Если ведущий ребенок, то взрослому можно сделать несколько ошибок, для исправления их ведущим и другими детьми.

 «Спереди-—сзади»

Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

«Найди правый рукав». 

Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в различных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.

Резиночки на пальцах.

Детям необходимо надеть резиночки на руки, как показано на схеме; перед началом игры нужно определить на какую руку вы будете надевать резиночки, а также на то, какую резиночку надеть первой.

Развитие ориентировок относительно себя.

Цель: определить умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.)

"Кто правильно назовет"

Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

"Вратарь"

Содержание: Педагог бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Педагог: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

"Найди игрушки"

Содержание: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Содержание: Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Автогонки"

Содержание: ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

Игра «Кто, где?»

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: «Что справа от тебя?» Если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.

Вопросы могут быть такими:

Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что над головой? И.т.д.

Игровое упражнение «Сколько игрушек стоит впереди, сзади, слева и справа от тебя?»

Вызванный ребенок становится между двумя стульями так, чтобы они находились либо впереди и сзади, либо слева и справа от него. На стульях стоят игрушки (от 2 до 4 шт.) ребенок рассказывает примерно так: «Впереди меня 2 зайчика, а сзади 3 мишки».

 « Кто ушел и где стоял?».

Педагог ставит одного ребенка в центре, а еще 4-впереди, сзади, слева и справа от него. Ребенок, стоящий в центре, говорит, кто, где находится, а после закрывает глаза. По сигналу в-ля один из детей отходит в сторону. Водящий говорит, кто ушел и где он стоял.

 «Угадай, кого загадали».

Предложите ребенку сесть на стул. Посадите перед ребенком, за ним и сбоку от него игрушки. Скажите ребенку, что загадали одну из игрушек, а ему надо угадать, какую.

Например, она сидит сбоку от тебя или перед тобой, за тобой. Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя, теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок.

Развитие представления о пространственном положении предметов относительно друг друга.

Цель: Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Для выработки умения различать и описывать положение предметов по отношению друг к другу широко использовались следующие упражнения:

Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами.

В разных местах групповой комнаты воспитатель расставляет группы игрушек. Вызванный ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов.

В ходе эксперимента мы систематически учили детей использовать предлоги и наречия, также применяя игровые приемы, дидактические игры: «Где, что стоит?», «Прятки», «Что изменилось?» (ребенок прячет предмет за шкаф, около шкафа, другой ребенок отыскивает и рассказывает, где он нашел игрушку.

 Дидактическая игра «Найди пару» (набор дидактических карточек с одинаковыми предметами, в количестве от 3 до 5, с разной последовательностью расположения. Дети должны были найти две карточки с одинаковым пространственным расположением предметов на обоих карточках и объяснить последовательность в расположении.

Что изменилось?

Описание игры: Перед детьми на столе в 2 (3) ряда расположены игрушки, по 3 (4) в каждом ряду. Ведущий предлагает всем детям посмотреть и запомнить расположение игрушек. Затем дети закрывают глаза.

Вариант 1: ведущий убирает какую-нибудь игрушку и просит назвать её и то место, где она находилась. Например, исчез дракоша, который был внизу между щенком и попугаем.

Вариант 2: ведущий меняет местами две игрушки и просит назвать то место, где они были первоначально. Например, поросёнок сидел внизу слева, а мышка – наверху между щенком и телёнком.

Игра «Новоселье»

В роли ведущего может быть как педагог, так и ребёнок.

Описание игры: В этой игре дети используют настенные полки для игрушек в виде домиков и небольшие игрушки (животные). Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т.д.

Эту игру целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей (2-3человека). В роли ведущего вначале выступает педагог, в дальнейшем необходимо привлекать детей, - это будет способствовать закреплению и расширению их активного словарного запаса.

Игра «Угадай, где что находится?»

Форма проведения игры: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Игрушки располагаются в определенной последовательности.

Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.

Игра «Куда спряталась мышка?»

Педагог начинает игру с загадки:

Под полом таится

Мышки боится.

Кто это? (мышка)

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глаза, а мышка в это время от вас спрячется».

Ставит ее на стол, под скамейку…

Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, говорят, где она находилась, используя слова «наверху», «Внизу», «на» и др.

Дидактическая игра «Что я загадал?»

Игровая задача: загадать предмет в группе.

Игровое правило: найти местоположение предмета.

Игровое действие: взаимодействовать друг с другом.

Содержание. Педагог предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

Дидактическая игра «Теремок»

Игровое действие: взаимодействовать с настольными фигурками персонажей из сказки «Теремок».

Содержание. Педагог сообщает детям, что все герои сказки «Теремок» пошли в лес и идут друг за другом, но тут у них возникает спор, кто за кем должен идти. Педагог спрашивает у детей, кто за кем идет, затем переставляет настольные фигурки персонажей и сообщает, что вдруг мышка говорит: "Я хочу идти впереди. Лисичка, иди на мое место." (Фигурки переставляются: мышка-первая, лисичка - последняя). Тут волк говорит: «Я хочу идти впереди. Мышка, иди на мое место». (Составляется новый вариант ряда: волк - первый, он в начале ряда, мышка - в середине ряда). Педагог фиксирует внимание детей на новом местоположении предмета в ряду.

Дидактическая игра «Уборка в комнате»

Содержание 1. Педагог сообщает детям, что в группу пришли необычные картины и предлагает детям с ними поиграть, но с картин все предметы и мебель упали. Педагог предлагает детям вернуть предметы на места в соответствии инструкции. Например: в центр комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, слева поставить кровать, над кроватью повесить картину, справа от картины повесить часы. Затем, педагог спрашивает у каждого ребенка, куда он расположил тот или иной предмет.

Содержание 2. Педагог предлагает детям самостоятельно расположить предметы на картине. Педагог предлагает каждому ребенку описать координаты того места в комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Далее те дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать остальным, почему это место или предмет им нравится больше всего.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети услышали, как об одном и том же месте (пространственных его характеристиках) можно сказать по-разному. Например: «...Больше всего мне нравится то, что находится слева от полки с игрушками».

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Содержание 1. Педагог сообщает детям, что Незнайка открыл магазин игрушек и просит назвать расположение игрушек. Вначале роль продавца удобнее давать кому-либо из детей, а роль покупателя — брать на себя воспитателю. Позже «покупателем» может становиться любой из детей, и роль продавца также может брать на себя ребенок. Важно, чтобы при этом дети не только правильно формулировали «запрос на покупку», но и правильно представляли себе тот объем и вес, который эта покупка может иметь. Так, условно говоря, если покупатель просит продать ему «три штуки товара, расположенного на полке под карандашами в самой правой ее части»— т.е. три ручки, — он может унести из магазина купленные вещи в ладони. Но если он покупает, скажем, два мяча и две лошадки-качалки, то без помощи дополнительных средств (сумки, друга или папы) ребенку не справиться.

Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необходимые культурные ритуалы (приветствие продавца, обращение к нему на «Вы» и т. п.), выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое расположение «на витрине», где этот товар находится, и сообщает, сколько экземпляров или штук необходимого товара ему нужно, а «продавец» должен отгадать выбранный товар и назвать его. Например: «Я выбрал предмет, который находится вверху между медведем и мячом». При этом остальные дети, находящиеся на занятии, выступают в роли зрителей и соотносят «правильность» выбранного продавцом предмета.

Содержание 2. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть полки стеллажа и ответить на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине пирамидок (больших, маленьких)?. На какой полке стоят пирамидки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида? Справа от пирамид, слева от мишки, справа от куклы, слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?

Дидактическая игра: «Клоуны» (кукольный театр).

Цель: обратить внимание на взаимное расположение объектов, находящихся «за» и «перед» каким-либо предметом.

«Найди животное»

Ход игры: На фланелеграфе размещены картинки домашних животных (3-4). У детей - соответствующие мелкие картинки. Педагог предлагает назвать всех животных, рассказать, где находится каждое (посередине, справа, слева). – Разложите у себя на столах животных так же, как они расположены на фланелеграфе. – А сейчас корова спряталась за свинью; свинья оказалась впереди, перед коровой. Разместите своих животных так же. Расскажите, где находится свинья. (Впереди, перед коровой.) Где расположена корова? (За свиньей.)

Развитие микроориентировки на листе.

Цель: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Покажи где какие стороны.

Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги. Определите и обозначьте разноцветными линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами листа. Найдите на квадрате верхний левый угол. Отметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бумаги. Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.

«Волшебные квадраты».

Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый). Усложненный вариант задания — наложенные квадраты.

«Муха». 

Положите перед ребенком квадрат, разделенный на 9 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.

«Следопыт». 

Положите перед ребенком лист, расчерченный на 9  квадратов, в левом верхнем углу которого стоит красная точка. Такой же лист, в одном из квадратов которого нарисован «клад», положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.

«Тропинки». 

Для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите ребенку провести дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле.

Магазин

Описание игры: В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».

Назови соседей

Описание игры: Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:

- что изображено справа от него,

- что нарисовано под ним,

- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

- в правом верхнем углу,

- вдоль нижней стороны листа,

- в центре листа, и т.п.

Лабиринт

Описание игры: Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Геометрический диктант

Описание игры: Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Укрась елку

Описание игры: У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Сделай так, как я скажу»

Ход игры: Воспитатель предлагает детям положить лист бумаги перед собой. Дальше задает задание. Например, круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, верху – круг, внизу – прямоугольник.

«Украсим полотенце»

Ход игры: Дети рисуют украшения на полотенцах (прямоугольных бумажных полосках) по образцу (например: две полоски справа, две полоски слева, цветок посередине). Перед выполнением задания дети с помощью педагога анализируют взаимоположение элементов узора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации в старшей группе».

Цель. Выявить полученные знания, представления в ориентировке в пространстве и на плоскости.Задачи.  Закреплять умение определять свое место по отношению к другим детям и предметам. Закреплять зн...

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

Планирование по развитию навыков ориентировки в пространстве для детей  старшей группы на год...

«Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ»

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ...