Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Хочу предложить несколько вариантов игр и игровых упражнений по формированию и развитию количественных представлений, навыка порядкового счёта, которые помогают педагогу добиваться поставленных задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).
Первостепенной, наиглавнейшей и наисложнейшей задачей математической подготовки детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является формирование интереса к математической деятельности, а также интереса к процессу и результату деятельности.
Для этого необходимо создание условий, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.
Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно.
Особое место в нём занимают количественные представления.
Варианты некоторых игр и игровых упражнений.
Игры с песком и в песке:
- - «Найди спрятанные камушки
и пересчитай их»
- - Выкладывание дорожек, геометрических фигур:
«Проведи пальчиком дорожки, а затем положи на них камушки» (возможна инструкция педагога о длине дорожек, о порядке выкладывания стеклянныхкамушков (чередование))
Игры на формирование, закрепление количественных представлений:
- - «Всем ли хватит места на корабле?» (Соотнесение количества пассажиров и посадочных мест )
- - «Всем ли хватит места в поезде?» (Соотнесение количества пассажиров и посадочных мест )
- - Игра «Поймай рыбок»:
- а) Нужно поймать рыбок столько же, сколько и точек на выпавшей стороне кубика (от 1 до 6-ти);
- - б) Соревнования: за определённое время дети «ловят» рыбок, затем пересчитывают свой улов и сравнивают результаты.
Игра «Угощаем гостей»:
«Принеси столько овощей, сколько гостей за столом» (создание игровых ситуаций, когда требуется убрать лишний предмет или добавить недостающий)
Игра «Математические весы»
- Овладение понятиями
«вес», «легче-тяжелее»,
«больше-меньше», «поровну»,
«одинаково» «уравнивание»
- Упражнение «Узнай, что будет, если положить на чашечки:
а) фигурки одинакового размера;
б) фигурки отличающиеся по размеру»;
- Упражнение «Уравняй вес» (добавь на одну из чашечек фигурки так, чтобы чашечки стали находиться на одном уровне)»
- Предмет и его изображение, символ
Упражнение «Посмотри на весы и выбери соответствующую карточку»
Упражнение «Сделай так, чтобы чашечки весов заняли положение как на карточке»
- Упражнения с цифрами, сравнение их числовых значений
(наглядно – числовое значение (вес) какой цифры больше, а какой - меньше).
Работа с палочками Кюизенера
- Знакомство,
- Упражнения на соотнесение палочки
- Упражнения на формирование, уточнение, закрепление представлений о составе числа
Игры со строительным набором
(бруски, «кирпичики» разного размера):
величинные представления, сравнение по длине
- Упражнение «Составь поезд из своих вагонов» (у всех детей одинаковый набор разных по величине деталей )
- Упражнение «Составь поезд из одинаковых по цвету и величине вагонов» (Выводы)
Настольно-печатные игры
на формирование представлений об арифметических действиях
- Формирование, закрепление представлений о возможности изменения количества
(добавили – стало больше, убавили – стало меньше)
- Знакомство с математическими знаками
(«+»,«-»)
- Закрепление знаний цифр
Игра «Я учу цифры»
-нахождение частей пазла с одинаковым количеством предметов,
соотнесение с цифрой (при правильном выполнении в середине-контур цифры)
Игра «Заселим дом»
(в нашем доме: три этажа, окна с «балконами»-кармашками, подвижный лифт).
(навыки количественного, порядкового счёта, представления о цифровом ряде)
Упражнение «Кто где будет жить» (по инструкции педагога ребёнок должен поместить карточку с персонажем на балкон определённой квартиры (пр.: «На второй этаж, в первую квартиру»);
-Упражнения «Определи, к кому идёт гость, если ему надо…», «Кто сейчас пойдёт гулять …»
Использование различного печатного счётного материала
- Пересчёт имеющегося количества картинок,
- Сравнение количества (больше, меньше, столько же)
выполнение речевых инструкций
(взять определённое, заданное количество картинок, добавить картинки),
- соотнесение количества с цифрами,
- выполнение арифметических действий
Игры с крышечками
1. Пособие «Кораблик» (маленькие закручивающиеся крышки из-под кефира являются «иллюминаторами» на корабле)
- формирование, уточнение, закрепление навыков порядкового счёта
Упражнение «Открути первую, третью… крышку»
Упражнение
«Прикрути (открути) окошко на своё - первое (второе, …) - место
2. Пособие «Цветные крышки» (5верхних частей пластиковых бутылок с крышками разного цвета на одной основе)
- Упражнение «Какой по счёту крышки не хватает?»
- Упражнение «Прикрути зелёную (чёрную, оранжевую, …)крышку так, чтобы она оказалась на … месте»
- Упражнение «Открути крышку, первую (…) по счёту (которая на первом (…) месте)»
- Упражнение «На каком месте находится красная (синяя) крышка?»
С пожеланиями успехов в работе!
Пусть не пропадает увлечённость и радуют результаты!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...
Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1. Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.
В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...
Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с ЗПР. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваютс...
Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...