Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Алексеева Светлана Юрьевна

Хочу предложить несколько вариантов игр и игровых упражнений по формированию и развитию количественных представлений, навыка порядкового счёта, которые помогают педагогу добиваться поставленных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, направленные на формирование количественных представлений у детей с ОВЗ (с задержкой психического развития).

Первостепенной, наиглавнейшей и наисложнейшей задачей математической подготовки детей дошкольного возраста с проблемами в развитии является формирование интереса к математической деятельности, а также интереса к процессу и результату деятельности.

Для этого необходимо создание условий, при которых у детей будут возникать увлечённость ходом действий, желание их совершать, понимание реальности и смысла результата действий, а также стремление добиться этого результата.

Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно.

Особое место в нём занимают количественные представления. 

                                              DSC01017.JPG              DSC01018.JPG

Варианты некоторых игр и  игровых упражнений.

Игры с песком и в песке:

DSC00949.JPG

  •  - «Найди спрятанные камушки

      и пересчитай их»

         

  •  - Выкладывание дорожек, геометрических фигур:

DSC00953.JPG «Проведи  пальчиком дорожки, а затем положи на них камушки»  (возможна инструкция педагога  о длине дорожек, о порядке выкладывания стеклянныхкамушков (чередование))

     


Игры на формирование, закрепление количественных представлений:

  • DSC00983.JPG-  «Всем ли хватит места на корабле?» (Соотнесение  количества пассажиров и посадочных мест )

                                             

  • - «Всем ли хватит места в поезде?»  (Соотнесение  количества пассажиров и посадочных мест )

             DSC01007.JPG                       DSC01008.JPG 

  • - Игра «Поймай рыбок»:
  • а) Нужно поймать рыбок столько же, сколько  и точек на выпавшей стороне  кубика (от 1 до 6-ти);
  • - б) Соревнования: за определённое время дети «ловят» рыбок, затем пересчитывают свой улов и сравнивают результаты.

                        DSC00978.JPG   DSC00973.JPG


Игра «Угощаем гостей»:

«Принеси столько овощей, сколько гостей за столом» (создание игровых ситуаций, когда требуется убрать лишний предмет или добавить недостающий)

      DSC00966.JPG        DSC00970.JPG

 

Игра «Математические весы»

DSC00936.JPG

  1. Овладение понятиями

«вес», «легче-тяжелее»,

«больше-меньше», «поровну»,

«одинаково» «уравнивание»  

 

DSC00937.JPG

- Упражнение «Узнай, что будет, если положить на чашечки:
         а) фигурки одинакового размера;  

 б) фигурки  отличающиеся по размеру»;

DSC00939.JPG

- Упражнение «Уравняй вес» (добавь на одну из чашечек фигурки так, чтобы чашечки стали     находиться на одном уровне)»

           

 


  1.   Предмет и его изображение, символ 

DSC01021.JPG

Упражнение «Посмотри на весы и выбери соответствующую карточку»

   

DSC01022.JPG

Упражнение «Сделай так, чтобы чашечки весов заняли положение как на карточке»

 

  1. Упражнения с цифрами,  сравнение их числовых значений

(наглядно – числовое значение (вес) какой цифры больше, а  какой - меньше).

              DSC00959.JPG                       DSC00960.JPG   

 

Работа с палочками Кюизенера

 - Знакомство,

 - Упражнения на соотнесение палочки DSC01014.JPG

 - Упражнения на формирование, уточнение, закрепление  представлений   о составе числа DSC01016.JPG

Игры со строительным набором
(бруски, «кирпичики» разного размера):
величинные представления, сравнение по длине

 - Упражнение  «Составь поезд из своих вагонов»  (у всех детей одинаковый набор разных по величине деталей )

               DSC01003.JPG               DSC01004.JPG

 - Упражнение   «Составь поезд из одинаковых по цвету и величине вагонов» (Выводы)

                                                    DSC01005.JPG

Настольно-печатные игры
на формирование представлений об арифметических действиях

- Формирование, закрепление представлений о возможности изменения         количества DSC01011.JPG

(добавили – стало больше, убавили – стало меньше)

  • DSC01013.JPG
  • Знакомство с математическими знаками  

           («+»,«-»)

  • Закрепление знаний цифр

Игра «Я учу цифры»
DSC00989.JPG

-нахождение частей пазла с одинаковым количеством предметов,

соотнесение с цифрой (при правильном выполнении в середине-контур цифры)

       

  Игра «Заселим дом»  

 нашем доме: три этажа, окна с «балконами»-кармашками, подвижный лифт).

(навыки количественного, порядкового счёта, представления о цифровом ряде)DSC01020.JPG

  Упражнение «Кто где будет жить» (по инструкции педагога ребёнок должен поместить карточку с персонажем на балкон определённой квартиры (пр.: «На второй этаж, в первую квартиру»);

-Упражнения  «Определи, к кому идёт гость, если ему надо…», «Кто сейчас пойдёт гулять …»


Использование различного печатного счётного материалаDSC01009.JPG

  • Пересчёт имеющегося количества картинок,
  •  Сравнение  количества (больше, меньше, столько же)


выполнение речевых инструкций DSC01010.JPG

    (взять  определённое, заданное количество     картинок,  добавить  картинки),

  •  соотнесение количества с цифрами,
  •  выполнение арифметических действий

Игры с крышечками 

1.    Пособие «Кораблик»  (маленькие закручивающиеся крышки из-под  кефира являются «иллюминаторами» на корабле) 

- формирование, уточнение, закрепление навыков порядкового счёта

Упражнение «Открути первую, третью…            крышку» DSC00991.JPG

DSC00995.JPG

     Упражнение

 «Прикрути (открути)      окошко на своё - первое (второе, …) - место  

 


2.  Пособие «Цветные крышки» (5верхних частей пластиковых бутылок с крышками разного цвета на одной основе)

DSC01002.JPG

- Упражнение «Какой по счёту крышки не  хватает?»

 - Упражнение «Прикрути зелёную (чёрную, оранжевую, …)крышку так, чтобы она оказалась на … месте»DSC00999.JPG

 - Упражнение «Открути крышку, первую (…) по счёту (которая на первом (…) месте)»

- Упражнение «На каком месте находится красная (синяя) крышка?» 

 

С пожеланиями успехов в работе!
Пусть не пропадает увлечённость и радуют  результаты!!!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."

Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с  особенностями их психического развития....

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование временных представлений у детейдошкольного возрастас задержкой психического развития...

Тема: «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

1.   Актуальность рассмотрения вопроса об изучении состояния пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического ...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с ЗПР. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваютс...

Игровые технологии в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование игровых технологий, в частности дидактических игр, в коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с задержкой психического развития позволяют добиться лучшего усвоения учебного ...