Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в подготовительной группе.
картотека по математике (подготовительная группа)

все игры разделины еа подгруппы согласно программому содержанию в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в подготовительной группе.

Ориентировка в "схеме тела" человека, стоящего напротив.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

«Моя рука, твоя рука».

Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.

«Назови часть тела».

Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз (и т.д.)».

«Найди свою правую руку».

Сидя напротив ребенка, дать инструкцию :«Делай своей правой рукой (кстати, где она?) то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты одноименными частями тела (вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно — согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку и т.д.).

«Веселые картинки». 

Ребенок определяет на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

Устойчивый навык можно выработать только при участии родителей, например, дав им задание постоянно обращать внимание детей на детали одежды, вещи в руках у людей, идущих навстречу по улице, а также проводить указанную выше работу по картинкам в книгах, журналах и т. п.

«Правильное зеркало». 

Стоя или сидя с ребенком друг напротив друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку к вправо, то ребенок свою левую — влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

«Неправильное зеркало». 

И.п. то же, но инструкция изменяется:«То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.

Далее отрабатываются движения с перешифровкой:

Одно- и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например: дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца;

движение рук ребенка относительно себя в сторону, противоположную направлению рук педагога. Например: правая рука педагога двигается вправо, а правая рука ребенка — влево относительно себя (соответственно влево — вправо, вверх —вниз, вниз —вверх, к себе —от себя, от себя —к себе, налево вверх —направо вниз и т.д.).

Контролер"

Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.

Микроориентировка на листе.

Выявить сформированность ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.) ; располагая предметы и их изображая в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение

(вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Упражнение «Дорисуй узор»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены узоры. Дети дорисовывают их.

Упражнение «Дорисую фигуру»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены фигуры. Дети дорисовывают их.

Упражнение «Графический диктант. 

 Ведущий диктует условия работы поэтапно. Игрок должен двигаться (рисовать линии) от начальной точки на листе. Рисовать нужно по клеточкам. В итоге должен получиться рисунок. Начинать нужно с простого, постепенно усложнять.

Где находится?»

 «Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник? Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Расскажи путь следования- «лабиринт»

Игра «Расскажи про свой узор».

Ход игры. Каждый ребёнок получает по одной картинке. Дети рассказывают, как располагаются элементы узора. Например, в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.

Игра «Геометрический диктант»

Ход игры: взрослый предлагает детям разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:

красный квадрат находился в левом верхнем углу;

жёлтый овал – в центре листа;

зеленый квадрат в правом верхнем углу,

красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;

коричневый прямоугольник в правом нижнем углу;

оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;

синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;

посередине между квадратами синий круг;

зеленый круг между прямоугольниками.

Далее взрослый показывает детям узор, который должен был у них получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.

Игра «Укрась ковер»

Ход игры: взрослый предлагает детям украсить лист бумаги – «ковер» геометрическими фигурами самостоятельно. Далее взрослый предлагает детям по очереди называть расположение фигур на их «ковре» и повторяет узор по объяснению ребенка. Затем сравнивают узоры взрослого и ребенка, выясняют ошибки при несовпадении узоров и называют их причины.

Ориентировка по схеме.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схем.

«Танграм», Колумбово яйцо, пентамино, пифагор, сфинкс, листик, колумбово яйцо

Ход игры: Выложить изображение из набора геометрических фигур строго по образцу,

используя весь комплект деталей целиком.

Дидактические игры со счетными палочками.

Ход: Воспитатель предлагает детям различные задания со счётными палочками:

1. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек;

2. Изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек;

3. Преобразование заданной фигуры путем перекладывания определенного количества

палочек.

Выложи по образцу

Ход игры: Рассмотрите образец и скажите, из скольких и каких фигур составлен его рисунок? Возьмите фигуры и составьте такой же рисунок. Проверьте, получился ли у вас точно такой же рисунок?

Сложи узор.

Педагог говорит детям, что они будут собирать разные фигуры. Показывает одну из картинок, например собачку, и предлагает собрать такую же собачку из деталей. Дети создают предложенный образ и сверяют, соответствует ли он заданной схеме. Затем можно предложить другую картинку или раздать все схемы детям, чтобы они собирали фигуры и обменивались деталями.

Игра «Математический планшет»

Описание игры: Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество, показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.

Игра «Панорама», «Ферма»

В игровой форме ребёнок продолжает закреплять пространственные понятия, учится располагать предметные фигурки в соответствии с образцом, изображённым на картинке.

Ориентировка  в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в  пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

«Лабиринт Гарри Поттера»

Педагог раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения.

Игра «Как пройти к зайке?

Ход игры. Дети подходят к большой карте. Педагог говорит, что в лесу спрятался зайка (медведь, волк, лиса). Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Показать детям маленькую карточку-схему с изображением пути. Один из детей ищет зайку, проговаривает направления движения. Например, иду вверх до ромашки, поворачиваю налево и иду до дерева, потом вверх до цветочка, вправо до ёлочки, зайчик под ёлочкой. Затем дети разыскивают других зверей.

«Поможем Элли вернуться домой»

Педагог напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Педагог предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.

Помоги Незнайке разложить ….»

Детям предлагается картинка — план со схематическим изображение предметов (фруктов, овощей и т.д). Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

Игра «Найди игрушку»

Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении, найти спрятанную игрушку.

Оборудование: письмо, игрушка машинка.

Ход игры: взрослый рассказывает детям, что ночью, когда в группе никого не было, прилетал Карлсон и принес в подарок игрушку. Игрушку Карлсон спрятал, но оставил письмо, в котором написал, как ее можно найти. Далее взрослый распечатывает письмо и читает его, а дети выполняют, те указания, которые там написаны. Вместе со взрослым дети находят игрушку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения по обучению дидактическим играм, направленным на формирование пространственных представлений.

материал могут использовать как педагоги коррекционного направления, так и массовых детских садов для привлечения родителей к формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений...

«Игры и упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации в старшей группе».

Цель. Выявить полученные знания, представления в ориентировке в пространстве и на плоскости.Задачи.  Закреплять умение определять свое место по отношению к другим детям и предметам. Закреплять зн...

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс игр и упражнений, направленных на формирование пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

В данной картотеке собраны  игры и упражнения  способствующие  овладению  пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке....

Перспективное планирование игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

Планирование по развитию навыков ориентировки в пространстве для детей  старшей группы на год...

«Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ»

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ...