Мастер-класс по ТРИЗ
материал
Предварительный просмотр:
«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта». Эти слова принадлежат советскому изобретателю, автору Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Генриху Сауловичу Альтшуллеру.
ФГОС ДО указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой образовательной деятельности дошкольников, направленные на решение жизненных задач». Я хотела бы еще раз напомнить нашим коллегам, в чем заключается технология ТРИЗ.
Основным средством работы с детьми в технологии ТРИЗ является педагогический поиск. Мы не даем готовые знания, не раскрываем перед детьми истину, а наши воспитанники должны научиться находить ее сами. Приглашаем их к рассуждению. И наводящими вопросами подводим к тому, чтобы дети сами нашли ответ. Если же они не задают вопроса, тогда мы указываем противоречие. Тем самым мы ставим ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ. В какой-то мере повторить исторический путь познания преобразования предмета или явления.
Одна из самых главных характеристик, которая отличает одаренного человека – это любознательность. А любознательность или любовь к познанию начинается с любопытства. Это жажда новых знаний, потребность в интеллектуальных впечатлениях, которые свойственны каждому нормально развивающемуся ребенку.
Любознательность – это следующая ступень потребности познания. Для ее развития важно не только наличие умственных способностей, но и мотивация, и чувства. У значительного количества детей любопытство так и не становится любознательностью, их интерес к окружающему миру начинает носить неустойчивый, ситуативный характер. Любознательность обычно проявляется у детей довольно рано и на всех этапах взросления остается важной чертой, которая отличает одаренного человека.
Гин С.И. писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников».
В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить вашему вниманию игры ТРИЗ, которые помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно.
Начну с очень знакомой всем игры Да нетка
Суть игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».
Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»
В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!
Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:
Главное не забывать отмечать сильные вопросы. А еще можно усложнять условия – например задать можно не больше 10 вопросов. Справились? А теперь не больше 7ми. А слабо за 5 вопросов угадать? Нет предела совершенству
МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
Рекомендуемый возраст: от 5 лет до 8 лет.
Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.
В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.
Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!». А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут. А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?
Или «примагниться к потолку» - эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить :)
Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!
ДРУДЛЫ
Рекомендуемый возраст: От 5 до 100 лет.
Суть игры: ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.
В чем польза игры? Подобные визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения, также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед последующими заданиями. А может, вам удобнее решать друдлы в виде коротких анимационных роликов? Да и формат мультиков детям ближе. Тогда можно воспользоваться подборкой видео-друдлов
Дополнительные идеи: друдлы можно не только рассматривать, но и самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.
Можно дорисовывать один и тот же друдл, ведь чем больше найдёте вариантов – тем больше прокачаете фантазию
Друдлы можно находить и в реальной жизни,
Отличными друдлами на прогулке служат кроны деревьев и облака. В дороге даже можно сфотографировать облако себе на телефон – и дорисовать в любой рисовальной программе:
Креатив-бой
Рекомендуемый возраст: от 8 до 100 лет.
В креатив-бою никто не пострадает. Зато мозг хорошо прокачается на открытых задачах.
Что это? Открытые задачи – это те задачи, которые встречаются в реальной жизни, а не на страницах обычных школьных учебников. В открытых задачах, как правило, нет четких условий, может быть несколько способов решений и не один правильный ответ – а множество. Как играть в открытые задачи? На основе решения открытых задач была создана интеллектуальная командная игра Креатив-бой. Участники делятся на команды и решают открытые задачи. Их решения оцениваются по специальным параметрам. Подробнее про правила игры, нюансы, а также задачи, в которые можно поиграть, вы найдете Дополнительные идеи:
В решение открытых задач можно добавить и активный элемент! Для начала, ставим перед участниками любые открытые задачи, например:
- Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
- Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
- Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?
А дальше вы вольны сами придумать, какой элемент активности включить! Например, участники становятся на старт, и за каждое произнесенное решение – участник делает прыжок вперед и приближается к финишу. Кто доберется первым?
Или участники становятся к одной стенке. Все придумывают решения. Если кто-то не придумал решение – то вместо ответа он может сделать физическое упражнение, например загнуть руку и пройти туда-обратно к противоположной стенке. Затем если снова не будет ответа – загнуть вторую руку и снова пройти, потом ногу и так задача пройти будет постепенно усложняться.
Или включить в генерацию ответов мячик. Кто ловит мячик – должен придумать решение и бросить его следующему игроку.
Поделить команды
Эту игру с полным правом можно назвать мини-моделью нашей жизни. Ведь вся жизнь - открытая задача. И от того, насколько успешно ты ее решаешь, зависит твое настоящее и будущее За ходом нашей работы будут наблюдать эксперты. Именно им предстоит оценить оригинальность и изобретательность наших команд. Итак, в составе экспертной группы: (представление экспертов) |
Вам дается 1 минута для выбора названия команды. Помните известную истину “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”. Время пошло (выбор названия команд) |
Внимание! Задача №1 Уронила Таня мячик Из бетонного пола торчит железная труба метровой длины с открытым верхним концом. Таня уронила туда теннисный мячик. Как его достать? | |
Заслушиваются ответы каждой команды. | |
Контрольный ответ | |
Внимание! Задача №2 Кот и скворцы. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот – ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как он это сделал? | |
Заслушиваются ответы каждой команды. | |
Контрольный ответ. Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом. |
- Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
- Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
- Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?
Внимание! Задача №4 Некоторые дети не хотят ни учиться, ни даже гулять. Они весь день сидят дома, прилипнув к экрану телевизора. Что нужно сделать, чтобы дети проводили у «ящика» меньше времени? | |
Заслушиваются ответы каждой команды. | |
Контрольный ответ: Отец двух мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с телевизионной лихорадкой. Он подсоединил телевизор к динамо-машине, которую надо было крутить, сидя на велораме и усердно работая ногами. После этого интерес детей к телевизору заметно снизился. Они стали смотреть только самые интересные передачи |
В заключение хочется сказать словами А.Эйнштейна, человека, привыкшего мыслить оригинально и нестандартно: «Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Освоение технологии ТРИЗ"
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ...
Мастер - класс по теме: "ТРИЗ - как эффективный ресурс развития креативности дошкольников"
В рамках городской методической площадки "Развитие предпосылок инженерного мышления через использование образовательных конструкторов Лего в детском саду"...
мастер-класс для педагогов "ТРИЗ"
Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми...
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Цель мастер класса:повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....
Мастер - класс. "Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи".
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать ин...
Мастер-класс «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей»
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое воображение, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.Поэтому тема моего мастер-класса ...
Мастер-класс для педагогов «ТРИЗ в развитии творческого воображения дошкольников»
1. Актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач; 2. Создание условий для о...