Мастер - класс. "Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи".
учебно-методический материал по информатике
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.
В развитии связной речи детей я использую приемы и методы ТРИЗ.
В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня-вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.
Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.
Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:
-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;
-бедный активный словарь;
-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_triz_v_razvitii_svyaznoy_rechi.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов ТРИЗ в развитии связной речи.
(Из опыта работы воспитателя ГБОУ Гимназии №1512 Красильниковой В.П.)
Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.
В развитии связной речи детей я использую приемы и методы ТРИЗ.
В настоящее время в современной педагогике самый актуальный вопрос сегодня-вопрос о развивающем обучении. Именно поэтому методы и приемы в работе с детьми должны носить развивающий характер.
Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.
Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:
-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;
-бедный активный словарь;
-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.
Сегодня ТРИЗ-педагогика позволяют решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного “открытия” новых для него явлений и закономерностей. Использование элементов ТРИЗ-педагогики в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Начинать работу целесообразно с игр. На первом этапе я использую следующие: «На что это похоже?», «Дорисуй». Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.
Далее использую игры «Хорошо – плохо», «Наоборот» - умение обнаруживать противоречия и разрешать их, позволяет ребенку не только сформировать мышление, но и активно защитить свои позиции.
Таким образом, данные игры развивают речь, фантазию, наблюдатель-ность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей.
Для развития речи дошкольников широко использую методы ТРИЗ.
Метод проб и ошибок.
Это метод поиска нового (А что, если сделать так? А может быть так, он стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
Метод фокальных объектов.
Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в «фокусе», а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным.
Метод мозгового штурма (МШ) .
Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации, т. е. мозговой штурм, было предложено А. Осберном. МШ может быть использован как ос-новной метод при организации занятии. В этом случае детям предлагаю проб-лемную ситуацию, затем выслушиваю ответы детей, самые неожиданные и оригинальные решения поощряются.
Метод МШ хорошо использовать в работе со сказкой. Дети учатся составлять описательные рассказы по памяти, признакам, не называя сказки, узнавать персонажи. При этом у них развивается речь. Дети с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения, где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.
Метод каталога.
Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов. В зависимости от возраста детей вопросы становятся все более подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица. Данный метод эффективен при работе с небольшой группой.
Для успешного решения задач по развитию связной речи я также использую систему творческих заданий:
Составление загадок.
Учить детей ориентироваться на признаки и действия предметов. Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч), рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.
Приемы фантазирования.
Широко применяю в наблюдениях, т. е. учимся «оживлять» неодушевленные предметы, явления и т. д. Например, «оживляем» облака (Какие вести они несут? О чем мечтают? Почему тают? О чем расскажут).
Прием эмпатии.
Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что если ты превратишься в кустик?» (О чем бы думал и мечтал? Кого боялся? С кем бы подружился?)
Универсальная опорная таблица - является подспорьем ребенку в приобретении навыков рассказывания. Глядя на символы и зная, что они обозначают, дети легко составляют рассказ о любом предмете. (Таблица в зависимости от возраста усложняется и включает следующие символы: семейство (где обитает? растет); составные части описываемого предмета (размер, цвет, форма); что необходимо для жизни? ;из чего сделан? ;вред-польза.
Схемы- пиктограммы использую при заучивании стихотворений и потешек.
Таким образом, ТРИЗ активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться, дает возможность думать и принимать решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного в...
Мастер-класс "Использование игровых приемов ТРКМ в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Мастер-класс предназначен для педагогов с целью дать представление об инновационных приемах ТРКМ для развития речи, о значении этих приемов в обогащении и активизации глагольного словаря, словар...
Сценарий мастер-класса «Использование нетрадиционных приемов и материала для развития мелкой моторики как стимула развития речи».
Представлен мастер-класс по ознакомлению педагогов с нетрадиционными приёмами и материалами для развития мелкой моторики как стимула развития речи детей дошкольного возраста...
Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....
Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
Знакомство педагогов с эффективной методикой запоминания текста....