Мастер - класс по теме: "ТРИЗ - как эффективный ресурс развития креативности дошкольников"
материал (подготовительная группа)
В рамках городской методической площадки "Развитие предпосылок инженерного мышления через использование образовательных конструкторов Лего в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_lego.docx | 397.73 КБ |
lego.pdf | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
«ТРИЗ – как эффективный ресурс развития креативности дошкольников»
Мастер – класс
Разработала и провела С.Н. Вдовина, воспитатель МБДОУ №41 «Лесная сказка
Креативность – это универсальная познавательная творческая способность, которая складывается из хорошо развитого управляемого воображения и разного типа мышления (образного и ассоциативного, системного, дивергентного, диалектического, функционального). Развивая у детей творческие способности, мы подводим ребёнка к изобретению новых предметов, способов действия, словотворчеству. Свои замыслы дети могут воплотить доступными им способами: в игре, театрализованной деятельности, в составлении рассказов, в продуктивных видах деятельности, в том числе, и легоконструировании. Благодаря семинару, я по-новому открыла для себя мир Лего и его возможности. И ещё раз убедилась в том, что методы фантазирования, предложенные ТРИЗ, универсальны.
Мама мне купила Лего,
Тут машины и дома...
Мне купила, мне ж купила...
А играет то сама!
Давайте и мы поиграем, но для начала разминка для ума.
- Что это? Как можно использовать эту штуковину? А если это фото под микроскопом? Что тогда может быть?
- Игру "Наоборот" все знаете? А "Весёлый диалог" поддержать сумеете? В этой игре все слова из вопроса заменяются на противоположные. А весёлый диалог, потому что абсурдный, логики в нём нет. Итак:
Почему мне грустно? (Потому что нам весело)
Почему он смеётся громко? (Потому что она плачет тихо)
Почему на улице мороз? (Потому что в садике жара)
Почему мальчик прыгает высоко? (Потому что девочка приседает низко)
А вот, Борис Заходер "Мир наоборот"
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса.
- Это правда? Нет. Придумайте, пожалуйста, небылицу, используя приём "наоборот".
Например: Мама мыла раму. А наоборот, рама мыла маму.
Маша несёт куклу - кукла несёт Машу.
Девочки завязали бантики - бантики завязали девочек.
Мальчик встал на ковёр.
Воспитатель построил детей.
"Витамином роста" называют игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной. Если ими щедро приправлять тризовские приёмы, то получится вполне аппетитно. Можно ещё сказать и так: "Королю Здравого Смысла прислуживают эльфы Фантазии и гномы Абсурда. И действительно, поначалу любая идея по смешению объектов кажется абсурдной. Ну как можно соединить "слона" и "тарелку"? Какая тарелка получается? (На толстых ножках или с большими ушами) Но если развивать эту идею, фантазировать дальше, попробовать вылепить ушастую тарелку, то, возможно, найдутся и плюсы (удобно переносить тарелку), тогда широкие ручки станут изобретением. Фантазируя по Методу Фокального Объекта, мы получили "съедобное" платье. Зачем оно нужно? Из чего его можно сделать? У нас получились такие платья, причём, сам материал подсказал способ выкладывания, как из счётных палочек. Куклы бумажные остались довольны. Метод Фокальных Объектов был использован во многих изобретениях.
- Чьи признаки перенесены на здание?
Яркие признаки легоконструктора нашли место на обуви, клатче, мосту. Люди нашли необычое применение конструктору, используют его в жизни. Практичность этих решений является одним из постулатов ТРИЗ. В детском саду используют Лего для решения задач образовательного характера (напр. Лего-математика). Моделируют сказки с его помощью, конструируют различные ситуации.
Хорошо играть, когда у тебя много конструктора, но что делать, если кирпичик всего один? Как с ним можно поиграть? В этой мысленной игре можно посмотреть на кирпичик с новой точки зрения и увидеть скрытые возможности для его использования. Таким образом получается бороться с психологической инерцией и сделать несколько шагов в сторону развития своей креативности.
Полвека назад изобрели легендарный кирпичик Лего. Как вы думаете, какая у него основная функция? Что кирпичик умеет делать? (Прочно скрепляться с другими кирпичиками). А если мы отменим эту функцию, что тогда будет? Кирпичик больше не скрепляется с другими кирпичиками. Бывает такое? (Бывает, если разного размера конструктор). Как с ним можно поиграть? (Набрать воды для рисования; постучать по столу; покатать мелкие игрушки; вместо фишки использовать на игровом поле; "попади в цель").
Инженерная мысль ведёт детей к смешению Лего с другими материалами, например, с пластилином. Как вы думаете, это хорошо или плохо? Для кого хорошо? Какие решения этой задачи у вас есть? Использовать Лего, как бросовый материал или заменить пластилин глиной, пластической массой, кинестетическим тестом. Другой вариант, чтобы полуились новые постройки, пробуем соединить Лего и бумагу. Возможно? Да. Только нужны помощники - дырокол.
Свой опыт конструирования дети старшего возраста реализовали в игре "На необитаемом острове", где метод Робинзона Крузо обострил ситуацию необходимости до предела. На этом острове в изобилии находился разнообразный конструктор, и стояла задача выжить с его помощью, т.е. решить ряд жизненных задач. Таким образом, Лего - это средство, которое поможет через созидательную игру решить многие проблемы ребёнка и педагога.
А ещё, конструктор может быть ресурсом для творческого развития и, безусловно, для чистой радости от игры.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Музыкально-дидактическая игра - как важный фактор развития у дошкольников любознательности, инициативности, творчества"
На данном мастер-классе автор предлагает музыкально-дидактические игры, которые можно применять для творческого развития дошкольников, в том числе ограниченных возможностей....
Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО.
МАСТЕР – КЛАСС на тему: «ТРИЗ в ДОУ как средство формирования математических способностей воспитанников в свете требований ФГОСО....
Мастер класс «Алгоритмика и робототехника – как эффективное средство развития логического у детей старшего дошкольного возраста
Алгоритм – это определенная последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата. Алгоритм – это точное предписание о том, какие действия и в какой последов...
Мастер-класс на тему «Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Интеграция как эффективный способ развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс для родителей "Лего конструирование, как способ развития креативных способностей"
Сценарий мастер-класса для родителей с использованием мультимедийной презентации...
Мастер-класс на тему: «Многообразие видов конструкторов - фактор развития креативности у дошкольников»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию разнообразных конструкторов.Задачи:Активизировать знания педагогов о разнообразных конструкторах.Способствовать с...