Формирование здорового образа жизни у дошкольников через различные виды деятельности
статья

Бурнашева Ольга Анатольевна

в статье говорится о укреплении и сохранении здоровья дошкольников, через различные виды деятельности. О целенаправленной работе  ДОУ и семьи по воспитанию и развитию здоровья детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через различные виды деятельности

Бурнашева О.А.,

                                                                                                                           воспитатель

Аннотация: в статье говорится о укреплении и сохранении здоровья дошкольников, через различные виды деятельности. О целенаправленной работе  ДОУ и семьи по воспитанию и развитию здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье, валеология, ЗОЖ.

Здоровье - великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, умным, здоровым - это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов.

Уже в дошкольном возрасте возникает необходимость формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии стала бы потребностью, привычкой, элементарным навыком.

Проблема оздоровления, воспитания и развития - целенаправленная, систематически спланированная работа ДОУ и семьи на длительный период времени.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Особо хочется обратить внимание на воспитателей – родителей. Ведь родители являются главными воспитателями своих детей. От того как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома или не находить, и тогда закрепляться, и тогда полученная информация  будет лишней и тягостной для ребенка.

Все сведения о здоровом образе жизни, о гигиене прививаются детям в повседневной жизни, в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для воспитания здорового образа жизни.

Режим дня является одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребёнка. Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

Соблюдение установленного распорядка дня, соответствующего возрасту детей, воспитывает дисциплинированность, умение трудиться, общительность, уравновешенное поведение, формирующиеся навыки самообслуживания, воспитывают самостоятельность. А это и является показателем здоровья и правильного развития ребёнка. С возрастом ребёнок, не без участия воспитателей, родителей начинает понимать необходимость соблюдения режима для здоровья и осознанно соблюдать его.

Здоровье ребёнка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют эмоциональное состояние ребёнка. Его психическое здоровье, положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей.

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей зависит их духовная жизнь, вера в свои силы».

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведёт к потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Сформированные традиции ЗОЖ становятся неотъемлемой частью жизни людей.

Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей.

Но, как бы много не делали воспитатели и родители для здоровья детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить

самого ребёнка. И не важно, что ребёнок мал. Он может многое сделать для себя самого, только нужно его научить этому.

Вопрос об обучении ребёнка сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Для её решения необходима поэтапная работа со стороны взрослых. Главная задача - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить помогать себе, бережно относиться к своему организму и здоровью. Важно учить ребёнка любить себя, своё тело, воспитывать в нём оптимистическое само- и мироощущение. В современной ситуации ребёнка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.

Занятия стоят на одном из первых мест, и их следует проводить уже в младших группах. Дети знакомятся со своим организмом, со способами ухода за ним, с элементарными понятиями о сохранении здоровья: микробах, витаминах, о способах оздоровления, различных видах закаливания; о том. для чего нужно делать прививки, о здоровой и полезной пище. Основная задача взрослых - поддержание интереса к себе самому и создание условий для накопления первичных представлений о себе и формирования отношения к себе. Дети не должны чувствовать, что их специально чему-то обучают, знания должны «приходить» к ним как бы, между прочим. В старшей и подготовительной к школе группе следует закреплять элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании, учить заботиться о своём здоровье; уточнять и закреплять знания о лекарствах и витаминах, дать понятие об осторожном их применении. Познавательный материал преподносится детям в доступной для их понимания форме, закрепляется в дидактических играх и упражнениях, подвижных играх с использованием разнообразных средств и методов работы.

В организации занятий большое внимание следует уделять игровых: методам. В гости к детям приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка и другие известные персонажи, попадая в затруднительное положение, обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают.

Так же, обычное занятие легко можно превратить в путешествие, а группу в сказочный лес или в чудесную мастерскую. Дети становятся художниками, следопытами. И в то же время обучение не превращается г игру. Занятия, в основе которых положена игровая технология, приучат детей к серьёзному труду.

В целях лучшего усвоения знаний о человеческом организме на занятиях предпочтительно использование поисково-экспериментальны, продуктивных, игровых, проблемных методов работы, наблюдения детей за собой и за другими людьми, а также практических способов овладения навыками ухода за своим телом.

Очень хорошо, если дети будут углублять и закреплять эти сведения я процессе чтения художественной литературы. Русские народные песенки потешки, весёлые стихи и отрывки из прозаических произведений известных детских писателей, сказки вызовут у детей интерес и к спортивным занятиям:

будут способствовать формированию полезных привычек, помогут вырасти здоровыми.

При этом велика роль наглядного материала. Это не должны быть иллюстрации из медицинских учебников и анатомических атласов. Наглядное пособие для дошкольников должно быть обобщённым, исключающим обилие конкретных мелких деталей, красочно оформленным, эмоционально привлекательным, способствующим возникновению удивления, любопытства; эстетически выполненным.

Используя различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья, педагоги формируют у дошкольников не только здоровый образ жизни, но и закрепляют правила безопасного поведения.

На основе элементарных знаний об организме человека у детей формируются обобщённые понятия, воспитываются нравственные чувства, гуманное отношение к окружающим людям. Полезно будет поговорить об инвалидах, которые в силу' каких-то причин лишились отдельных частей тела, органов чувств, о людях с ограниченными возможностями Не следует бояться таких разговоров, избегать их, так как они помогут воспитанию у детей гуманного отношения к другим людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь им. Беседы на эти темы заставят дошкольников задуматься о том, как важно беречь себя, соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома.

Но и наши усилия будут напрасны, если мы не будем вести работу в этом направлении с родителями, ведь в первую очередь ребёнок берёт пример с них. Дети подражают тем, кого любят!

Для ведения работы с родителями следует использовать: беседы, консультации, анкетирование, вынесение интересующих тем на родительские собрания, распространение памяток и буклетов с советами и рекомендациями о здоровом образе жизни. Создание семейных клубов помогает родителям сплотиться для решения общей проблемы оздоровления детей. А совместные спортивные праздники, прогулки и экскурсии, выставки рисунков, приносят массу положительных эмоций, как детям, так и взрослым.

Все мероприятия, которые используются педагогами в ДОУ, направлены не только на то, чтобы ребёнок знал, как сохранить своё здоровье, но, и ощущал здоровье как ценность и поступал так, чтобы образ его жизни был здоровым.

Литература

1.        Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N5.

2.        Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

3.        Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

4.        Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность

Детям так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, но  они не знают, что для этого надо делать, объясни им, и они будут беречься...

«Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»

laquo;Система организации работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников в процессе интеграции деятельности ДОУ и семьи»...

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность с родителями

Презентация и текст выступления из опыта работы по физическому развитию дошкольников...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни. Как отмечают ученые здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от здравоохранения и на 50% от о...

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»...