"Формирование здорового образа жизни у дошкольников через занятия по валеологии"
статья на тему

Обобщение опыта работы по валеологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odna_iz_osnovnyh_zadach-ispravlennoe.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. По статистическим данным, только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема сохранения детского здоровья для наших северных районов. Поэтому, одна из основных задач, стоящих перед педагогами, это воспитание здорового подрастающего поколения.

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников через непосредственно-образовательную деятельность по валеологии» является ведущим направлением моей работы.

Термин «валеология» был введен в начале 80-х годов 20 века Брехманом И.И. Но в настоящее время далеко не все знают, что такое валеология. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Валеология – это наука о здоровом образе жизни, изучающая уровень, резервы и потенциал психического и физического здоровья человека, а также способы и методы его укрепления и сохранения. Здоровый образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, правильное питание, занятие спортом, рационально организованный режим отдыха и труда.

Валеологическое образование направлено на решение 2-х основных задач:

1. Воспитание мотивации на приоритет здоровья и стремления к здоровой жизнедеятельности;

2. Обучение здоровому образу жизни.

В соответствии с этим в системе валеологического образования обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека: овладение умениями совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоение знаний о здоровом образе жизни и умений его построения; освоение методов и средств ведения пропагандистской деятельности в области валеологии.

Валеологическое воспитание есть целенаправленная содержательная деятельность педагога, направленная на формирование эмоционального отношения к здоровью, основанного на позитивных интересах и потребностях, на стремлении к совершенствованию личного здоровья и бережному отношению к здоровью окружающих его людей. Валеологическое воспитание позволяет развивать у человека новую иерархию ценностей, в которой центральное место уделяется здоровью как высшей ценности.

Исходя из вышеизложенного, начиная работать по этой теме, я поставила следующие цели и задачи:

Цель – формирование у детей осознанного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

  • воспитание начальных форм валеологической культуры детей;
  • формирование элементарных знаний о человеческом организме;
  • формирование представлений и установок о ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • формирование знаний о мерах безопасного поведения для сохранения здоровья;
  • воспитание у детей культурно-гигиенических навыков на основе элементарных представлений по анатомии, физиологии и гигиене человека;
  • укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, профилактика заболеваний и травматизма;

Для решения поставленных задач познакомилась с работами по валеологическому образованию разных авторов:

  1. Н. О. Сизова «Валеология»
  2. Л.Ф. Тихомирова «Уроки здоровья»
  3. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
  4. В.Н. Волчкова «Познавательное развитие»
  5. Статьи журнала «Дошкольная педагогика» под редакцией Е.И. Слисенко и Н.А.Гуменюк «Новые валеологические технологии»
  6. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»
  7. Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»

И на основе этих работ, разработала тематическое планирование, опираясь на рабочую программу нашего дошкольного учреждения. Занялась подбором материала, поисками различных оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, шеи, ушей; релаксации, дидактические игры, опыты, стихи и загадки), подготовкой наглядного и демонстрационного материала. В старшей и подготовительной группах были введены занятия по валеологии (1 раз в месяц); у малышей это направление образования осуществлялось при помощи дидактических игр и бесед в совместной деятельности, и на занятиях по познавательному и речевому развитию. Для достижения желаемого результата было необходимо сделать работу по валеологическому воспитанию регулярной, используя разные формы работы, т.к. эпизодическая деятельность не может дать положительного результата.

 На занятиях включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, а также задачи по формированию у детей элементов учебной деятельности. Взрослый здесь всегда инициатор.

 В совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности. Создаётся микроклимат, в основе которого стоит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребёнком и взрослым. Педагог выступает здесь в позиции партнёра детей, партнёра инициатора.

 Свободная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, но он обеспечивает предметную среду, изменяя и дополняя её в соответствии с интересами детей. Педагог готов подключиться к детям по их просьбе о поддержке и помощи, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства.

Каждая из этих форм необходима для развития детей и ни одну программу нельзя реализовать в рамках одной из форм.

На занятиях, запланированные мною, дети знакомились со своим организмом («Самая быстрая улитка в мире», «Глазки – подсказки»», «Наши помощники», «Зачем человеку желудок?», «Колыбельная из двух слов», «Что у нас внутри» и др.), с правилами заботы о нем («Дружим с водой», «Если хочешь быть здоров», «Зачем человеку сон?» и др.), и на всех занятиях учатся предвидеть возможные опасные последствия своих поступков для организма, потому что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования.

На занятиях я использовала различные самомассажи, упражнения для глаз, дидактические игры, опыты, физ. минутки.

Применяемые мною наглядный и демонстрационный материал: схемы, картины, презентации позволяют уточнить и обогатить представление детей, формировать наглядные образы тех органов, восприятие которых в жизни не возможны. Коллажи «Наш нос и уход за ним», «Наши глаза», «Кожа и уход за ней», «Настроение», «Уход за зубами», «Органы слуха» я использовала для обобщения полученных знаний, так как их содержание учит детей связывать в одно целое полученную ранее информацию.

Используемые мною опыты и наблюдения, как на занятиях, так и в совместной деятельности, позволяют определять значимость того или иного органа для всего организма, их роль в нём, выявлять скрытые свойства органов, устанавливать между ними связи, причины их нарушения. Например, из опыта «Зачем нужны глаза» дети узнают о функции и особенности внешнего строения глаза (роль век, ресниц и т.д.), взаимосвязанный с сохранением здоровья глаз.

Во всех формах работы я широко использовала дидактические игры. Например: для упражнение органов слуха и развития слухового внимания я использую игры «Отгадай, откуда звон», «Определи по звуку», «Угадай, кто позвал?», для развития зрительного внимания и упражнении глаз - «Что изменилось?», «Угадай, чего не стало?», «Что художник нарисовал неправильно?», «Видеоскоп», «Слепой скульптор», «Фотограф» а такие игры как «Вредно - полезно», «Светофор здоровья», «Что можно, а что нельзя» закрепляют знания о здоровом образе жизни, игры «Какой орган чувств нам помогает об этом узнать?», «Определи на вкус», «Какой орган нам поможет?», «Людям каких профессий важен данный орган больше других» - для закрепления частей тела и их функций; а игры «Определи на ощупь», «Волшебный мешочек», «Угадай, кто это закрытыми глазами?» развивают тактильные ощущения. Не оставляю без внимания игры для привития личной гигиены: «В ванной», «Чистые руки». Наряду с дидактическими играми с этими же целями я так же использую сюжетно-ролевые игры: «Помоем куклу», «Если кукла заболела», «У окулиста», и т.д. и настольно-печатную игру «Валеология»

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным, помогает вызвать интерес детей к данной теме. В качестве фольклорного материала я использую загадки («Есть у каждого лица / Два красивых озерца. / Между ними есть гора. / Назови, их детвора!», «Белые силачи рубят калачи, / А красный говорун подкладывает» и др.), пословицы и поговорки («Кто долго жуёт, тот долго живёт», «Двигайся больше, проживёшь дольше», «Где здоровье — там и красота» и др.), сказки («Петушок и бобовое зёрнышко» и др.)

Современная литература так же занимает не последнее место в моей работе. Литературные сказки: «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковского, «Петька-Микроб» Г.Остера, «Цветик-семицветик» В. Катаева и др.

Стихи: А. Барто «Девочка чумазая», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо» и др.

Главным критерием в подборе литературы является валеологическое направление. Если произведение формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, я обязательно использую ее в работе.

Особое место занимают в моей работе валеологические сказки и стихи: «Верные друзья», «Путешествие пирожка», «Бабушкина аптека», «Зайка – зазнайка», «Улитка», «Рождественская история» Н. О. Сизова, Н. Орловой «Про глаза от А до Я. Азбука твоя» и др.

Дети с удовольствием слушают валеологические сказки и стихи, которые в доступной и увлекательной форме знакомят детей с валеологической культурой. На сюжете этих сказок дети учатся правилам и нормам здорового образа жизни, начинают чувствовать и понимать взаимосвязь человека и окружающего мира. Мы с детьми с удовольствием делали по ним мини-инсценировки и показывали детям других групп. Это помогало им закреплять полученные знания.

Важным условием для оздоровления является организация двигательной активности детей и профилактика различных заболеваний. Для этого мною проводятся различные формы оздоровления:

* Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей, т.к. двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению костно-мышечной деятельности, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме, и происходит соответствующая тренировка систем и органов. В своей работе я активно использую подвижные игры.

* Провожу различные виды закаливания в целях профилактики заболеваний детей: воздушные ванны и ходьба по коррегирующим коврикам, хождение босиком по ковровой дорожке.

* Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным принято считать медленное, глубокое диафрагмальное дыхание, при которых легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение газообмен, обеспечит вентиляцию всех участков легких. Поэтому очень важно делать дыхательную гимнастику на улице или после сна. Также её можно использовать на занятиях для установления ровного дыхания после подвижной игры или концентрации внимания.

* Гимнастика после сна, самомассажи рук, шеи, стопы ног позволяет детям быстрее проснуться и мышцам прийти в тонус.

* Частью оздоровления является и уход за полостью рта: полоскание водой после каждого приёма пищи.

* Упражнения для профилактики близорукости позволят сохранить зрение у детей.

Для более успешной эффективности результатов по валеологическим знаниям детей, очень важна работа с родителями. Только тесное сотрудничество воспитателя и родителей приведут к нужным результатам. Поэтому одной из моих задач была задача привлечь внимание родителей по вопросу валеологического воспитания детей. Для родителей проводились консультации по здоровьесбережению: профилактике сколиоза, плоскостопия, близорукости и т. д. Совместно с родителями был оформлен уголок ОБЖ, были сделаны коврики здоровья для профилактики плоскостопия. Родители нашей группы принимали активное участие в спортивных мероприятиях как внутри сада, так и в городских соревнованиях, что говорит об их заинтересованности воспитания у детей здорового образа жизни, т.к.  личный пример родителей очень важен для ребёнка. Работа над проектом «Здоровые глаза» не обошлось без участия родителей. В рамках проекта для родителей было показано занятие «Глазки – подсказки». Целью которого было показать родителям, каким образом можно формировать интерес детей к сохранению здоровья глаз, они так же имели возможность оценить  знания детей по этой теме. Продуктом проекта была инсценировка «Сказки про глазки», где родители совместно с детьми рассказали в действиях о правильном уходе за глазами. На её премьеру были приглашены дети старшей группы №6.

Для воспитания у детей интереса к спорту проводила экскурсии в «Ледовый дворец», где им рассказали о разных видах спорта. Также в детский сад был приглашён тренер по боксу, который на встрече подробно рассказал об этом виде спорта и даже провел с детьми небольшую тренировку.

Таким образом, как показала практика, только планомерная работа приводит к улучшению состояния здоровья детей, повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе. Пропаганда валеологических занятий среди родителей способствует тому, что они стараются уделять больше внимания своему здоровью и здоровью своих детей.

Источники.

  1. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. — М.: Флинта. Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии....

"Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии"

Задача моей работы - пропоганда здорового образа жизни, формирование у ребенка желание "сделать себя лучше, сильнее, умнее", научить его фантазировать и делать дело, иными словами - "создать свой собс...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через различные виды деятельности

в статье говорится о укреплении и сохранении здоровья дошкольников, через различные виды деятельности. О целенаправленной работе  ДОУ и семьи по воспитанию и развитию здоровья детей....

«Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни. Как отмечают ученые здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от здравоохранения и на 50% от о...

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»...