«Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».
проект

Гузнова Альбина Сергеевна

Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни. Как отмечают ученые здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_guznova_a.s_mdou_ds_solnyshko.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦИИ.

Гузнова Альбина Сергеевна,

  воспитатель  Муниципального дошкольного

образовательного учреждения детского сада «Солнышко»

р.п. Шатки

     Моя статья посвящена формированию здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции.

ЗОЖ – это системное явление, которое складывается из составляющих компонентов, направленных на укрепление здоровья.

     В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.  Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте. У воспитанников нет необходимого запаса знаний о значении для здоровья двигательной активности, принятых норм личной гигиены и поддержании здоровья с помощью продуктов питания. Большинство детей затрудняются назвать качества присущие здоровому человеку такие, как успешность, активность, бодрость, уверенность в себе.

     ФГОС ДО (п.1.6.1) первостепенной задачей считает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе формирование ценностей здорового образа жизни.

Задача важная и ответственная, требующая участия родителей,  повышения их компетентности в данном вопросе. Кроме того исследования ученых подтвердили, что семья нуждается в помощи специалистов. На современном этапе наиболее актуальны интерактивные формы работы, которые предлагают Е.П.Арнаутова, Т. Н.Доронова, О.В.Солодянкина. Интерактивные формы работы – это диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие ДО и семьи.

     Одной из интересных и новых форм работы является планирование и проведение тематических акций. Акция  – это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Благодаря акции мы создаем единый творческий союз: направленный на воспитанников, родителей и педагога.

Исходя из этого,  была выдвинута цель дальнейшей работы: организация здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • Внедрение тематических акций в воспитательно-образовательный процесс группы, как интерактивной формы работы.
  • Формирование у воспитанников: привычки к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку; необходимости в двигательной активности; соблюдение режима дня и питания; безопасного поведения на улице для сохранения здоровья.
  • Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ  посредством тематических акций.
  • Совершенствование личной профессиональной компетентности в вопросах ЗОЖ.

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: информационно-аналитический,  практический, итоговый.

На первом этапе - информационно-аналитическом решались следующие задачи:

  • Изучение отношения родителей к проблеме.
  • Изучение представлений воспитанников о ЗОЖ с помощью диагностирования.
  • Составление алгоритма подготовки и проведения акции.
  • Изучение методической литературы.
  •  Разработка серии тематических акций.

С целью выявления знаний у дошкольников о здоровом образе жизни была проведена диагностика, которая показала, что знания сформированы только у половины воспитанников в группе. Анкетирование среди родителей показало, что они ведут пассивный образ жизни, считают данную тему актуальной, у них есть стремление повысить уровень своих знаний по данной теме и согласие участвовать в мероприятиях ДОУ. Для того чтобы выстроить свою систему работы, была изучена методическая литература, составлен алгоритм подготовки и проведения акции. Была разработана серия тематических акций.

Второй этап работы – практический.  Непосредственное внедрение разработанных  тематических акций.

1. Акция «Здоровая семья-здоровый ребенок».

Данная акция проходила в течение трех месяцев. Чтобы заинтересовать детей, зачем вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, провела цикл бесед, занятий, игр. Чтобы привлечь родителей к системной работе по укреплению здоровья воспитанников, провела анкетирование, консультации, родительское собрание. Итоговым мероприятием было проведение КВН.

В результате: дети заинтересовались данной темой, родители убедились, что ведение ЗОЖ положительно сказывается на самочувствии их детей.  

2. Акция «Как сохранить здоровье». Важно было обратить внимание детей на умения заботиться о собственном здоровье, соблюдать режим дня, режим питания, предупреждать переутомление. Для этого привлекла родителей к помощи в разработке данной акции, где они проявили активность в подборке различных форм работы с детьми и родителями. Подобрали игры-соревнования, мнемосхемы, участвовали в проведении занятий. Традицией нашего детского сада является проведение «Дня открытых дверей», на котором родители знакомятся с режимом дня ДОУ, формами работы с детьми, для укрепления их здоровья. Итоговым мероприятием была семейная олимпиада: «Сохраним здоровье». В результате: воспитанники проявляли заботу о собственном здоровье в играх, соблюдали режим дня и питания в выходные дни. Родители стали активными участниками  в совместной деятельности.

3. «Чистота – залог здоровья». При проведении данной акции, привлекла родителей к разработке и созданию того материала, который был необходим: оформление альбома, дидактических игр, изготовлении листовок, мыла ручной работы. Итоговым мероприятием было: театрализованное представление: «Зачем необходимо умываться?» для детей младших групп с агитацией соблюдения правил личной гигиены. Выставка мыла «Мыльная фантазия», а также раздача листовок с правилами личной гигиены дошкольникам детского сада. В результате: Воспитанники соблюдают правила личной гигиены, родители следят за опрятностью детей, активны во взаимодействии с педагогом.

4. Акция «Безопасное поведение на дороге». Наш детский сад находится в непосредственной близости с дорогой, поэтому важно прививать воспитанникам правила дорожного движения с детства для безопасного поведения на дороге. Была проведена большая работа с детьми и родителями с применением различных форм и приемов.

Проведенное итоговое мероприятие с привлечение инспекторов ГИБДД, позволило наилучшим образом сформировать у дошкольников правила поведения на дороге. Результат: дети и родители стали внимательными на дороге, осознали, что нельзя переходить улицу в неположенном месте, важно соблюдать ПДД, чтобы не навредить здоровью.

5.«Спорт – путь к здоровью». Целью акции было – показать значимость двигательной активности и пользу от занятий спортом для здоровья. Проделанная работа по данной акции, с помощью родителей помогла привлечь воспитанников к двигательной активности и занятиям спортом. Участвуя в районном конкурсе, воспитанники показали хороший результат. Сама получила диплом во всероссийской акции, в которой продемонстрировала опыт работы с родителями. Участвовали в сдаче норм ГТО. Воспитанники моей группы заняли первое место в общем зачете среди детских садов района и два призовых места заняли девочки в личном зачете. Итоговым мероприятием было проведение спортивного праздника: «Папа, мама, я – спортивная семья». Результат: воспитанники стали активными, бодрыми, уверенными в себе.

Третий этап работы - итоговый, главной целью которого является выявление  эффективности проведённой работы.

  • Проведение итоговой диагностики  представлений воспитанников о ЗОЖ.
  • Проведение итогового анкетирования родителей.
  • Представление результатов на итоговом родительском собрании: «Наши достижения».
  • Представление опыта работы.

В результате проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников:

  • Сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, правил личной гигиены и поддержании здоровья с помощью продуктов питания (из диаграммы итоговой диагностики). Имеют необходимый запас знаний о соблюдении элементарных правил дорожного движений (из диаграммы итоговой диагностики). Наблюдается снижение числа случаев простудных  заболеваний.
  • Проведение данной работы, повысило интерес родителей и позволило им стать  активными участниками мероприятий ДОУ и района.
  • Работа помогла мне совершенствовать личную профессиональную компетентность в вопросах ЗОЖ.  

Опыт работы МДОУ транслировался на разных уровнях:

  • Обобщение опыта работы ДОУ на районном уровне по теме: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».
  • Выступление на защите квалификационной категории по данной теме.
  • Размещение материала по проблеме в сетевых интернет-сообществах.

 Библиографический список.

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. - М:  Аркти, 1993  
  2. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. -
        М.:ТЦ Сфера, 2005.  
  3. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю. Ф. Змановский. - М.:  Просвещение, 1989.
  4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим/ М. Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004.
  5. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /  
        Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010.
  6.  Кулик Г. И. Школа здорового человека/ Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. - М.: Сфера, 2006.  
  7.  Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьй: метод. пособие для
         воспитателей ДОУ/Н. В. Микляева. - М.:Айрис-пресс,2006.
  8.  Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
  9.  Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М.
         Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В нашем ДОУ продолжается работа по проекту инновационной здоровьесозидающей деятельности  «Экология детского здоровья», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через по­вышение к...

Статья "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления"

В нашем ДОУ разработана модель оздоровления «Здоровый малыш», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий....

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность

Детям так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, но  они не знают, что для этого надо делать, объясни им, и они будут беречься...

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через различные виды деятельности

в статье говорится о укреплении и сохранении здоровья дошкольников, через различные виды деятельности. О целенаправленной работе  ДОУ и семьи по воспитанию и развитию здоровья детей....

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»...