«Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».
проект
Ни в каком другом возрасте здоровье не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет жизни. Как отмечают ученые здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_guznova_a.s_mdou_ds_solnyshko.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕМАТИЧЕСКИЕ АКЦИИ.
Гузнова Альбина Сергеевна,
воспитатель Муниципального дошкольного
образовательного учреждения детского сада «Солнышко»
р.п. Шатки
Моя статья посвящена формированию здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции.
ЗОЖ – это системное явление, которое складывается из составляющих компонентов, направленных на укрепление здоровья.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому крайне важно правильно формировать здоровый образ жизни именно в этом возрасте. У воспитанников нет необходимого запаса знаний о значении для здоровья двигательной активности, принятых норм личной гигиены и поддержании здоровья с помощью продуктов питания. Большинство детей затрудняются назвать качества присущие здоровому человеку такие, как успешность, активность, бодрость, уверенность в себе.
ФГОС ДО (п.1.6.1) первостепенной задачей считает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе формирование ценностей здорового образа жизни.
Задача важная и ответственная, требующая участия родителей, повышения их компетентности в данном вопросе. Кроме того исследования ученых подтвердили, что семья нуждается в помощи специалистов. На современном этапе наиболее актуальны интерактивные формы работы, которые предлагают Е.П.Арнаутова, Т. Н.Доронова, О.В.Солодянкина. Интерактивные формы работы – это диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие ДО и семьи.
Одной из интересных и новых форм работы является планирование и проведение тематических акций. Акция – это действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Благодаря акции мы создаем единый творческий союз: направленный на воспитанников, родителей и педагога.
Исходя из этого, была выдвинута цель дальнейшей работы: организация здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Внедрение тематических акций в воспитательно-образовательный процесс группы, как интерактивной формы работы.
- Формирование у воспитанников: привычки к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку; необходимости в двигательной активности; соблюдение режима дня и питания; безопасного поведения на улице для сохранения здоровья.
- Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ посредством тематических акций.
- Совершенствование личной профессиональной компетентности в вопросах ЗОЖ.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: информационно-аналитический, практический, итоговый.
На первом этапе - информационно-аналитическом решались следующие задачи:
- Изучение отношения родителей к проблеме.
- Изучение представлений воспитанников о ЗОЖ с помощью диагностирования.
- Составление алгоритма подготовки и проведения акции.
- Изучение методической литературы.
- Разработка серии тематических акций.
С целью выявления знаний у дошкольников о здоровом образе жизни была проведена диагностика, которая показала, что знания сформированы только у половины воспитанников в группе. Анкетирование среди родителей показало, что они ведут пассивный образ жизни, считают данную тему актуальной, у них есть стремление повысить уровень своих знаний по данной теме и согласие участвовать в мероприятиях ДОУ. Для того чтобы выстроить свою систему работы, была изучена методическая литература, составлен алгоритм подготовки и проведения акции. Была разработана серия тематических акций.
Второй этап работы – практический. Непосредственное внедрение разработанных тематических акций.
1. Акция «Здоровая семья-здоровый ребенок».
Данная акция проходила в течение трех месяцев. Чтобы заинтересовать детей, зачем вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, провела цикл бесед, занятий, игр. Чтобы привлечь родителей к системной работе по укреплению здоровья воспитанников, провела анкетирование, консультации, родительское собрание. Итоговым мероприятием было проведение КВН.
В результате: дети заинтересовались данной темой, родители убедились, что ведение ЗОЖ положительно сказывается на самочувствии их детей.
2. Акция «Как сохранить здоровье». Важно было обратить внимание детей на умения заботиться о собственном здоровье, соблюдать режим дня, режим питания, предупреждать переутомление. Для этого привлекла родителей к помощи в разработке данной акции, где они проявили активность в подборке различных форм работы с детьми и родителями. Подобрали игры-соревнования, мнемосхемы, участвовали в проведении занятий. Традицией нашего детского сада является проведение «Дня открытых дверей», на котором родители знакомятся с режимом дня ДОУ, формами работы с детьми, для укрепления их здоровья. Итоговым мероприятием была семейная олимпиада: «Сохраним здоровье». В результате: воспитанники проявляли заботу о собственном здоровье в играх, соблюдали режим дня и питания в выходные дни. Родители стали активными участниками в совместной деятельности.
3. «Чистота – залог здоровья». При проведении данной акции, привлекла родителей к разработке и созданию того материала, который был необходим: оформление альбома, дидактических игр, изготовлении листовок, мыла ручной работы. Итоговым мероприятием было: театрализованное представление: «Зачем необходимо умываться?» для детей младших групп с агитацией соблюдения правил личной гигиены. Выставка мыла «Мыльная фантазия», а также раздача листовок с правилами личной гигиены дошкольникам детского сада. В результате: Воспитанники соблюдают правила личной гигиены, родители следят за опрятностью детей, активны во взаимодействии с педагогом.
4. Акция «Безопасное поведение на дороге». Наш детский сад находится в непосредственной близости с дорогой, поэтому важно прививать воспитанникам правила дорожного движения с детства для безопасного поведения на дороге. Была проведена большая работа с детьми и родителями с применением различных форм и приемов.
Проведенное итоговое мероприятие с привлечение инспекторов ГИБДД, позволило наилучшим образом сформировать у дошкольников правила поведения на дороге. Результат: дети и родители стали внимательными на дороге, осознали, что нельзя переходить улицу в неположенном месте, важно соблюдать ПДД, чтобы не навредить здоровью.
5.«Спорт – путь к здоровью». Целью акции было – показать значимость двигательной активности и пользу от занятий спортом для здоровья. Проделанная работа по данной акции, с помощью родителей помогла привлечь воспитанников к двигательной активности и занятиям спортом. Участвуя в районном конкурсе, воспитанники показали хороший результат. Сама получила диплом во всероссийской акции, в которой продемонстрировала опыт работы с родителями. Участвовали в сдаче норм ГТО. Воспитанники моей группы заняли первое место в общем зачете среди детских садов района и два призовых места заняли девочки в личном зачете. Итоговым мероприятием было проведение спортивного праздника: «Папа, мама, я – спортивная семья». Результат: воспитанники стали активными, бодрыми, уверенными в себе.
Третий этап работы - итоговый, главной целью которого является выявление эффективности проведённой работы.
- Проведение итоговой диагностики представлений воспитанников о ЗОЖ.
- Проведение итогового анкетирования родителей.
- Представление результатов на итоговом родительском собрании: «Наши достижения».
- Представление опыта работы.
В результате проделанной работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников:
- Сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, правил личной гигиены и поддержании здоровья с помощью продуктов питания (из диаграммы итоговой диагностики). Имеют необходимый запас знаний о соблюдении элементарных правил дорожного движений (из диаграммы итоговой диагностики). Наблюдается снижение числа случаев простудных заболеваний.
- Проведение данной работы, повысило интерес родителей и позволило им стать активными участниками мероприятий ДОУ и района.
- Работа помогла мне совершенствовать личную профессиональную компетентность в вопросах ЗОЖ.
Опыт работы МДОУ транслировался на разных уровнях:
- Обобщение опыта работы ДОУ на районном уровне по теме: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через тематические акции».
- Выступление на защите квалификационной категории по данной теме.
- Размещение материала по проблеме в сетевых интернет-сообществах.
Библиографический список.
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. - М: Аркти, 1993
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е. С. Евдокимова. -
М.:ТЦ Сфера, 2005. - Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю. Ф. Змановский. - М.: Просвещение, 1989.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим/ М. Ю. Картушина. - М.: Сфера, 2004.
- Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы /
Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - Кулик Г. И. Школа здорового человека/ Г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко. - М.: Сфера, 2006.
- Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьй: метод. пособие для
воспитателей ДОУ/Н. В. Микляева. - М.:Айрис-пресс,2006. - Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».
- Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М.
Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
В нашем ДОУ продолжается работа по проекту инновационной здоровьесозидающей деятельности «Экология детского здоровья», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение к...
Статья "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления"
В нашем ДОУ разработана модель оздоровления «Здоровый малыш», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий....
обобщение опыта "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельнеость с родителями"
Обобщение опыта...
"Формирование здорового образа жизни у дошкольников через занятия по валеологии"
Обобщение опыта работы по валеологии...
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность
Детям так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, но они не знают, что для этого надо делать, объясни им, и они будут беречься...
Формирование здорового образа жизни у дошкольников через различные виды деятельности
в статье говорится о укреплении и сохранении здоровья дошкольников, через различные виды деятельности. О целенаправленной работе ДОУ и семьи по воспитанию и развитию здоровья детей....
Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»
Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через применение здоровьесберегающих технологий»...