Презентация "Этапы развития нравственного сознания детей дошкольного возраста"
презентация
Ребёнок впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.
Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Этапы развития нравственного сознания детей дошкольного возраста" | 81.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие нравственного сознания Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Система нравственного воспитания Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней взаимоотношений между людьми – обыденного и теоретического.
Различия нравственного и обыденного уровней сознания Различие заключается в глубине постижения нравственных явлений Обыденный уровень нравственного сознания можно представить, как оценку нравственных норм, опирающуюся на будничные, часто повторяющиеся отношения между людьми. Обыденный уровень нравственного сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень – есть способ познания мира через понимание нравственных проблем
Функции нравственного сознания Нравственному сознанию, как и сознанию в целом, присущ ряд общих функций: познавательная, оценочная, регулятивная и другие . Познавательная функция предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, помогают сформировать модель нравственного поведения. Оценочная функция оценивает с позиции добра и зла освоения человеком действительности. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями нравственности
Задача взрослого в развитии нравственного сознания Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребёнок впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого – определить, чему, как и когда учить ребёнка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно
Механизм нравственности У ребёнка должны возникнуть мотивы для приобретения соответствующего качества. Появление мотива влечёт за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества. Таким образом, механизм нравственности осуществляется по схеме (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Формирование первоначальных нравственных представлений О.С. Богданова и Л.И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка. Эти авторы формулируют педагогическое правило: «нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми ». Эта последовательность выражена цепочкой следующих действий: выдвижение образца нравственного поведения → действие ребенка по образцу → повторение образца → выработка стереотипа, при котором ребенок ощущает социальную значимость нравственного поступка → возникновение у ребенка потребности опираться на данный стереотип в сходных ситуациях
Периодизация развития нравственного сознания Анализ научной литературы позволяет условно выделить и описать возрастную периодизацию начал нравственного сознания дошкольников, которая отражает характеристики генетически первичных этапов развития индивидуального нравственного сознания: 3 – 4 года – нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации - «диффузное» нравственное сознание; 4 – 5 лет – недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений - «общая нравственная недифференцированность »; 5 – 7 лет – способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания ». Между 6 – 7 годами жизни ребенка происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственноценного содержания, но и ее дифференцирование. Именно в этом возрасте у детей появляется способность к определению и формулировке понятий. При этом понятия добра и зла предельно абстрактны, и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневных жизненных ситуациях
Методы развития нравственного сознания Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает: • Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование). • Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью) . • Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы) . Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает: • Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций) . • Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку) . • Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
Литература: 1 . Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников –Волгоград : Учитель, 2013.-231с. 2. Кондрыкинская Л. А. Нравственное воспитание дошкольников- М. : ТЦ Сфера, 2010.-160 с. 3. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников -М. :ТЦ Сфера, 2013г. -176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
« Нравственное воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...
« РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ, ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. »
Доклад из аттестационной работы на тему:« РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ, ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО...
Развития нравственных качеств детей дошкольного возраста
В методической разработке говорится о проблеме нравственного развития детей дошкольного возраста, об ее актуальности, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе....
Программа "Чудесный мир сказок" Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку.
путешествие по сказкам...
Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня педагога Никитиной Любовь Павловны. Тема: « Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень знаний, путем изучения литературы по теме, новое искать в интернете, систематизировать работу по реализации ФГОС....
Обобщенный опыт "Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста через призму дидактических игр".
Обобщенный передовой педагогический опыт....
Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...