Обобщенный опыт "Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста через призму дидактических игр".
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида
«имени Н. К. Крупской»
Звериноголовский район
Выползова Валентина Владимировна
Старший воспитатель
Тема опыта:
«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста через призму дидактических игр»
МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
Сведения об авторе:
Выползова Валентина Владимировна
Образование: высшее педагогическое, (специальность – организация работы с молодежью).
Окончила Курганское педагогическое училище в 1990 году.
Специальность по диплому – дошкольное воспитание.
Окончила Курганский государственный университет в 2016 году.
Место работы: Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской».
Должность: воспитатель – 26 лет. Старший воспитатель – 9 месяцев.
Педагогический стаж: 26 лет 9 месяцев.
Квалификация: высшая категория.
Награды: почётная грамота ГУО Курганской области 2010г.; благодарственное письмо Курганской областной Думы 2011г., почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ от «8» мая 2013г. №350/ к-н). Ветеран труда (28 апреля 2017 года).
Условия формирования опыта.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети, подражая взрослым, не гуманно относятся к окружающей природе. Они ломают ветки, рвут охапками цветы, мучают животных, ловят и убивают насекомых, засоряют окружающую среду. Поэтому я поставила перед собой цель: формирование правильного отношения дошкольников к явлениям и объектам живой и неживой природы; вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Это один из критериев нравственности и человечности.
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- наблюдения за воздействием взрослых на окружающую среду;
- наблюдения за воздействием детей на окружающую среду;
- экскурсии и прогулки с детьми;
- изучение методической литературы по экологии;
- игры с детьми.
Теоретическая база опыта.
Теоретическая база опыта опирается на:
- Конституцию РФ (статья 58), в которой говорится: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».
- Концепцию непрерывного экологического образования и просвещения в области экологического земледелия в России, которая гласит: «….Если действительно этому не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподается в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет», – сказал президент Д.А. Медведев в связи с празднованием Дня эколога 5 июня 2010 г.
- Концепцию непрерывного образования (утверждена 17.06. 2003 г. ФКС МО РФ). «Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе».
- Основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Е.В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
- ФГОС дошкольного образования. «Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений: …– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы…».
- Парциальную программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формированию начал экологической культуры у детей (методические рекомендации С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве») и развитию экологической культуры взрослых.
- Технологии и методики по экологическому воспитанию детей О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».
- Методическое пособие Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
Объект передового опыта: процесс развития экологического сознания у детей дошкольного возраста. Главной целью педагогического процесса является: дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Предмет передового опыта: дидактическая игра как метод развития экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Цель опыта: исследование и развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Гипотеза:
- уровень развития экологического сознания у детей дошкольного возраста будет повышаться, если процесс воспитания и обучения будет построен на применении системы дидактических игр природоохранного содержания;
- дидактические игры по экологии предусматривают развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждают детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развивают способности у ребенка к самостоятельному активному природоохранному поведению.
Методы:
- наблюдения,
- изучение и анализ методической литературы,
- дидактическая игра,
- обобщение теоретических и практических данных.
Актуальность и перспективность опыта.
В наши дни, я думаю, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Окружающая среда ухудшается из-за воздействия на неё человека (загрязнение водоёмов, воздуха, продуктов питания, истребление животных и птиц, пагубное отношение к растительному миру). Люди привыкли только брать у природы, не заботясь о её здоровье.
Наше село Звериноголовское построено на берегу реки Тобол. Раньше эта река была глубокая, чистая. В ней водилось много рыбы, гнездились дикие утки, а теперь на неё жалко смотреть: вода грязная (там моют машины, стирают, сливают отходы и бросают мусор), на дне разбитые бутылки, консервные банки, палки и кирпичи, речка стала мелкая, рыбы мало. В окрестностях нашего села есть и сосновый бор и лиственные леса, где тоже было разнообразие ягод и грибов, но в результате неразумных походов человека в лес, его богатство значительно уменьшилось.
Современная экологическая ситуация требует от общества развития экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к природе во имя физического и духовного здоровья человечества. Важную роль здесь призвано сыграть экологическое сознание.
Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю развитие у детей экологического сознания. Развитие – процесс длительных, накапливающихся, направленных, закономерных, необратимых, поступательных изменений; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.
Сущностью экологического сознания является гуманное отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира. Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная потребность, в бережном отношении к природе, в стремлении не только сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту.
Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.
Новизна опыта.
Проблему развития экологического сознания я решаю посредством дидактических игр. Работу по воспитанию экологического сознания я решила начать со 2 младшей группы, так как ребёнок этого возраста уже начинает говорить, воспринимает окружающий его мир и действует в нём. Свою работу я начала последовательно:
1.Я определила проблему (развитие экологического сознания.)
2.Поставила цели для каждого возраста (соответственно уровню развития ребёнка.)
3.Наметила задачи для каждой группы.
4.Выбрала метод решения задач – дидактическая игра.
5.Подобрала необходимую литературу (методическую и художественную), дидактические пособия.
6.Составила план работы с детьми по возрастам, начиная со 2 младшей группы (Приложения 1,2,3,5)
7.Написала план работы с родителями по проблеме. (Приложения 1,2,3,5)
Параллельно с использованием дидактических игр, со старшей группы начала использовать приёмы мнемотехники, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с ФГОС ДО, поэтому по каждой теме нарисовала мнемодорожки (карточки-подсказки), которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В старшей и подготовительной группе организовала клуб «Друзья природы». (Приложения 4,6)
Адресность опыта.
Представленный педагогический опыт в области исследуемой проблемы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений (независимо от стажа и категории), педагогами групп кратковременного пребывания для развития экологического сознания детей, начиная со второй младшей группы.
Трудоёмкость опыта.
Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является работа с родителями:
- пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность;
- проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес;
- привлекать родителей к участию в работе клуба «Друзья Природы».
Технология опыта.
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания. Ведь маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру потом, зависит от нас, воспитателей и родителей. Мы должны сформировать гуманное отношение к природе, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о самом себе, о своём будущем.
Цель моего опыта – развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста. Для достижения цели по экологическому воспитанию я поставила перед собой следующие задачи:
1) формирование системы знаний о природе (формирование экологического сознания);
2) формирование умения детей понимать и устанавливать существующие в природе связи и зависимости (формирование экологических чувств);
3) развитие умения ребёнка действовать осознанно в соответствии с полученными знаниями (развитие экологической деятельности);
4) установление связей между состоянием окружающей среды и здоровьем людей;
5) воспитание чувства ответственности за окружающий мир.
Я считаю, что эффективным средством развития экологического сознания у дошкольников является дидактическая игра, так как любая игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность, естественное состояние, потребность ребёнка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Игра имеет определённое значение для развития воображения, мышления, памяти, помогает усвоить учебный материал.
Результаты диагностики показали, что уровень заинтересованности воспитанников предметом повышается, если использовать в воспитательном процессе дидактические игры, занимательные упражнения, наглядные пособия.
Через дидактическую игру я обогащаю чувственный опыт ребёнка, развиваю его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), учу действовать в соответствии с правилами.
В дидактической игре я являюсь и учителем и участником, то есть, я учу детей и играю с ними, а дети, играя, учатся. Дети любого возраста очень любят, когда с ними играет воспитатель, особенно когда мы находимся на позиции «глаза в глаза». В этом я убедилась на своём опыте работы с детьми. А все образовательные процессы в игре протекают наиболее активно. Дидактические игры я использую на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, совместной деятельности взрослого и детей, дети могут закреплять в самостоятельной деятельности.
Ни для кого не секрет, что интерес современных родителей в первую очередь направлен на обучение ребёнка в детском саду, а проблемы экологического воспитания их практически не интересуют. Учитывая, что ведущая роль в развитии, становлении, воспитании и социализации ребёнка принадлежит семье, я ставила перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками, создать детско-взрослое сообщество
Педагоги Дети Родители
Я стала вовлекать родителей в образовательный процесс, приглашая их наблюдать работу дежурных в уголке природы, на экологические игры, развлечения, непосредственно образовательную деятельность, работу с детьми на участке детского сада, в цветнике, на огороде, наблюдения, целевые прогулки, КВН. Со старшей группы мы организовали клуб «Друзья Природы», родители стали не только гостями клуба, но и его участниками. Вся работа проводится под девизом «Педагоги и родители – друзья детей. Их помощница – Природа, наставник всех учителей!»
Результативность опыта.
Результатом моей работы стало сотрудничество родителей. Они стали активно принимать участие с детьми в различных районных конкурсах природоохранного содержания: «Твой четвероногий друг», «Жизнь пчелы глазами детей», «Дары природы», «Земля – наш общий дом», «Домашний питомец» занимать призовые места. Родители стали занимать активную позицию на субботниках по уборке и благоустройству участка, огорода детского сада, цветника.
Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями, я выяснила, что дети стали осторожнее вести себя в природе, бережнее относятся к растениям и животным, стараются не навредить природе (делают кормушки для птиц зимой, охотно ухаживают за цветами в группе и на участке, не ломают ветки и не разрешают другим, заботятся о животных, не засоряют окружающую среду.) Моя работа позволила привить экологические навыки не только детям, но и их родителям. Проводя мониторинг, я заметила, что показатели развития экологического сознания значительно улучшились.
Мониторинг позволяет сделать вывод, что выбранные мною методы и приемы по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр и использования мнемотехники способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря, развитию у них воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а главное - воспитанию бережного отношения к природе. Критерии мониторинга: мир животных, мир растений, неживая природа, времена года, роль животных и растений в жизни человека, экологическая культура, труд в природе.
Результаты моей педагогической деятельности по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста:
1) У моих дошкольников сформированы знания о мире природы, как целостной, взаимосвязанной системе, для нормального существования которой нужны все её звенья, независимо от того, вредны они или полезны человеку.
2) Они научились понимать свою роль в окружающем мире и осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.
3) Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать.
4) Дошкольники приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними.
| 2 младшая группа 2010-2011уч.г. | Средняя группа 2011-2012уч.г. | Старшая группа 2012-2013уч.г. | Подготовительная группа 2013-2014уч.г. |
Высокий уровень экологического сознания | 15% | 30% | 48% | 55% |
Средний уровень экологического сознания | 45% | 35% | 36% | 40% |
Приложение 1
Перспективный план по развитию экологического сознания
во 2 младшей группе
Цель: Ввести детей в мир познания природы.
Задачи:
1) Формирование элементарных знаний в установлении простейших закономерностей (обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы).
2) Знакомство с разнообразием растительного и животного мира.
3) Формирование понимания зависимости между внешним строением растений и животных и условиями их существования.
4) Объяснение родителям значимость экологического воспитания.
Средства: Дидактическая игра (для детей). Консультации, наблюдения за детьми, развлечения (для родителей).
Дидактические игры в младшем дошкольном возрасте
Сентябрь:
«Овощи и фрукты». (Ботаническое лото)
«Чудесный мешочек».
«Узнай на вкус».
«Угадай, что в руке».
Октябрь:
«Сложи картинку». (Овощи, фрукты, грибы-4 части.)
«Как мы одеваемся осенью».
«Где спряталась матрёшка?»
«Коза рогатая».
Ноябрь:
«Хохлатка».
«На птичьем дворе».
«Узнай, чей хвост».
«Кто во что одет».
Декабрь:
«Кто где живёт?»
«Кто как двигается?»
«В зимней столовой».
«Какая это птица?»
Январь:
«Что изменилось в нашей одежде?»
«В лесу и во дворе».
«Сложи картинку». (Животные – 4 части.)
«Третий лишний».
Февраль:
«Чьи детки?»
«Дети на прогулке».
«Загадки и отгадки».
«Нарисуем картинку палочками».
Март:
«Солнечные зайчики».
«Сложи картинку». (Птицы-4 части.)
«Солнышко и дождик».
«Когда это бывает?»
Апрель:
«Пчёлки».
«Наседка и цыплята».
«Во саду ли в огороде».
«Собери цветок». (4 части.)
Май:
«Посади огород».
«Такой листок лети ко мне».
«Кто быстрее найдёт тополь, берёзу, ель».
«Научи мышку мыть растение».
План работы с родителями
- Консультация «Куда пойти с ребёнком в выходной день».
- Рекомендации «Поиграй с малышом».
- Советы «Почитайте малышу».
- Экологическая акция «Чистое утро».
- Выставка рисунков «Воспитываем бережливых». (По К.И.Чуковскому.)
- Развлечение «В гости к птицам».
- Наблюдение за деятельностью детей на прогулке, в уголке природы.
- Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
- Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Приложение 2
Перспективный план по развитию экологического сознания в средней группе
Цель: Учить детей задавать вопросы об окружающем. (Возраст почемучек).
Задачи:
1) Развитие стремления обнаруживать связи между изменениями в жизни растительного и животного мира и состоянием погоды.
2) Расширение и закрепление умения наблюдать явления природы, анализировать.
3) Формирование умения делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.
4) Формирование элементарных представлений о целостности и единстве природы.
5)Совершенствование умения выделять существенные признаки, свойственные всем живым организмам.
6) Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Средства: Дидактическая игра, наблюдения. (Для детей). Беседы, консультации, наблюдения за детьми, развлечения.
Дидактические игры в средней группе
Сентябрь:
«Собери урожай».
«Горячо – холодно».
«Камушки на берегу».
«Найди листок, как на дереве».
Октябрь:
«Где что зреет».
«Что сначала, а что потом».
«Почтальон принёс посылку»
«Раньше – позже».
Ноябрь:
«Охотник и пастух».
«Опиши, мы отгадаем».
«Чудесный мешочек».
«Съедобное – несъедобное».
Декабрь:
«Кто в домике живёт?»
«Подскажи словечко».
«Зоологическое лото».
«Больше кошки, меньше кошки».
Январь:
«Кто знает, пусть продолжает».
«4-й лишний» (овощи – фрукты)
«Что изменилось?»
«Загадки и отгадки».
Февраль:
«Когда это бывает?»
«Какое время года?»
«Повторяй друг за другом».
«4 – лишний» (животные, птицы, рыбы, насекомые)
Март:
«К дереву беги».
«Так бывает или нет?»
«Коршун».
«Сложи картинку».
Апрель:
«Найди пару».
«Кто что делает?»
«Сколько?»
«Посади огород».
Май:
«Расскажи без слов»
«Из чего сделано?»
«Знаешь ли ты?»
«Какой цветок?»
План работы с родителями
- Консультации: «Воспитание заботливого отношения к животным», «Мусор- это проблема », «Зелёная аптека на участке детского сада», «Ядовитые растения», «Лес в жизни человека».
- Папка – раскладушка «Почему они так называются».
- Библиотека для родителей «Советуем прочитать».
- День открытых дверей. ( просмотр детской деятельности.)
- Развлечение «Праздник летних дождей».
- Выставка «Дары природы».
- Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Приложение 3
Перспективный план по развитию экологического сознания
в старшей группе
Цель: Учить детей мыслить.
Задачи:
1) Углубление природоведческих знаний.
2) Формирование умения выделять новые качества, свойства природных объектов, устанавливать между ними сходства и различия.
3) Совершенствование умения по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным, хорошо знакомым.
4) Пропаганда экологических знаний среди родителей и обмен информацией с детьми.
Средства: Дидактическая игра, клуб «Друзья Природы» (для детей). Консультации, цикл наблюдений за детьми, развлечения, беседы, природоохранные акции, уроки обмена опытом, выпуск экологических дневников, участие в клубе «Друзья Природы» (для родителей с детьми.)
Дидактические игры в старшей группе
Сентябрь:
«Вершки и корешки».
«Что сначала, что потом».
«Воздух - невидимка».
«Вода - источник жизни».
Октябрь:
«Воспитываю бережливых».
«Урожай собирай» (развлечение).
«Непонятные животные».
«Что где растёт?»
«Кто кем будет?»
Ноябрь:
«Чья это тень?»
«Хитрые картинки».
«День рождения леса». (развлечение).
«Сложи картинку».
Декабрь:
«Угадай, какой ты зверь?»
«Куда спрятался жучок?»
«Что за птица?»
«Из чего сделано».
Январь:
«Пищевые цепочки».
«Назови меня».
«Твой четвероногий друг».
Февраль:
«Хищники и добыча».
«Снятие копий».
«Что такое? Кто такой?»
«Лисы и зайцы».
Март:
«Как пройти к зайке».
«Где чей дом?»
«Праздник птиц».
«Можно или нет» (рисование экологических знаков).
«Первоцветы».
Апрель:
«Загадочная тропинка».
«Чудесный лес».
«Природа и человек».
«Так бывает или нет».
Май:
«Домино».
«Где был Петя?»
«Растения просят помощи».
План работы с родителями
- Консультации «Огородная аптека», «Играя, познаем природу».
- Рекомендации «Поиграй с ребенком».
- Советы «Почитай о природе».
- Экологическая акция «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав.) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц зимой.)
- Развлечения «Праздник птиц», «День Земли», «День рождения друга, дедушки Дуба».
- Наблюдения за трудом детей в природе и беседы с детьми.
- Беседы с родителями об экологии.
- Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
Приложение 4
Старшая группа
(план клуба «Друзья Природы»)
Сентябрь:
«Природа и мы».
«Земля – мать, умей за неё постоять!»
«Что окружает нас дома».
«Как хлеб на стол пришёл» (рассказ).
«Почему мы часто слышим слово «экология».
Октябрь:
«Грибы - особое царство природы».
«Осенние изменения в природе».
«Вот труба - над нею дым».
«Летающие животные».
Ноябрь:
«Кому нужны деревья?»
«Вода - путешественница».
«Наши верные друзья».
«Там на неведомых дорожках».
«Праздник осени».
Декабрь:
«Звери и птицы зимой».
«Что такое «зоопарк».
«Красная книга».
«Лесные жители».
Январь:
«Кто на дубе живёт?» (Сказка)
«Лесные Айболиты».
«Животный мир Севера».
Февраль:
«По лесным тропинкам».
«Растительный и животный мир пустыни».
«Береги свою планету».
«Вода в жизни человека».
Март:
«Растения, которые лечат».
«Откуда стол пришёл?» (Рассказ)
«Птичьи разговоры».
«Весенние приметы».
Апрель:
«Разноцветная река».
«Здравствуй, птичья страна».
«Однолетние и многолетние растения».
«Весна в лесу».
Май:
«Труд людей весной».
«Цветы приносят радость».
«Кто такие насекомые».
«Охрана природы».
Приложение 5
Перспективный план по развитию экологического сознания в подготовительной группе
Цель: Учить делать выводы и умозаключения, действовать гуманно по отношению к окружающей природе.
Задачи:
1) Формирование знаний детей о мире природы, как целостной, взаимосвязанной системе, для нормального существования которой нужны все её звенья, независимо от того, вредны они или полезны человеку.
2) Совершенствование понятия о необходимости биологического равновесия в природе.
3) Формирование у ребёнка умения действовать осознанно в соответствии с полученными знаниями.
4) Формирование детско - взрослого сообщества.
Средства: Дидактическая игра, клуб «Друзья Природы» (с детьми). КВН, наблюдения, природоохранные акции, выставки рисунков, беседы, участие в работе клуба «Друзья Природы» (с родителями и детьми).
Дидактические игры в подготовительной группе.
Сентябрь:
«Корм для животных».
«Что где растёт?»
«Овощи и фрукты».
«В каком виде едим?»
«Кем быть?»
Октябрь:
«Куда пойдём, что найдём?»
«Деревья, кустарники, травы».
«Летает - не летает».
«Бегает, прыгает, летает».
«Как пройти к зайке?»
Ноябрь:
«Домашние и дикие животные».
«Назови детёнышей».
«Большой экологический экзамен».
«Звёздный час».
«Найди карандаш».
Декабрь:
«Съедобное и несъедобное».
«Эстафета цветов - «Шаг за шагом».
«Учись различать запахи».
«Поставь на своё место».
«Ромашка».
Январь:
«Разведка полезных дел».
«Рассказы о зиме».
«Какое время года?»
«Посадим огород на окне».
«Волшебные картинки».
Февраль:
«Найди пять одинаковых листьев».
«Найди дерево».
«Что сначала, что потом?»
«Кто где живёт и чем питается?»
«Где чей дом?»
Март:
«Звёзды на небе».
«Загадки и отгадки».
«Что вырастили люди».
«Чудесный лес».
«Ухаживаем за растениями».
Апрель:
«Кто потрудился?»
«От зёрнышка до булочки».
«Охотник». «Рыбак».
«Грибная полянка».
«Понимаем-понимаем».
Май:
«Построй домик животному».
«Приготовь лекарство».
«Дома на разных параллелях».
План работы с родителями
- Экологический КВН «Птичьи разговоры», «Экология устами младенца».
- Экологические праздники.
- Посещение занятий клуба «Друзья Природы».
- Природоохранные акции «День цветов» (посадка цветов на территории детского сада.)
- Беседы об отношении и поведении ребёнка в природе.
- Выставка рисунков на тему «Как красив мир».
- Совместные наблюдения, работа в уголке природы, на участке детского сада, на огороде…
- Участие родителей с детьми в различных конкурсах на экологические темы.
Приложение 6
Подготовительная группа
(план клуба «Друзья Природы»)
Сентябрь
1. Беседа о лете.
2. «Планета Земля в опасности».
3. Начинаем читать книгу «Экология в картинках».
4. «Где зимуют лягушки?» (Книга «Экология в картинках»).
Октябрь
1. «Живая – неживая природа».
2. Сравнение песка, глины и камней.
3. «Почему белые медведи не живут в лесу?» (Книга «Экология в картинках»).
4. Беседа о кроте. Дидактическая игра «Узнай, какой зверь».
5. Беседа об осени.
Ноябрь
1.«Слепые землекопы». (Книга «Экология в картинках»).
2. Сравнение рыб и лягушек.
3. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
4. «Где у саксаула листья?» (Книга «Экология в картинках»).
Декабрь
1. Солнце, Земля и другие планеты.
2. Через добрые дела можно стать юным экологом.
3. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу.
4. Земля – живая планета.
Январь
1. Волк и лиса – лесные хищники. «Что делать с кроликами?» (Книга «Экология в картинках»).
2. Сравнение серого и бурого медведей.
3. «Что такое кислый дождь?» (Книга «Экология в картинках»).
Февраль
1. «Цепочки в лесу». (Книга «Экология в картинках»).
2. «Невидимые весы». (Книга «Экология в картинках»).
3. Наблюдение за луком.
4. Пройдёт зима холодная.
Март
1. Наблюдение за ветками в вазе.
2. Что мы знаем о птицах. «Птичий город на деревьях». (Книга «Экология в картинках»).
3. Сравнение домашних и диких животных. «Олени и хищники». (Книга «Экология в картинках»).
4. Когда животных в природе становится много или мало? «Взрыв без шума». «Нужны ли пастбищу овцы?» (Книга «Экология в картинках»).
Апрель
1.«Зелёная» служба Айболита. «Как божьи коровки помогли садовникам». (Книга «Экология в картинках»).
2. «Морские коровы и красная книга». (Книга «Экология в картинках»).
3. Лес в жизни человека.
4. Земля, с днём рождения тебя!
Май
1. Мой родной край (памятник природы Абугинский бор).
2. Кому нужна вода? «Отчего погибли киты». (Книга «Экология в картинках»).
3. В море бывает беда. «Нефть в море». (Книга «Экология в картинках»).
4. «Экология борется». (Книга «Экология в картинках»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста и тесного сотрудничества с родителями
Экологическое воспитание в ДОУ....
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через призму ФГОС ДО
Гендерное воспитание это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности....
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...
Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...
«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».
Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, через призму этнокультурного компонента
В статье рассматривается современный взгляд на художественно-эстетическое развитие личности ребенка посредством внедрения в дошкольное образование этнокультурного компонента, как одно из основных обра...