Обобщенный опыт "Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста через призму дидактических игр".
опыты и эксперименты на тему

Выползова Валентина Владимировна

Обобщенный передовой педагогический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filial_mkdou.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида

«имени Н. К. Крупской»

Звериноголовский район

D:\мама+.jpg

Выползова Валентина Владимировна

Старший воспитатель

Тема опыта:

«Развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста через призму дидактических игр»


МОДУЛЬНАЯ АНКЕТА ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

Сведения об авторе:

Выползова Валентина Владимировна

Образование: высшее педагогическое, (специальность – организация работы с молодежью).

Окончила Курганское педагогическое училище в 1990 году.

Специальность по диплому – дошкольное воспитание.

Окончила Курганский государственный университет в 2016 году.

Место работы: Филиал МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской».

Должность: воспитатель – 26 лет. Старший воспитатель – 9 месяцев.

Педагогический стаж: 26 лет 9 месяцев.

Квалификация: высшая категория.

Награды: почётная грамота ГУО Курганской области 2010г.; благодарственное письмо Курганской областной Думы 2011г., почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации  (Приказ от «8» мая 2013г. №350/ к-н). Ветеран труда (28 апреля 2017 года).

Условия формирования опыта. 

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети, подражая взрослым, не гуманно относятся к окружающей природе. Они ломают ветки, рвут охапками цветы, мучают животных, ловят и убивают насекомых, засоряют окружающую среду. Поэтому я поставила перед собой цель: формирование правильного отношения дошкольников к явлениям и объектам живой и неживой природы; вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.  Это один из критериев нравственности и человечности.    

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- наблюдения  за воздействием взрослых  на  окружающую среду;

- наблюдения  за воздействием детей  на  окружающую среду;

- экскурсии и прогулки с детьми;

- изучение методической литературы по экологии;

- игры с детьми.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта опирается на:

- Конституцию РФ (статья 58), в которой говорится: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».

- Концепцию непрерывного экологического образования и просвещения в области экологического земледелия в России, которая гласит: «….Если действительно этому не уделять внимания с самого раннего возраста, если экология не станет одним из курсов, который преподается в школе, то нормального экологического сознания у людей точно не будет», – сказал президент Д.А. Медведев в связи с празднованием Дня эколога 5 июня 2010 г.

- Концепцию непрерывного образования (утверждена 17.06. 2003 г. ФКС МО РФ). «Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе».

- Основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Е.В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

- ФГОС дошкольного образования. «Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:  …– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы…».

- Парциальную программу С.Н.Николаевой «Юный эколог». Решение вопросов экологического воспитания автор программы видит в организации работы по двум направлениям – двум взаимосвязанным частям программы: формированию начал экологической культуры у детей (методические рекомендации С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве») и развитию экологической культуры взрослых.

- Технологии и методики по экологическому воспитанию детей  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

- Методическое пособие Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

Объект передового опыта: процесс развития экологического сознания у детей дошкольного возраста. Главной целью педагогического процесса является: дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Предмет передового опыта: дидактическая игра как метод  развития экологического сознания у детей дошкольного возраста.

Цель опыта: исследование и развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Гипотеза:

- уровень развития экологического сознания у детей дошкольного возраста  будет повышаться, если  процесс воспитания и обучения  будет построен на применении  системы дидактических игр природоохранного содержания;

- дидактические игры по экологии  предусматривают  развитие у детей способности эмоционально-чувственно воспринимать природу, побуждают  детей к осознанно-правильному поведению в природе, отношению ко всему живому и развивают способности у ребенка к самостоятельному активному природоохранному  поведению.

Методы:

- наблюдения,

- изучение и анализ методической литературы,

- дидактическая игра,

- обобщение теоретических и практических данных.

Актуальность и перспективность опыта.

В наши дни,  я думаю, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Окружающая среда ухудшается из-за воздействия на неё человека (загрязнение водоёмов, воздуха, продуктов питания, истребление животных и птиц, пагубное отношение к растительному миру). Люди привыкли только брать у природы, не заботясь о её здоровье.

     Наше село Звериноголовское построено на берегу реки Тобол. Раньше эта река была глубокая, чистая. В ней водилось много рыбы,  гнездились дикие утки, а теперь на неё жалко смотреть: вода грязная (там моют машины, стирают, сливают отходы и бросают мусор), на дне разбитые бутылки, консервные банки, палки и кирпичи, речка стала мелкая, рыбы мало. В окрестностях нашего села есть и сосновый бор и лиственные леса, где тоже было разнообразие  ягод и грибов, но в результате неразумных походов человека в лес, его богатство значительно уменьшилось.

Современная экологическая ситуация требует от общества развития экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к природе во имя физического и духовного здоровья человечества.  Важную роль здесь призвано сыграть экологическое сознание.

Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю  развитие у детей экологического сознания. Развитие – процесс длительных, накапливающихся, направленных, закономерных, необратимых, поступательных изменений; процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного состояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему.  Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.

Сущностью экологического сознания является гуманное отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира. Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная потребность, в бережном отношении к природе, в стремлении не только сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое, с другой. Для решения этой сложной задачи важна заинтересованность дошкольников.

Новизна опыта.

Проблему развития  экологического сознания я решаю посредством дидактических игр. Работу по воспитанию экологического сознания я решила начать со 2 младшей группы, так как ребёнок этого возраста уже начинает говорить,  воспринимает окружающий его мир и действует в нём. Свою работу я начала последовательно:

1.Я определила проблему (развитие экологического сознания.)

2.Поставила цели для каждого возраста (соответственно уровню развития ребёнка.)

3.Наметила задачи для каждой группы.

4.Выбрала метод решения задач – дидактическая игра.

5.Подобрала необходимую литературу (методическую и художественную), дидактические пособия.

6.Составила план работы с детьми по возрастам, начиная со 2 младшей группы (Приложения 1,2,3,5)

7.Написала план работы с родителями по проблеме. (Приложения 1,2,3,5)

Параллельно с использованием дидактических игр,  со старшей группы начала использовать приёмы мнемотехники, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Образовательный процесс построен на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с ФГОС ДО, поэтому  по каждой теме  нарисовала мнемодорожки (карточки-подсказки), которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения материала. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».  Применяя графическую аналогию,  можно  научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

В старшей и подготовительной группе организовала клуб «Друзья природы». (Приложения 4,6)

Адресность опыта.

Представленный педагогический опыт в области исследуемой проблемы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений (независимо от стажа и категории), педагогами групп кратковременного пребывания для развития экологического сознания детей, начиная со второй младшей группы.

 Трудоёмкость опыта.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является работа с  родителями:

- пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность;

- проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес;

- привлекать родителей к участию в работе клуба  «Друзья Природы».

Технология опыта.

  Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания. Ведь маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру потом, зависит от нас, воспитателей и родителей. Мы должны сформировать гуманное отношение к природе, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о самом себе, о своём будущем.    

Цель моего опыта – развитие экологического сознания у детей дошкольного возраста. Для достижения цели по экологическому воспитанию я поставила перед собой следующие задачи:

1) формирование системы знаний  о природе (формирование экологического сознания);

2) формирование умения детей понимать и устанавливать существующие в природе  связи и зависимости (формирование  экологических чувств);

3) развитие умения ребёнка действовать  осознанно в соответствии с полученными знаниями (развитие экологической деятельности);

4) установление  связей между состоянием окружающей среды и здоровьем людей;  

5) воспитание чувства ответственности за окружающий мир.

  Я считаю, что эффективным средством развития экологического сознания у дошкольников является дидактическая игра, так как  любая игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность, естественное состояние, потребность ребёнка.

  Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше. Игра имеет определённое значение для развития воображения, мышления, памяти, помогает усвоить учебный материал.

   Результаты диагностики показали, что уровень заинтересованности воспитанников предметом повышается, если использовать в воспитательном процессе дидактические игры, занимательные упражнения, наглядные пособия.

  Через дидактическую игру я  обогащаю чувственный опыт ребёнка, развиваю его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), учу действовать в соответствии с правилами.

  В дидактической игре  я являюсь и учителем и участником, то есть, я учу детей и играю с ними, а дети, играя, учатся. Дети любого возраста очень любят, когда с ними играет воспитатель, особенно когда мы находимся на позиции «глаза в глаза». В этом я убедилась на своём опыте работы с детьми. А все образовательные процессы в игре  протекают наиболее активно. Дидактические игры я использую на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах,  совместной деятельности взрослого и детей, дети могут закреплять в самостоятельной деятельности.

Ни для кого не секрет, что интерес современных родителей в первую очередь направлен на обучение ребёнка в детском саду, а проблемы экологического воспитания их практически не интересуют. Учитывая, что ведущая роль в развитии, становлении, воспитании и социализации  ребёнка принадлежит семье, я ставила перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками, создать детско-взрослое сообщество

                           

                                              Педагоги          Дети          Родители

   

 Я стала вовлекать родителей в образовательный процесс, приглашая их наблюдать работу дежурных в уголке природы, на экологические игры, развлечения, непосредственно образовательную деятельность, работу с детьми на участке детского сада, в цветнике, на огороде, наблюдения, целевые прогулки, КВН. Со старшей группы мы организовали клуб «Друзья Природы», родители стали не только гостями клуба, но и его участниками. Вся работа проводится под девизом «Педагоги и родители – друзья детей. Их помощница – Природа, наставник всех учителей!»

 Результативность опыта. 

  Результатом моей работы стало сотрудничество родителей. Они стали активно принимать участие с детьми в различных районных конкурсах природоохранного содержания: «Твой четвероногий друг», «Жизнь пчелы глазами детей», «Дары природы», «Земля – наш общий дом», «Домашний питомец»  занимать призовые места. Родители стали занимать активную позицию на субботниках по уборке и благоустройству участка, огорода детского сада, цветника.

Из наблюдений за детьми, бесед с ними и родителями, я выяснила, что дети стали осторожнее вести себя в природе, бережнее относятся к растениям и животным, стараются не навредить природе (делают кормушки для птиц зимой, охотно ухаживают за цветами в группе и на участке, не ломают ветки и не разрешают другим, заботятся о животных, не засоряют окружающую среду.)  Моя работа позволила привить экологические навыки не только детям, но и их родителям. Проводя мониторинг, я заметила, что показатели развития экологического сознания значительно улучшились.

Мониторинг позволяет сделать вывод, что выбранные мною методы и приемы по формированию экологического  сознания у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр и использования мнемотехники способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря, развитию у них воображения, памяти, мышления, внимания, нравственных качеств, а главное - воспитанию бережного отношения к природе. Критерии мониторинга: мир животных, мир растений, неживая природа, времена года, роль животных и растений в жизни человека, экологическая культура, труд в природе.

Результаты  моей  педагогической деятельности по формированию экологического сознания у детей дошкольного возраста:

1) У моих дошкольников  сформированы знания о мире природы, как целостной, взаимосвязанной системе, для нормального существования которой нужны все её звенья, независимо от того, вредны они или полезны человеку.

2) Они научились понимать свою роль в окружающем мире и осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой.

3) Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать.

4) Дошкольники  приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними.

 

2 младшая группа

2010-2011уч.г.

Средняя группа

2011-2012уч.г.

Старшая группа

2012-2013уч.г.

Подготовительная группа

2013-2014уч.г.

Высокий уровень экологического сознания

15%

30%

48%

55%

Средний уровень экологического сознания

45%

35%

36%

40%


Приложение 1

Перспективный план по развитию экологического сознания

во 2 младшей группе

Цель: Ввести детей в мир познания природы.

Задачи:

1) Формирование элементарных знаний в установлении простейших закономерностей (обратить внимание на причины, связи, отношения явлений живой и неживой природы).

2) Знакомство с разнообразием растительного и животного мира.

3) Формирование понимания зависимости между внешним строением растений и животных и условиями их существования.

4) Объяснение родителям значимость экологического воспитания.

Средства: Дидактическая игра (для детей).  Консультации, наблюдения за детьми, развлечения (для родителей).

                 Дидактические игры в младшем дошкольном возрасте 

Сентябрь:

«Овощи и фрукты». (Ботаническое лото)

«Чудесный мешочек».

«Узнай на вкус».

«Угадай, что в руке».

 Октябрь: 

«Сложи картинку». (Овощи, фрукты, грибы-4 части.)

«Как мы одеваемся осенью».

«Где спряталась матрёшка?»

«Коза рогатая».

Ноябрь:    

«Хохлатка».

«На птичьем дворе».

«Узнай, чей хвост».

«Кто во что одет».

Декабрь:  

«Кто где живёт?»

«Кто как двигается?»

«В зимней столовой».

«Какая это птица?»

Январь:    

«Что изменилось в нашей одежде?»

«В лесу и во дворе».

«Сложи картинку». (Животные – 4 части.)

«Третий лишний».

Февраль:  

«Чьи детки?»

«Дети на прогулке».

«Загадки и отгадки».

«Нарисуем картинку палочками».

Март:      

«Солнечные зайчики».

«Сложи картинку». (Птицы-4 части.)

«Солнышко и дождик».

«Когда это бывает?»

Апрель:    

«Пчёлки».

«Наседка и цыплята».

«Во саду ли в огороде».

«Собери цветок». (4 части.)

Май:        

«Посади огород».

 «Такой листок лети ко мне».

 «Кто быстрее найдёт тополь, берёзу, ель».

 «Научи мышку мыть растение».

План работы с родителями

-  Консультация «Куда пойти с ребёнком в выходной день».

-  Рекомендации «Поиграй с малышом».

-  Советы «Почитайте малышу».

-  Экологическая акция «Чистое утро».

-  Выставка рисунков «Воспитываем бережливых». (По К.И.Чуковскому.)

-  Развлечение «В гости к птицам».

 -  Наблюдение за деятельностью детей на прогулке, в уголке природы.

 - Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

- Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.


Приложение 2

Перспективный план по развитию экологического сознания  в средней группе

Цель: Учить детей задавать вопросы об окружающем.  (Возраст почемучек).

Задачи: 

1) Развитие стремления обнаруживать связи между изменениями в жизни растительного и животного мира и состоянием погоды.

2) Расширение и закрепление умения  наблюдать явления природы, анализировать.

3) Формирование умения делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы.

4) Формирование элементарных представлений о целостности и единстве природы.

5)Совершенствование умения выделять существенные признаки, свойственные всем живым организмам.

6) Привлечение  родителей в воспитательно-образовательный процесс. 

Средства: Дидактическая игра, наблюдения. (Для детей). Беседы, консультации, наблюдения за детьми, развлечения.

                           Дидактические игры в средней группе

Сентябрь:

«Собери урожай».

«Горячо – холодно».

«Камушки на берегу».

«Найди листок, как на дереве».

Октябрь:

«Где что зреет».

«Что сначала, а что потом».

«Почтальон принёс посылку»

«Раньше – позже».

Ноябрь: 

«Охотник и пастух».

«Опиши, мы отгадаем».

«Чудесный мешочек».

«Съедобное – несъедобное».

Декабрь: 

«Кто в домике живёт?»

«Подскажи словечко».

«Зоологическое лото».

«Больше кошки, меньше кошки».

Январь:  

«Кто знает, пусть продолжает».

«4-й лишний» (овощи – фрукты)

«Что изменилось?»

«Загадки и отгадки».

Февраль: 

«Когда это бывает?»

«Какое время года?»

«Повторяй друг за другом».

«4 – лишний» (животные, птицы, рыбы, насекомые)

Март:      

«К дереву беги».

«Так бывает или нет?»

«Коршун».

«Сложи картинку».

Апрель:  

«Найди пару».

«Кто что делает?»

«Сколько?»        

«Посади огород».

Май:        

«Расскажи без слов»

«Из чего сделано?»

«Знаешь ли ты?»

«Какой цветок?»

План работы с родителями

- Консультации:  «Воспитание заботливого отношения к животным», «Мусор- это проблема »,  «Зелёная аптека на участке детского сада», «Ядовитые растения», «Лес в жизни человека».

- Папка – раскладушка «Почему они так называются».

- Библиотека для родителей «Советуем прочитать».

- День открытых дверей. ( просмотр детской деятельности.)

- Развлечение «Праздник летних дождей».

- Выставка «Дары природы».

- Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.


Приложение 3

Перспективный план по развитию экологического сознания

в старшей группе

 Цель: Учить детей мыслить.

  Задачи:

1)  Углубление природоведческих знаний.

2) Формирование умения выделять новые качества, свойства природных объектов, устанавливать между  ними сходства и различия.

3) Совершенствование  умения  по-новому смотреть на то, что раньше казалось обычным, хорошо знакомым.

4) Пропаганда экологических знаний среди родителей и обмен информацией с детьми.

Средства: Дидактическая  игра, клуб «Друзья Природы» (для детей). Консультации, цикл наблюдений за детьми, развлечения, беседы, природоохранные акции, уроки обмена опытом, выпуск экологических дневников, участие в  клубе «Друзья Природы» (для родителей с детьми.)

                                      Дидактические игры в старшей группе 

                                     

Сентябрь: 

«Вершки и корешки».

«Что сначала, что потом».

«Воздух - невидимка».

«Вода - источник жизни».

Октябрь:

«Воспитываю бережливых».

«Урожай  собирай» (развлечение).

«Непонятные животные».

«Что где растёт?»

«Кто кем будет?»

Ноябрь:   

«Чья это тень?»

«Хитрые картинки».

«День рождения леса». (развлечение).

«Сложи картинку».

Декабрь:  

«Угадай, какой ты зверь?»

«Куда спрятался жучок?»

«Что за птица?»

«Из чего сделано».

Январь:  

«Пищевые цепочки».

«Назови меня».

«Твой четвероногий друг».

Февраль:

«Хищники и добыча».

«Снятие копий».

«Что такое? Кто такой?»

«Лисы и зайцы».

Март:      

«Как пройти к зайке».

«Где чей дом?»

«Праздник птиц».

«Можно или нет» (рисование экологических знаков).

 «Первоцветы».

Апрель: 

«Загадочная тропинка».

«Чудесный лес».

«Природа и человек».

«Так бывает или нет».

Май:       

«Домино».

«Где был Петя?»

«Растения просят помощи».

План работы с родителями

- Консультации  «Огородная аптека», «Играя, познаем природу».

- Рекомендации «Поиграй с ребенком».

- Советы «Почитай о природе».

- Экологическая акция  «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав.) «Птичья столовая»     (изготовление кормушек и подкормка птиц зимой.)

- Развлечения «Праздник птиц», «День Земли», «День рождения друга, дедушки Дуба».

- Наблюдения за трудом детей в природе и беседы с детьми.

- Беседы с родителями об экологии.

- Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.


Приложение 4

Старшая группа

(план клуба «Друзья Природы»)

Сентябрь: 

«Природа и мы».    

«Земля – мать, умей за неё постоять!»

«Что окружает нас дома».

«Как хлеб на стол пришёл» (рассказ).

«Почему мы часто слышим слово «экология».                

Октябрь:

«Грибы - особое царство природы».

«Осенние изменения в природе».

«Вот труба - над нею дым».

«Летающие животные».

Ноябрь:  

«Кому нужны деревья?»

«Вода - путешественница».

«Наши верные друзья».

«Там на неведомых дорожках».

«Праздник осени».

Декабрь:

«Звери и птицы зимой».

«Что такое «зоопарк».

«Красная книга».

«Лесные жители».

Январь:  

«Кто на дубе живёт?» (Сказка)

«Лесные Айболиты».

«Животный мир Севера».                

Февраль: 

«По лесным тропинкам».

«Растительный и животный мир пустыни».

«Береги свою планету».

«Вода в жизни человека».

Март:       

«Растения, которые лечат».

«Откуда стол пришёл?» (Рассказ)

«Птичьи разговоры».

«Весенние приметы».

Апрель:    

«Разноцветная река».

«Здравствуй, птичья страна».

«Однолетние и многолетние растения».

«Весна в лесу».

Май:      

«Труд людей весной».

«Цветы приносят радость».

«Кто такие насекомые».

«Охрана природы».


Приложение 5

Перспективный план по развитию экологического сознания в подготовительной группе

Цель: Учить  делать выводы и умозаключения, действовать гуманно по отношению к окружающей природе.

Задачи:

1) Формирование знаний детей о мире природы, как целостной, взаимосвязанной системе, для нормального существования которой нужны все её звенья, независимо от того, вредны они или полезны человеку.

2) Совершенствование понятия о необходимости биологического равновесия в природе.

3) Формирование у ребёнка умения  действовать осознанно в соответствии с полученными знаниями.

4)  Формирование детско - взрослого  сообщества.

Средства: Дидактическая  игра, клуб «Друзья Природы» (с детьми). КВН, наблюдения, природоохранные акции, выставки рисунков, беседы, участие в работе клуба «Друзья Природы»  (с родителями и детьми).

Дидактические игры в подготовительной группе.       

 Сентябрь: 

«Корм для животных».

«Что где растёт?»

«Овощи и фрукты».

«В каком виде едим?»

«Кем быть?»

Октябрь: 

«Куда пойдём, что найдём?»

«Деревья, кустарники, травы».

«Летает - не летает».

«Бегает, прыгает, летает».

«Как пройти к зайке?»

Ноябрь: 

«Домашние и дикие животные».

«Назови детёнышей».

«Большой экологический экзамен».

«Звёздный час».

«Найди карандаш».

Декабрь: 

«Съедобное и несъедобное».

«Эстафета цветов - «Шаг за шагом».

«Учись различать запахи».

«Поставь на своё место».

«Ромашка».

Январь:  

«Разведка полезных дел».

«Рассказы о зиме».

«Какое время года?»

«Посадим огород на окне».

«Волшебные картинки».

Февраль: 

«Найди пять одинаковых листьев».

«Найди дерево».                                                                                                                                    

«Что сначала, что потом?»

«Кто где живёт и чем питается?»

«Где чей дом?»

Март:     

«Звёзды на небе».

«Загадки и отгадки».

«Что вырастили люди».

«Чудесный лес».

«Ухаживаем за растениями».

Апрель:  

«Кто потрудился?»

«От зёрнышка до булочки».

«Охотник».  «Рыбак».

«Грибная полянка».

«Понимаем-понимаем».

Май:       

«Построй домик животному».                                  

«Приготовь лекарство».

«Дома на разных параллелях».

План работы с родителями

- Экологический  КВН «Птичьи разговоры», «Экология устами младенца».

- Экологические праздники.

- Посещение занятий клуба «Друзья Природы».

- Природоохранные акции «День цветов» (посадка цветов на территории детского сада.)

- Беседы об отношении и поведении ребёнка в природе.

- Выставка рисунков на тему «Как красив мир».

- Совместные наблюдения, работа в уголке природы, на участке детского сада, на огороде…

- Участие родителей с детьми в различных конкурсах на экологические темы.

Приложение 6

Подготовительная группа

(план клуба «Друзья Природы»)

Сентябрь

1. Беседа о лете.

2. «Планета Земля в опасности».

3. Начинаем читать книгу «Экология в картинках».

4. «Где зимуют лягушки?»    (Книга «Экология в картинках»).

               

Октябрь

1. «Живая – неживая природа».

2. Сравнение песка, глины и камней.

3. «Почему белые медведи не живут в лесу?»  (Книга «Экология в картинках»).

4. Беседа о кроте. Дидактическая игра «Узнай, какой зверь».

5. Беседа об осени.

Ноябрь

1.«Слепые землекопы». (Книга «Экология в картинках»).

2. Сравнение рыб и лягушек.

3. Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

4. «Где у саксаула листья?» (Книга «Экология в картинках»).

Декабрь

1. Солнце, Земля и другие планеты.

2. Через добрые дела можно стать юным экологом.

3. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу.

4. Земля – живая планета.

Январь

1. Волк и лиса – лесные хищники.  «Что делать с кроликами?» (Книга «Экология в картинках»).

2. Сравнение серого и бурого медведей.

3. «Что такое кислый дождь?» (Книга «Экология в картинках»).

Февраль

1. «Цепочки в лесу». (Книга «Экология в картинках»).

2. «Невидимые весы». (Книга «Экология в картинках»).

3. Наблюдение за луком.

4. Пройдёт зима холодная.

Март

1. Наблюдение за ветками в вазе.

2. Что мы знаем о птицах. «Птичий город на деревьях». (Книга «Экология в картинках»).

3. Сравнение домашних и диких животных. «Олени и хищники». (Книга «Экология в картинках»).

4. Когда животных в природе становится много или мало? «Взрыв без шума».  «Нужны ли пастбищу овцы?»  (Книга «Экология в картинках»).

Апрель

1.«Зелёная» служба Айболита. «Как божьи коровки помогли садовникам». (Книга «Экология в картинках»).

2. «Морские коровы и красная книга». (Книга «Экология в картинках»).

3. Лес в жизни человека.

4. Земля, с днём рождения тебя!

Май

1. Мой родной край (памятник природы Абугинский бор).

2. Кому нужна вода?  «Отчего погибли киты». (Книга «Экология в картинках»).

3. В море бывает беда.  «Нефть в море». (Книга «Экология в картинках»).

4. «Экология борется». (Книга «Экология в картинках»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через призму ФГОС ДО

Гендерное воспитание это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности....

Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...

«Формирование культуры природолюбия детей дошкольного возраста через призму взаимодействия с семьей».

Детский сад есть первое звено непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача, формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования....

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, через призму этнокультурного компонента

В статье рассматривается современный взгляд на художественно-эстетическое развитие личности ребенка посредством внедрения в дошкольное образование этнокультурного компонента, как одно из основных обра...