Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
материал (младшая группа)
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_duhovno.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия: ему препоручается родительская власть, он не только учит и воспитывает детей, он дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.
Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на «Программе от рождения до школы и по образовательным областям.
Цель работы: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;
-способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
- формировать моральное сознание и моральные оценки;
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
- цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Масленица, навстречу Пасхе)
- тематические выставки детского творчества,
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
- экскурсии на природу (красота Божьего мира)
- слушание колокольной и духовной музыки на тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,
- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),
- занятия для родителей и сотрудников «Прикосновения любви святой».
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию я начинаю с воспитания любви к матери посредством:
- анкетирования по выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка» Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- игр: «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,
- бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»
- непосредственно-образовательной деятельности: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»
- экскурсий на работу к мамам,
- заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,
- творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.
- совместные мероприятия детей и мам.
В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.
Одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем? Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.
Тема защитников Отечества была бы не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать.
Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Стараюсь, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей - Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.
Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, рассказываю о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди - это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через встречи в гостиной «Прикосновения любви святой», на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, роль отца в воспитании детей и создании духовной атмосферы в семье, просматриваются видеофильмы, проходят нравственные проповеди.
Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 76% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.
Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем систематически помещается в уголке для родителей.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Тема: «Русский колокольчик»
Цель занятия: ознакомление детей с предметами русской старины, формирование представления о колокольных звонах.
Программные задачи: развивать умение слышать контрасты в музыке, движениями и мимикой выражать настроение; находить сходство и различие, систематизировать объекты по разным основаниям(величине и назначению); учить детей точно сочетать речь и движение, вырабатывать темп и ритм речи; развивать интерес к имитированию звуков колоколов,;
Закрепить умение различать средства музыкальной выразительности, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми, активизировать словарь детей.
Материалы: магнитная доска, емкость с водой для опыта, камешки, силуэты или картинки колокольчика, коровы, большого колокола, храма, дуги с колокольчиком.
Ход занятия
Дети проходят в музыкальный зал
Воспитатель: Как и все дети, вы нас любите прыгать, скакать, резвиться, прямо как козлики. Вы хотите поиграть в козликов?
Дети: Да .Воспитатель: Вы будете прыгать по травке, бодаться рожками – одним словом веселиться, но будьте внимательны и осторожны. Иногда козлят подстерегают опасности, и если услышите в музыке тревогу – остановитесь и замрите
Этюд-импровизация «Козлик»
Воспитатель: (говорит на фоне спокойной музыки)
Прыгал козлик на лугу, по цветочкам прямо.
Вдруг он замер на бегу – потерялась мама.
Ой-ой-ой, о-й-ой-ой, потерялась мама.- 2 раза (звучит тревожная музыка ).
Почему изменилось выражение на ваших лицах?
Дети: Испортилось настроение, потерялась мама.
(Исполняется второй куплет песни )
Он, не зная, что к чему, ткнулся к новой маме, но ему сказала :»Му-у..!» тетенька с рогами
Му-му-му, му- му-му тетенька с рогами – 2 раза.
(вновь звучит тревожная музыка, дети «замирают» и объясняют, почему они остановились)
Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать для того, чтобы можно было быстро найти козленка, если он вдруг потеряется?
Решение задачи, педагог комментирует предложенные детьми выходы.
Правильно, так раньше и делали при выпасе скота- вешали на шею животных вот такой колокольчик(показывает) Использовали его особенно в тех местах, где были леса, а называли необычно- «болтало». Как вы думаете, почему люди дали такое название этому колокольчику? (ответы детей) По его резкому, далеко слышному звуку можно было отыскать корову, лошадь или козу. (Слушают звучание). Рассмотрите хорошо колокольчик. (Дети определяют форму, на что похож, из какого материала изготовлен, как устроен – есть язычок)
Дети, где вы еще слышали звук колокольчиков? Как они звучат, когда используются?
Дети: В церкви, на санях с колокольчиками, в оркестре, на колпаке у скомороха, в играх (На магнитную доску музыкальный руководитель помещает изображение ответов детей).
Воспитатель: Колокольчик можно назвать одним из символов России. На Руси колокола появились давно, тысяча лет назад. Русь всегда славилась звонами. Колокольный звон – старинное, древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство, мастерство. Ведь колокола звучат по-разному не только из-за их размера, тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона. (Звучит запись).
В старину колокола не только сзывал людей в храм, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. Тогда им давали имена:
Благовест – извещал о празднике, о торжестве, о доброй благой вести. (Звучит запись).
Всполошный - извещал о бунте, или если подступал враг. (Звучит запись).
Набат – о пожаре и других бедствиях. (Звучит запись).
Вечевой – собирал жителей на собрание на главной площадь города. (Звучит запись).
А теперь послушаем очень красивое музыкальное произведение – пьесу замечательного русского композитора Г. В. Свиридова «Звонили звоны» из его «Детского альбома». Она написана на мелодию русской народной песни и передает колокольные звучания.
Прислушайтесь, о каких событиях, радостных, печальных или тревожных возвещает этот колокольный звон? (Звучит запись).
Дети: О тревожных и грустных.
Воспитатель: Колокола оповещают людей о каких – то тревожных событиях. Как в музыке передается это настроение?
Дети: Музыка очень громкая, тяжелая, резкая, острая.
Воспитатель: Правильно, даже в самом начале, когда звучит одна мелодия, в ней чувствуется тревожность. Каждый звук словно вызванивается отдельно, сильно, грозно (исполняет 9-18 такты).
К концу пьесы музыка становится горестной, колокола гудят пронзительно. Тема русской народной песни звучит сначала в одном голосе, и когда она ещё не закончилась, она начинает звучать снова, как бы вдогонку, в другом голосе, накладывается на первую. Этот прием многоголосного пения в русском искусстве, называется канон. В этой пьесе каноном звучат колокола. Они оповещают о каком-то печальном, тревожном событии – бьют в набат (звучит запись). А теперь я вам расскажу о поддужных колокольчиках, которые помещали под дугой русской тройки.
Просмотр фото-слайдов (сопровождается рассказом)
До строительства первой железной дороги единственным средством передвижения на Руси была лошадь, или тройка лошадей, запряженная в сани, повозку. Почтовой тройке все должны были уступать дорогу, поэтому возник вопрос об особом опознавательном сигнальном устройстве.
И вот, кому-то в голову пришла замечательная идея повесить под дугой колокольчик. Колокольчики эти быстро прижились – слышно далеко, да и ехать веселей. Поддужные колокольчики, так понравились людям, что не только почтари, но и простые путешественники стали подвешивать под дугой колокольчики. А, проезжая ночью мимо населенных пунктов, ямщики – подвязывали язычки колокольчиков, чтобы не тревожить жителей.
Посмотрите, какая красивая дуга, а на ней два колокольчика – один большой, а другой поменьше. Так вот раньше на Руси такой большой колокольчик называли мужиком, а тот, что поменьше – бабой. Есть желающие покататься на тройке?
Дети: Да!
Динамическая пауза – логоритмическая гимнастика
«Покатаемся на тройке»
Воспитатель: Ребята, какое музыкальное произведение передает звон колокольчика под дугой мчащейся тройки?
Дети: «На тройке» из цикла «Времена года» композитора П. И. Чайковского.
Звучит музыка. Трое детей бегут под дугой, держа ее руками, остальные за ними, хором декламируя в ритм бега:
Тройка мчится, тройка скачет, вьется пыль из под копыт.
Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит.
По дороге голосисто раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто, то застонет глухо он. (П. Вяземский)
Воспитатель прикрепляет к магнитной доске силуэт дуги с колокольчиком.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с колокольчиками разными по звучанию, как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей)
Звук колокольчика зависит от материала, из которого он изготовлен, и конечно, от размера. Маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, большой колокол – звучно, громко и важно.
А происходит это потому, что от звучания маленького колокольчика отходят маленькие волны, а от большого колокола – большие. Это волны звуковые, и потому невидимые. А увидеть различные по размеру волны, только уже не звуковые, мы сможем.
Опыт с волнами.
Дети бросают в воду камешки и делают вывод, что от большого камня волны больше, чем от маленького. Воспитатель обобщает ответы детей.
(обращает внимание детей на колокольчики, которые разложены на ковре по кругу). Дети, возьмите, пожалуйста, колокольчики и потанцуйте с ними так, как подскажет вам музыка и ваше воображение.
Танец – импровизация с колокольчиками. (В исполнении взрослых звучит песня «Динь. Динь, динь, колокольчик звенит»)
Воспитатель: Сейчас в зале наступит тишина – вы положите колокольчики, и тихо-тихо на носочках выйдете из зала, а эти силуэты заберите с собой в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация процесса духовно-нравственного воспитания"
Организация процесса духовно-нравственного воспитания...
Доклад «Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитания и образования детей дошкольного возрастав традициях православной культуры. где главным и основным признаком является любовь. Поэтому я изл...
«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС»
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность воспитывать детей в традициях православной культуры, где главным и основным признаком является любовь. В своей презентации я показала, как мы в...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
организация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников
Материал об организации работы дошкольников в связи с требованиями ФГОС...
Организация системы духовно - нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО
Работа по духовно нравственному воспитанию в детском саду на основе сотрудничества семьи и детского сада даёт положительные результаты....