Социо-игровая технология в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал

В публикации раскрываются основные отличия социо-игровой технологии от традиционных, её плюсы для работы с детьми как с нормой развития, так и для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsio-igrovaya_tehnologiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       «Двигать, видеть, слышать себя.
                                                                                          Двигать, видеть, слышать других».

           Из всех существующих технологий я особо выделяю социо-игровую.

           Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.      

         Широкое использование социо- игровой технологии, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями активно изучать и осваивать окружающий мир.

          Применение социо-игровой технологии у детей с ОВЗ способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков. Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.

          В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты:

– дети слушают и слышат друг друга, договариваются приходят к согласию;

– у детей развито речевое взаимодействие;

– сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

– дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;

– у детей нет чувства страха за ошибку.

          Общение детей в рамках данной технологии организовывают в три этапа:

1 этап: учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

2 этап: цель-общение, ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

3 этап: общение – это педагогическое средство, т. е. через общение дошкольники обучаются.

       Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.

       Каждой возрастной группе соответствуют определенные приёмы и формы организации детей.

В раннем возрасте - это совместные игры с предметами, хороводные игры.

В младшем - это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.

Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.

Старший возраст- обучение работе в микрогруппах 3-4 человека.

В подготовительной группе – работа в микрогруппах 5-6 человек.

       Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникации, взаимопонимания.

       Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам. При игровом делении на микрогруппы можно использовать:

- считалки;

- разрезные картинки;

- цвет глаз;

- цвет одежды;

- букву в имени и т.д.

- поиск чего-нибудь одинакового и по этому «одинаковому» объединяться в тройки;

      Способов деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.

      Движение детей – это также один из составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

      При социо-игровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

       В настоящее время очень актуальный момент и её неотъемлемая часть в социо-игровой педагогике - интеграция нескольких видов деятельности.

       Итак, основные плюсы социо-игрового стиля:

- Отношения: «ребёнок-сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль

слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

     Познакомиться с технологией можно с помощью книг её авторов: В.М. Букатова, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...

Применение социо - игровой технологии в работе с детьми.

Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творче...

Применение социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность....

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста.

. Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста....

Применение социо-игровых технологий в работе с детьми.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...