Социо-игровая технология в работе с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал
В публикации раскрываются основные отличия социо-игровой технологии от традиционных, её плюсы для работы с детьми как с нормой развития, так и для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_tehnologiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Двигать, видеть, слышать себя.
Двигать, видеть, слышать других».
Из всех существующих технологий я особо выделяю социо-игровую.
Данная технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГОС ДО, дети могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, научиться эффективно взаимодействовать друг с другом, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы.
Широкое использование социо- игровой технологии, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями активно изучать и осваивать окружающий мир.
Применение социо-игровой технологии у детей с ОВЗ способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков. Использование социо-игровых приемов в непосредственно-образовательной деятельности пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей.
В результате применения социо- игровой технологии в работе с дошкольниками с ОВЗ достигаются следующие результаты:
– дети слушают и слышат друг друга, договариваются приходят к согласию;
– у детей развито речевое взаимодействие;
– сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
– дети умеют отстаивать свою позицию, разумно, доброжелательно возражать взрослым;
– у детей нет чувства страха за ошибку.
Общение детей в рамках данной технологии организовывают в три этапа:
1 этап: учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
2 этап: цель-общение, ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
3 этап: общение – это педагогическое средство, т. е. через общение дошкольники обучаются.
Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Каждой возрастной группе соответствуют определенные приёмы и формы организации детей.
В раннем возрасте - это совместные игры с предметами, хороводные игры.
В младшем - это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.
Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.
Старший возраст- обучение работе в микрогруппах 3-4 человека.
В подготовительной группе – работа в микрогруппах 5-6 человек.
Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникации, взаимопонимания.
Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам. При игровом делении на микрогруппы можно использовать:
- считалки;
- разрезные картинки;
- цвет глаз;
- цвет одежды;
- букву в имени и т.д.
- поиск чего-нибудь одинакового и по этому «одинаковому» объединяться в тройки;
Способов деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.
Движение детей – это также один из составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
При социо-игровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.
В настоящее время очень актуальный момент и её неотъемлемая часть в социо-игровой педагогике - интеграция нескольких видов деятельности.
Итак, основные плюсы социо-игрового стиля:
- Отношения: «ребёнок-сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными
исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль
слушающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Познакомиться с технологией можно с помощью книг её авторов: В.М. Букатова, Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...
Применение социо - игровой технологии в работе с детьми.
Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творче...
Применение социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность....
Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....
Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....
Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста.
. Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста....
Применение социо-игровых технологий в работе с детьми.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...