Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Радуга» г. Воркуты Социо - игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста Хлынова О.В., воспитатель

Слайд 2

Основатели социо - игровой технологии Е.Е.Шулешко , А.П . Ершова , В.М.Букатов

Слайд 3

Идея социо - игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах (по В.М. Букатову ): 1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникации, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Процесс образования групп для взаимодействия между партнерами по игре можно проводить, давая определенные задания. Например: распределение на группы (компании) по цвету волос, глаз, одежды или длине волос, чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д. 2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

Слайд 4

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. 4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 5 правило: социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. 6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им .

Слайд 5

Принципы в работе с детьми по социо - игровой технологи и : Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры. Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно. Движение и активность. Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках. Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток .

Слайд 6

Результаты применения социо – игровой технологии Педагог является равноправным партнером ; Разрушается барьер между педагогом и ребенком ; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога ; Дети самостоятельны и инициативны ; Дети сами устанавливают правила игры ; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения ; Дети договариваются, общаются; Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами ; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Слайд 7

Литература Бакаева О.Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. – М.: Издательство «Логос», 2012. – 190 с. 2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: Владос , 2013. – 56 с. 3. Букатов В.М., Шулешко Е.Е., Ершова А.П. Возвращение к таланту. – Красноярск, 2010. – 78 с. 4. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы дошкольного образования. – М.:«Сфера», 2012. – 177 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Радуга» г. Воркуты И гры социоигровой направленности Хлынова О.В., воспитатель

Слайд 2

Для работы с детьми подбираются и адаптируются игры приемлемые в дошкольном возрасте. Педагогическое мастерство в социо - игровой педагогике включает в себя мастерство создания и рационального применения игр. В утренние часы необходимо использовать игровые упражнения для положительного психологического настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, в том числе замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками, обеспечивают общее повышение мобилизации внимания и тела: «Летает , не летает», «Встань по пальцам», «Замри», «Тень-потетень», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Стою на кого- то смотрю» и др . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Этому способствуют игры: «Стулья », «Превращение предмета», «Волшебный клубочек», «Живой алфавит», «Комплименты», и др. Классификация игр социоигровой направленности, предложенная Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой и ВМ. Букатовым

Слайд 3

На занятиях желательно предлагать игры для социоигрового приобщения к делу, целью которых является постановка участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания. Использование этих игр полезно в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. «Волшебная палочка», «Встать по пальцам», «Разведчики», «Замри», «Живой алфавит», «Отличись, дополни. повтори» и др.

Слайд 4

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. Могут быть парными и стать коллективными, если воспитатель поставил задачу дополнить «превращение» товарища «Вес», «Превращение комнаты», «Театральный билетик», «Рассказ-рисунок о том, что вижу ».

Слайд 5

На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. И соединяет дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника), и тогда дела становятся игрой : «Считалки», «Горелки», «Прятки». « Воробьи – вороны», «Тумба, тумба, где ключи», «Тише едешь-дальше будешь», «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает», «Где (кем) мы были , мы не скажем, а что делали – покажем». Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. В практической деятельности помимо классификации нужно педагогу знать и последовательность введения игр.

Слайд 6

Примерные игры «Чемодан». Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.

Слайд 7

«Руки-ноги» Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться . «Рисунок по кругу» Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .

Слайд 8

"Главная забота воспитателей- не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь недидактическая вещь как дружба ". Е.Е.Шулешко



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 54 «Радуга» г. Воркуты

Конспект занятия

Тема: «Этот город, твой и мой – он зовется Воркутой!»

по познавательному  развитию детей старшего дошкольного возраста

                                                                                     

                                                                     Хлынова Оксана Витальевна,

                                                                      воспитатель

                                                                                     

г. Воркута

2018 г.

Цель: формирование у ребенка чувства любви, патриотизма к родному городу и системы ценностных отношений к природе родного края.

Задачи:

образовательные: уточнить представления детей о символике города; закрепить знания детей о достопримечательностях города; познакомить детей с памятниками природы города; уточнить знания детей о природоохранных знаках;

развивающие: развивать интерес к родному городу; познавательную активность; коммуникативные навыки; обогащать и активизировать словарь; развивать умение работать в микрогруппах;

воспитательные: воспитывать любовь к родному городу, бережное и уважительное отношение к природе.

Оборудование:  презентация «Этот город, твой и мой – он зовется Воркутой!», ноутбуки, экран,  проектор,  аудиозапись гимна Воркуты,   аудиозапись песни «С Днем Рождения!» (детская  группа «Барбарики»); авторская дидактическая игра: «Найди лишнее».

Предварительная работа:  беседы о городе, рассматривание фотографий достопримечательностей и видов города, тундры; знакомство детей со сказочными героями «Эколятами» - друзьями и защитниками природы; их гимном и клятвой; посвящение детей в эколята; чтение стихов о Воркуте; экскурсии с родителями по достопримечательностям города, разучивание песни «С Днем Рождения!» (детская  группа «Барбарики»).

Ход:

( Музыкальный зал украшен ко Дню Рождения города. На экране выведен первый слайд со словами из гимна Воркуты).

- Ребята как вы думаете,  какой праздник будет отмечать Воркута 26 ноября?

- День Рождения города.

- А сколько лет имениннику, вы знаете? Уже 73 года. 26 ноября 1943 года была рождена Воркута. Вы скажете, что город  очень старый, а я отвечу, что как город он молодой. Название города с ненецкого языка переводится как «много медведей», «Медвежий угол».

- А как называют жителей Воркуты? (воркутинцы).

- У каждого города есть свой гимн,  герб и флаг. Вот послушайте это музыкальное произведение? Узнаете? Да, это гимн Воркуты. На что по характеру похожа музыка? (На марш).

- А что изображено на следующем слайде? ( Слайд 2).

 - Герб Воркуты.

- Что изображено на гербе города? В голубом щите серебряный скачущий олень на фоне черного угольного террикона с красной звездой, сопровождаемый национальным орнаментом. В вершине щита наименование города.

- А какие цвета у  флага Воркуты? (Слайд 3).

- Флаг Воркуты представляет собой прямоугольное полотнище, поле которого разделено на шесть горизонтальных полос (синей, зелёной, двух белых, синей, красной), соответствующих цветам российского и коми-республиканского флагов. У древка в белом равностороннем треугольнике изображён герб города.

- На День Рождения города в Воркуту приезжает много гостей. Куда бы вы посоветовали гостям Воркуты сходить, какие достопримечательности и культурные места посетить?

Дети перечисляют места, которые сопровождаются показом слайдов. (Слайды с 4 по 13).

- Ребята, вы  очень много знаете о нашем городе, о его достопримечательностях, а любите ли вы Воркуту? А что значит любить свой город?

- Скучать по нему, когда уезжаешь в отпуск, не мусорить на улице, не ломать кустарники, беречь природу, не разбивать фонари в парках, не разрисовывать здания…

-  А давайте подарим  подарок  на День рождения города? Что можно подарить имениннику?

Социоигра «Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (восторженное  предложение, сказочное предложение, поздравительное  и т.п.)  Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

- Ответы детей…

- Ребята, когда вас принимали  в ряды юных эколят, вы поклялись, что будете беречь и защищать природу родного края. А что означает беречь природу? (Предлагаю рассмотреть природоохранные знаки и пояснить их). (Слайды 14, 15).

- А хотите знать еще больше о нашем городе? На территории города существуют не только памятники созданные человеком, но и памятники природы? Что такое памятники природы?

- Это памятники, созданные природой, а не человеком, которые нужно охранять и не разрушать.

- Я хочу вас познакомить с некоторыми памятниками  природы Воркуты. (Слайды с 16 по 21).

  • «Воркутинский геологический памятник», расположен на территории Воркуты. Первые из открытых  Георгием Александровичем Черновым выходов коксующихся углей.
  • «Гора Пембой» - тот геологический памятник самый северный в Республике Коми. Геологический памятник Гора Паэмбой – это живописные скалы с причудливыми формами выветривания.
  • Комплексный заказник «Хребтовый». Образован с целью сохранения равнинных и горных ландшафтов Полярного Урала. На охраняемой территории встречаются самые разные типы растительности, что позволяет охранять характерные для Полярного Урала сообщества.
  • «Воркутинский луговой памятник» включает сеяные луга. Долголетние луга заложены на двух участках после освоения тундры путём посева мятлика лугового и лисохвоста лугового.
  • Водопад Буредан  на реке Кара — один из самых крупных водопадов европейской части России. Общая высота падения воды — 10 м. Несмотря на то, что водопад находится далеко от населенных пунктов, летом он активно посещается рыбаками и туристами. 
  • Мраморный каньон на реке Кара.

- Ой, ребята, а вам не кажется что этот слайд здесь лишний? Как вы думаете, что он означает? (Слайд 22).

Ответы детей: Электронное письмо!

- А как мы можем прочитать электронное письмо?

 Ответы детей: На компьютере открыть конверт.

- Хорошо, давайте мы с вами сядем за экраны мониторов и попробуем прочитать письмо. (У детей на ноутбуках уже стоит первый слайд игры: конверт, тот же которым заканчивается презентация о Воркуте). Предлагаю разделиться на пары с помощью игры   «Найти друзей» (используется для деления на микро группы; нужно объединиться в группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по определенной букве в имени).  

-   Нажимаем на конверт и что мы видим?

- Ребята, так это сказочные герои - «Эколята». Помните, как их зовут? Так вот, это они прислали вам письмо - это  не просто письмо, а игра «Найди лишнее». Давайте нажмем на середину картинки и увидим задание. Итак, Шалун хочет знать, какая ягода не растет в тундре -  вы должны угадать, какое фото лишнее. Если вы правильно выбрали лишнее фото, то кликнув на него мышкой, вы увидите улыбающийся смайлик, если нет – то появится грустный смайлик. Чтобы продолжить игру нажимаем на середину смайлика. Умнице интересно, знаете ли вы животных заполярья. Елочка, которая любит растительный мир, надеется, что вы угадаете, какое из растений не растет в Воркуте. А вот Тихоня, в недоумении – какая же из птиц не живет на крайнем севере.  

- Как вы думаете, чему радуются «Эколята»? Да, со всеми заданиями вы справились, молодцы!  Понравилось вам играть с эколятами? Будем ждать от них новых писем с играми - заданиями. А что нового сегодня  вы узнали о нашем городе? С кем вы хотели бы поделиться своими знаниями и впечатлениями?



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» № 54 «Радуга» г. Воркуты

Конспект занятия

Тема: «Человек без друзей, как дерево без корней»

по социально – коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста

                                                                                     

                                                                     Хлынова Оксана Витальевна,

                                                                      воспитатель

                                                                                     

г. Воркута

2016 г.

Цель: обогащение  представлений  детей о взаимоотношениях людей.

Задачи:

* формировать представление о дружбе, товариществе, о необходимости взаимопомощи;

*формировать коммуникативные навыки;

* побуждать детей к  активному  выражению в поступках и действиях доброе отношение к

   окружающим;

*формировать умение у детей взаимодействовать с окружающими людьми,

* воспитывать доброжелательность, чувство сплочённости.      

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

        Звучит аудиозапись песни о дружбе, например «Друг»

        Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем поется в этой песне?

        Дети: Эта песня о дружбе.

        Воспитатель: Дружба, а что это такое?

        Ответы детей: Дружба – это когда нет секретов, когда все делится пополам, когда вместе делают доброе дело, когда тебя смешат, а хочется плакать…

        Воспитатель (читает стихотворение «Дружба»):

  • Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

  • Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

  • Что такое дружба?
  • Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

  • Дружба – что такое?
  • Это что – то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

        Воспитатель: Дружба – какое хорошее, доброе слово! Во всем мире нет ни одного народа, который бы не ценил дружбы. Дружба – это бесспорная общечеловеческая ценность!

        Есть очень много народных пословиц о дружбе. Давайте мы с вами их сейчас вспомним.

        Дети: « Нет друга – ищи, а нашел – береги»; «Человек без друзей как дерево без корней»; «Верный друг денег дороже» и т.д.

        Воспитатель: Молодцы! Вы знаете очень много пословиц о дружбе. А вот один известный писатель Р. Роллан о дружбе говорил так: «Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу». Как вы понимаете эти слова и согласны ли вы с мнением этого писателя.

        Дети: Да, конечно, мы считаем, что друзья, если они настоящие друзья, в любую минуту придут на помощь, поддержат, дадут совет, поднимут настроение, если тебе очень плохо, не забудут поздравить с днем рождения, когда помогает друг, дела делаются быстрее и т.д.

        Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Дружба бывает…» (Передавая мяч или какой – нибудь предмет по кругу, каждый участник игры предлагает свое определение дружбы – настоящая, верная, крепкая, долгая и др.»).

        Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, каким должен быть друг, товарищ? И что надо делать для того, чтобы было много друзей? (Ответы детей)

        Воспитатель: Я начну предложение, а вы продолжите его.

  1. Называть товарищей / как? (по имени)
  2. Не давать им / чего (прозвищ).
  3. Не смеяться / над чем? (его ошибками).
  4. Выполнять свое    (обещание).
  5. Не забывать во время встречи говорить друзьям / что? (здравствуйте).
  6. Помогать товарищу / в чем? (в беде).
  7. Если взял у друга книгу или игрушку – обращайся с ней / как? (аккуратно) и не забудь вовремя / что сделать? (вернуть).

        Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто с кем и чем может дружить?

        Дети: мальчик с мальчиком, девочка с девочкой, мальчик с девочкой. Можно дружить с мамой, папой, бабушкой , дедушкой. Могут дружить люди из разных городов, стран.

        Воспитатель: Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы вы хотели видеть своего друга? Как вы выбираете себе друзей? Что вас привлекает в них больше всего? Хорошо ли вы знаете своих друзей?

        Ответы детей.

        Воспитатель: Я вижу, что вы хорошо знаете своих друзей, но в жизни бывают разные ситуации. Интересно, как ваши друзья и вы поступили бы в этих случаях? (Детям предлагаются ситуации для обсуждения)

Ситуация №1. Представьте себе, что перед днем вашего рождения вы поссорились с другом. Пригласите ли вы его на свой день рождения? Пригласит ли он вас? Почему? Если он вас не пригласит, что вы сделаете?

Ситуация №2. Тебе купили новую игрушку, а у твоего друга такой игрушки нет. Как ты поступишь в этом случае? Как поступит твой друг?

Ситуация №3. Ты вышел на улицу со сладостями, конфетами. Поделишься ли ты ими с другом? А он всегда делится с тобой?

Ситуация №4. Если вы с другом гуляли, неосторожно играли и испачкали или испортили одежду, то пойдет ли твой друг к тебе домой, чтобы разделить с тобой упреки родителей или даже наказание? Сделаешь ли это ты?

        Воспитатель: Кто может быть твоим другом кроме сверстников, близких тебе людей, других людей?

        Дети: Кошка, собака, хомячок…

        Воспитатель: Правильно, дружить могут люди с животными, а еще можно дружить с  цветами, деревьями, небом, солнцем…И сейчас я хочу предложить вам послушать сказку одного школьного учителя Василия Александровича Сухомлинского «Девочка и ромашка».

Девочка и ромашка

(сказка)

     Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто – то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из – под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:

  • Кто там плачет под камнем?
  • Это я, Ромашка, - послышался слабый голос.- Освободи меня, девочка, давит меня камень…

Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.

  • Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и вдохнув полной грудью. – Ты освободила меня из – под Каменного Гнета.
  • Как же ты попала под камень? – спросила девочка.
  • Обманул меня Каменный Гнет, - ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

С тех пор девочка рано утром приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.

  • Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
  • А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.
  • Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. – Но ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи – то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка», Я слышу этот шепот, когда всходит Солнце и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек – друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.

Воспитатель: Бывают ли ничьи люди, животные, растения и когда это бывает? Есть ли у вас друзья среди растений, животных? Можете ли вы их нарисовать?

(По желанию дети могут нарисовать своих друзей).

Социоигра  «Собрать диалог».

(Воспитатель предлагает детям вспомнить героев прочитанного рассказа и  фразы из него.

Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать реплику,

определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с

действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики

(фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

В конце беседы воспитатель подводит итог, читает стихотворение «О дружбе»:

Дружище послушай слова мудреца:

  • Не будет поддержки от друга – льстеца.

От первой беды рассыпается в прах

Та дружба, которая только в словах.

Но друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей,

Неизменно крепка,

Надежного, верного друга рука.

        Воспитатель: У дружбы есть свои законы и настоящие друзья должны эти законы соблюдать. Вам интересно узнать, что же это за законы?

Основные законы дружбы:

  1. Один за всех, и все за одного.
  2. Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
  3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
  4. Радуйтесь вместе с друзьями.
  5. В беде не оставляйте друзей, не поводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
  6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

        Воспитатель: В с этими законами согласны?

        Ответы детей: да!

        Воспитатель: Значит, мы с вами постараемся соблюдать эти законы в нашей группе и тогда у каждого из вас будет много друзей. Берегите своих друзей, дружбу и вам радостнее будет жить.

В заключении дети, обняв друг друга за плечи, вместе с воспитателем поют песню «Если с другом вышел в путь».



Предварительный просмотр:

Картотека игр

по социо – игровой технологии

Классификация игр социо-игровой технологии

 

Игры для рабочего настроя

Игры-разминки (разрядки)

Игры социо-игрового приобщения к делу

Игры творческого самоутверждения

Игры вольные (на воле)

главные задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться

могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия

игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате

I. Игры для рабочего настроя

 

«Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он  загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)

……………………………………………………………………………………

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)   

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

………………………………………………………………………………………

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

-глядеть друг другу в глаза

-вставать, если согласны с высказыванием  принимающего

-передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему

………………………………………………………………………………………

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

Варианты:

-слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово

-две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.

………………………………………………………………………………………

«Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолёт – хлопают  в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Логопед подбирает слова  на неодушевлённые, одушевлённые предметы: синица, муха, журавль, комар, ракета, парашютист, страус, акробат, тополиный пух. 

Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

………………………………………………………………………………………

 

II. Игры для приобщения к делу

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.).  Говорящий (читающий) произносит – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

 

«Спор  предлогами»

Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3  гр. - книга перед глазами и т.д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения.

………………………………………………………………………………………

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

………………………………………………………………………………………

«Составь слово»

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.

Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

………………………………………………………………………………………

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой  в ладоши

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)

-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами

- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами

Вариант:

-изменять темп движений,

-вводить речевое сопровождение,

-передавать эстафету глазами, голосом.

………………………………………………………………………………………

«Знаки препинания»

Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ёлочка: !, ?, .). 

Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).

………………………………………………………………………………………

 



III. Игры разминки-разрядки

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп могут меняться.

………………………………………………………………………………………

  

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант:

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений,

-изменение темпа выполнения,

-выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

………………………………………………………………………………………

«На 5 органов чувств»

Дети задумывают ситуацию, изображают по заданному  «билетику»: нарисованному (нос, глаз, рот, ухо, пальцы) или написанному. Воспитатель во время игры обращает внимание на работу каждого их органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, которые проявляются в поведении человека. На первом этапе играть по одному органу чувств, на втором – по 2, по 3, на третьем – все 5 (сценка-история про персонаж в обстоятельствах).

Варианты:

-прожить кусочек выдуманной истории с персонажем и обстоятельствами,

-усложнение – сравнение персонажей (карлик - великан, Дюймовочка – Карабас Барабас, мышка – медведь).

………………………………………………………………………………………

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя

………………………………………………………………………………………

«Ловить зверюшку»

Играющие по очереди берут «билетики» с заданием кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».

Вариант: выполнение задания парами, тройками и т.п.

……………………………………………………………………………………

IV. Игры для творческого самоутверждения

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

………………………………………………………………………………………

«Заданные слова»

Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти оправдание (сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов). Начинать игру с бытовых распространённых фраз (Не делай этого, пожалуйста!), переходить к литературным (репликам из сказок, стихов, пьес-сказок и т.п.).

Вариант:

-играющий должен произнести «заданное слово (слова)», найдя подходящую цель, мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано (ОГОНЬ, НЕТ, ДЕНЬ ПРОШЁЛ и т.п.),

-один и тот же играющий выполняет задание разными способами, оправдывая произнесение заданных слов

………………………………………………………………………………………

«Тело  в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Вариант:

-дополнить «фотографию» своим пониманием

-показать «фотографии» до и после задуманного

Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление

………………………………………………………………………………………

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, человек, часы). Дети составляют предложение, используя интонацию (страшное предложение, сказочное предложение и т.п.)  Разрешается изменять слова по падежам, порядок слов.

………………………………………………………………………………………

«Собрать диалог»

Воспитатель предлагает  детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать  реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 .

………………………………………………………………………………………

V. Игры вольные (на воле)

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на 2 команды, встают напротив друг друга (команда «Воробьи», команда «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

(ребёнок-ведущий) – ловит, другая – убегает. Ловят и убегают до определённой черты (на 2-3 шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок-ведущий) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!»). Играющие убегают – догоняют.


Вариант:

-вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей», «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из пары выполнил правило)

………………………………………………………………………………………

 

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит «День наступает – всё оживает»,  играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок-ведущий) произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах. По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» придуманным движением (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

………………………………………………………………………………………

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

………………………………………………………………………………………

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, …»

………………………………………………………………………………………

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

………………………………………………………………………………………

«Зеркало»

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять  движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», его отражающие

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный)

………………………………………………………………………………………

«Изобрази профессию»

Играющие изображают действия, характерные определённой профессии  (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют профессию.

Варианты: дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)

………………………………………………………………………………………




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Сторисек» - технология будущего. Использование данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста по обогащению словарного запаса и мотивации к чтению.

Данную технологию можно использовать как при ознакомлении с художественной литературой так и на занятиях по развитию речи....

Практикум для педагогов. "Применение социо - игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Практикум для педагогов. Применение социо - игровых технологий с детьми дошкольного возраста"....

Мастер-класс «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер – класса - повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

дошкольного возраста»Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт дина...