Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bavykina_p.a._statya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта
«Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую
работу с детьми имеющими нарушения речи .»
Учитель-логопед:
Бавыкина
Полина Александровна.
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов
Актуальность
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуальные способности, дает возможность ребенку самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Включить игру в ход занятия очень сложно. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в рутину занятий. На логопедических подгрупповых занятиях повысить воспитательный потенциал учебно-воспитательной работы помогла социо-игровая педагогика. Внедрение элементов Социо-игровая педагогики ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.
Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели определила задачи:
1. Развивать у детей умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
4. Развитие связной речи детей.
5. Коррекция фонематических процессов
6.Формирование компетентностей личности дошкольника посредством современных педагогических технологий;
7.Развитие начальной области знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений дошкольников;
8.Развитие у участников образовательного процесса критического мышления, самостоятельности, познавательной активности;
9.Использование современных методов и средств в обучении, развитии, воспитании дошкольников;
10.Создание атмосферы доверия с участниками образовательного процесса.
Описание опыта.
В игре принимали участие 8 детей подготовительной группы детского сада, (дети занимаются с логопедом).
Для начала дети поприветствовали друг друга. затем педагог объяснил задание и сказал, что они играют исключительно друг с другом. после чего построили круг по первой букве имени, (первое задание),дети сами проверяли друг друга и смотрели, правильно ли они выстроили круг, круг правильный был построен со второй попытки, педагог в процесс не вмешивался (снятие судейства с себя). в следующей игре опять все дети принимали участие, педагог предложил детям разделиться на 2 команды по 4 человека, красиво назвать свою команду (лучики-1, снежинки-2) и рассчитаться на первый, второй, третий, четвертый. затем педагог пригласил к себе 2 номер из каждой команды и дал следующее задание: каждой команде необходимо вспомнить любимую скороговорку. после того как ребята вспомнили, в центр зала педагог пригласил первые номера и предложил рассказать по очереди свои скороговорки.
1 команда лучиков:
мышка сушек насушила,
мышка мышек пригласила,
мышки сушки кушать стали –
зубки сразу же сломали.
2 команда снежинок:
встретил в чаще еж ежа:
как погодка еж?
свежа!
и пошли вдвоем, дрожа,
скорчась, съежась, два ежа.
Когда первые номера команд закончили выразительно произносить скороговорки, педагог предложил детям из команды «снежинки» театрально обыграть скороговорку команды «лучиков» и тоже задание было для команды «лучиков». Команды продемонстрировали друг другу сценки по скороговоркам.
Игры вольные, требующие передвижения – «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.
Следующая рекомендация педагога детям, заключалась в том, чтобы каждый ребенок в команде изобразил свое любимое животное, дети из параллельной команды полностью копировали животных, используя при этом все те же звуки животных и движения.
следующий этап работы, состоял из музыкальной паузы для детей, в этом виде работы, педагог предложил детям танцевать под музыку группы "барбарики" (песня друзья), и выполнять абсолютно произвольные движения, дети танцевали, как им хотелось, небольшая релаксация.
Затем педагог и дети сели на ковер и педагог предложил двум командам соединиться в одну и придумать сказку (договаривание), начал педагог, дети продолжили через 7- 10 минут совещания.
За основу педагог и дети взяли сказку: " снегурочка"
Педагог:
" Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. вот раз зимой пало снегу белого по колено. ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
а на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - что ж, пойдём, дед, на улицу. только на что нам бабу лепить? давай-ка вылепим дочку снегурочку."
сказано - сделано.
Дети:" И вот слепили они красивую принцессу, она была такая снежная, добрая, милая и помогала бабе и деду в доме убирать, ходила на колодец за водой, топила плиту, а потом один раз снегурочка пошла в лес за подснежниками, и потерялась, бродила по лесу, собирала цветы, а на улице становилось темно и холодно, но снегурочка не мерзла, ведь она из снега, вдруг в лесу она встретила волшебную лисичку и спросила у лисички, где же ее дом в котором живут дед и баба, лисичка помогла снегурочке найти дом в котором были дедушка и баба, они очень обрадовались тому, что снегурочка нашла дорогу домой, а снегурочка рассказала им, что помогла дорогу найти ей, добрая лисичка и тогда дед и баба пригласили лисичку в дом, угощали ее всякими вкусными вещами, а наутро когда лисичка уже уходила, подарили ей банку черничного варенья, хорошо закончилась наша сказка, снегурочка была с бабой и дедом, а лисичка с вареньем!"
Социо-игровая педагогика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В результате применения социо-игровой педагогики в работе с дошкольниками достигнуты результаты:
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них нет чувства страха за ошибку.
Логопедические занятия приобретают более позитивную окраску, дети не замечают речевых дефектов своих сверстников, отлично работают в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи
Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта....
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Рабочая программа по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возраста для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта.
Пояснительная записка, система коррекционной работы в ДОУ, планирование занятий с детьми 6-го, 7-го года жизни, содержание коррекционного процесса по преодолению ФН, ФФНР, ОНР (3-4ур.)у детей 6-го год...
"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"
Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижен...