«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель:
1.Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию на период с 2019 по 2022г.г.
воспитателя ГБДОУ «Детский сад № 46»
Корчагиной Юлии Сергеевны.
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель:
1.Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Ожидаемые результаты:
1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, иной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования | 2019 - 2020учебный год |
Диагностический | Методическое обеспечение образовательного процесса | 2020 - 2021учебный год |
Практический | Внедрение опыта работы (работа с детьми) | 2021- 2022учебный год |
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов |
1.Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2019-2020 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. | ||
1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса. | Сентябрь-Октябрь
| Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет. |
2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации поданной теме в Интернете. | Ноябрь | Изучение литературы, посещение интернет - лекций, интернет- семинаров и форумов по теме применения технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности. |
-Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач». - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с. - Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с. - Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с. - Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.). - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.) |
| Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий.
|
4. - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.), №5,6 (1989 г.), №1,2,3,5 (1990 г.), №4 (1993 г.), №1 (1994 г.), №5 (1996 г.), №11 (1997 г.), №5,9 (1998 г.). - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г ) - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.) | Март– Май | Применять опыт в своей работе с детьми.
|
2. Методическое обеспечение образовательного процесса 2020 -2021 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень.
| ||
1. Ознакомиться с перспективным планом работы по всем видам деятельности. | Сентябрь -Май
| Планирование
|
2. Составить конспекты занятий по одному виду деятельности. | В течение года
| Картотека |
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет– ресурсы -Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы | Октябрь-Ноябрь Декабрь-Февраль
| Наглядный материал
|
4. Познакомится с материалами для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». | Март-Апрель
| |
5. Подготовка материала для детей и родителей. | Май
| 1. - Игра «Знакомство». 2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» 3. - «Давайте поиграем»(знакомство с играми для детей) 4. - «Способности ребенка?» 5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?» 6. - «Как развивать детскую любознательность?» 7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей) |
7. Использование материала | Сентябрь - Май | Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр. |
3. Внедрение опыта работы (работа с детьми) 2021 - 2022 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень. | ||
1. Итоговая работа по технологии ТРИЗ у детей. 2. Публикация педагогической деятельности. В социальной сети работников образования nsportal.ru. | Сентябрь-Май Сентябрь-май | Результаты Публикации в социальной сети
|
Работа с детьми 1. Обследование речи и творческого воображения детей. 3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. | Сентябрь Май | Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...
План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...
Отчет «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Презентация. Отчет о проделанной работе по самообразованию в средней группе «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»....
«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста». Анализ проблем профессионально-педагогической деятельностиУглу...
План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованиювоспитателя высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...
Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...
Игры ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) в работе с дошкольниками (подбор игр).
Игры ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которые могут быль использованы в работе с дошкольниками....