План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка на тему
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию на период с 2014 по 2019г.г.
воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвиващего вида № 15»
Мингалимовой Гулии Саубановны,
высшей квалификационной категории.
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень.
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для исследовательской активности детей;
2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.
Этапы реализации | Задачи | Сроки |
Подготовительный | Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования | 2014 - 2015 учебный год |
Диагностический | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса | 2015 - 2016 учебный год |
Практический | Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) | 2016 - 2017 учебный год |
Обобщающий | Распространение опыта своей работы | 2017 – 2018 учебный год |
Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития | 2018 - 2019 учебный год |
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ - РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов |
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2014-2015 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности. | ||
1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса. | Сентябрь-Октябрь
| Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 6-7 лет. |
2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете. | Ноябрь | Изучение литературы, посещение интернет - лекций, интернет - семинаров и форумов по теме применения технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности. |
-Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач». - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с. - Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с. - Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.). - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.) |
| Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, развлечений.
|
4. - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.), №5,6 (1989 г.), №1,2,3,5 (1990 г.), №4 (1993 г.), №1 (1994 г.), №5 (1996 г.), №11 (1997 г.), №5,9 (1998 г.). - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г ) - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)
| Март – Май | Поделиться опытом работы с
|
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса 2015 -2016 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.
| ||
1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы | Сентябрь - Май
| Календарно - тематическое планирование
|
2. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности. | В течение года
| Картотеки |
3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет - ресурсы (детские презентации). Развивающие компьютерные презентации: - «Инновации в образовании ТРИЗ - педагогика Педагогический совет. Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». - «Презентация по ТРИЗ (СО) + игры». - Изучать опыт работы воспитателей через интернет- ресурсы. | Октябрь-Ноябрь Декабрь-Февраль
Январь Март-Апрель | Наглядный материал
|
4. Семинар-практикум для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников». |
| Просмотр деятельности педагога: Автор материала учитель-логопед высшей категории, учитель-методист: |
5. Подготовка анкет, 6. Родительское собрание: « Знакомство с технологией ТРИЗ». |
Май
| Родительская встреча: 1. - Игра «Знакомство». 2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция). 3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей) 4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога) 5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?» 6. - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия) 7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей) 8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».
|
7. Подготовка материала к информационным стендам. | День открытых дверей. | |
8. Разработка «МИР ЗАГАДОК» Авторская программа кружка по ТРИЗ в играх для детей 5 – 7 лет. | Сентябрь - Май | Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта. |
3. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями) 2016 - 2017 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. | ||
1. Итоговая диагностика по технологий ТРИЗ-РТВ у детей. 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности В социальной сети работников образования nsportal.ru. | Сентябрь-Май Сентябрь-май | Информационные листы в виде таблицы с результатами. Публикации в социальной сети
|
Работа с детьми 1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. 2. Обследование речи и творческого воображения детей. Применение метода ТРИЗ в проектной деятельности. 3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности. | Сентябрь Октябрь – Апрель Ноябрь | Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы). Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок, наблюдения. – (Диагностика детей). Игровые моменты, дидактические игры и упражнения. - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей). |
Работа с родителями: 1. Знакомство с современными системами семейного воспитания. 2. Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. | Декабрь Январь | Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования. Доклад на тему: «Значение нестандартного мышления в жизни человека». Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии. |
Работа с педагогами: 1. Подготовка материала по теме: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ». | Февраль | Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта. Консультация для педагогов на тему: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ». |
4. Распространение опыта своей работы 2017 – 2018 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по технологий ТРИЗ-РТВ. | ||
Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru. | Сентябрь - Май | Публикации в социальной сети |
«Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников». | Ноябрь - Январь | Семинар - практикум для воспитателей. |
Составить Авторскую программу на тему: «Я – МАЛЕНЬКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ».
| В течение года | Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта. |
- Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии». - Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу» (подготовительной к школе группе). - Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный (подготовительной к школе группе). | Сентябрь - Май | День открытых дверей. |
Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» | Апрель | Семинар - практикум для воспитателей. |
5. Анализ созданных педагогических условий для развития 2018 - 2019 учебный год Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в социальных сетях. | ||
1. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ. 2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме | Сентябрь – Май Сентябрь - Май | Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка. Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май. |
Консультации для воспитателей: «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ). | Апрель - Май | Повысить образовательный уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей. |
Консультации для родителей на тему: - « ТРИЗ в детском саду и дома». - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ» | Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. | |
Январь - Май | ООД «Познание», Ознакомление с окружающим на тему: «Огонь - друг, огонь - враг», с использованием элементов ТРИЗа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...
Отчет «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
Презентация. Отчет о проделанной работе по самообразованию в средней группе «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»....
План по самообразованию на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Известно, немало важную роль в развитии психических...
«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста». Анализ проблем профессионально-педагогической деятельностиУглу...
Самообразование Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
СамообразованиеТема: «Использование разнообразных техник нетрадиционногорисования в работе с детьми дошкольного возраста»...
«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».Цель:...
План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованиювоспитателя высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...