План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка на тему

Мингалимова Гулия Саубановна

     Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План

по самообразованию на период с 2014 по 2019г.г.

воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвиващего вида № 15»

Мингалимовой Гулии Саубановны,

высшей квалификационной категории.

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:                                                                                                      

1.   Повысить свой профессиональный уровень.                                                                    

 2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи: 

1. Создание условий для исследовательской активности детей;

2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

     Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической,

методической литературы по теме самообразования

2014 - 2015 учебный год

Диагностический

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

2015 - 2016 учебный год

Практический

Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

2016 - 2017 учебный год

Обобщающий

Распространение опыта своей работы

2017 – 2018

учебный год

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

2018 - 2019

учебный год

          Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.  

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ - РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий  для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Содержание деятельности

  Сроки (начало- окончание)

Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы

по теме самообразования

2014-2015 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного  процесса. 

Сентябрь-Октябрь

 

Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 6-7 лет.

2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации

по данной теме в Интернете.

Ноябрь
Декабрь

Изучение литературы,

посещение интернет - лекций, интернет - семинаров и

форумов по теме применения

технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности.


3.  Изучить книги:

 -Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

  - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с.

- Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с.

- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.

 

- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                      

 - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.)


В течение года





Январь-Февраль

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятий, развлечений.

 

4.  - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),

№5,6 (1989 г.),

№1,2,3,5 (1990 г.),

№4 (1993 г.),

№1 (1994 г.),

 №5 (1996 г.),

 №11 (1997 г.),

№5,9 (1998 г.).

    - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г )

   - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)

                                                                                                                                   

Март –

Май

Поделиться опытом работы с
воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.




 

2. Разработка программно-методического обеспечения

 образовательного процесса

2015 -2016 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.

 

1. Разработать перспективные планы работы по всем видам деятельности для разновозрастной группы 

Сентябрь -  Май

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

2. Составить конспекты занятий по всем видам деятельности.

В течение года

 

Картотеки 

3. Систематизировать практический материал по данной проблеме:  Интернет - ресурсы (детские презентации).

Развивающие компьютерные  презентации:

- «Инновации в образовании

ТРИЗ - педагогика Педагогический совет.  Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».

- «Презентация по ТРИЗ (СО) + игры».  

- Изучать опыт работы воспитателей через интернет- ресурсы.

Октябрь-Ноябрь

Декабрь-Февраль

 

Январь

Март-Апрель

Наглядный материал

 

4. Семинар-практикум для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».

 

Просмотр деятельности педагога:

   Автор материала учитель-логопед высшей категории, учитель-методист:
Винограденко Ирина Михайловна

5. Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

6. Родительское собрание:

« Знакомство с технологией ТРИЗ».  

   

Май

 

Родительская встреча:

1. - Игра «Знакомство».

2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция).

3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей)

4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога)

5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»

6.  - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия)

7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)

8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».

 

7. Подготовка материала к информационным стендам.

День открытых дверей.

8. Разработка

«МИР ЗАГАДОК»

Авторская программа кружка по ТРИЗ в играх для детей  5 – 7 лет.

Сентябрь - Май

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

3. Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

2016 - 2017 учебный год

       Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации  в социальных сетях.

1. Итоговая диагностика по  технологий ТРИЗ-РТВ у детей.

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности

В социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сентябрь-Май

Сентябрь-май

Информационные листы в виде таблицы с результатами.

Публикации в социальной сети

 

 

Работа с детьми 

1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

2. Обследование речи и

творческого воображения детей.

Применение  метода ТРИЗ  в проектной деятельности.

3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

Сентябрь

Октябрь – Апрель

Ноябрь

Календарно-тематическое планирование - (Утверждение плана работы).

 Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения. – (Диагностика детей).

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

Работа  с родителями:

1. Знакомство с современными системами семейного воспитания.

           2.  Использование «ТРИЗовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми.

Декабрь

Январь

Анкетирование, наглядная агитация, консультации, беседы, родительского собрания. Анализ анкетирования.

Доклад на тему:

«Значение  нестандартного мышления в жизни человека».

Сбор игр и упражнений для развивающего общения с детьми.

Картотека игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологии.

Работа с педагогами:

1. Подготовка материала по теме: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

Февраль

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

Консультация для педагогов на тему: «Игры и упражнения с исп. технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОУ».

4.  Распространение опыта

 своей работы

2017 – 2018

учебный год

  Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации  в социальных сетях.

Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по  технологий ТРИЗ-РТВ.

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сентябрь - Май

Публикации в социальной сети

       «Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников».

Ноябрь - Январь

Семинар - практикум для воспитателей.

Составить Авторскую программу на тему: «Я – МАЛЕНЬКИЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ».

 

В течение года

Изучение литературы,  сбор игр и упражнений для разных возрастных игр, обобщение собственного опыта.

- Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

- Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу» (подготовительной к школе группе).

- Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный (подготовительной к школе группе).

Сентябрь - Май

День открытых дверей.

Мастер - класс Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
  

Апрель

Семинар - практикум для воспитателей.

5. Анализ созданных педагогических

условий для развития

2018 - 2019

учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации  в социальных сетях.

1. Прогнозирование познавательной активности  и интереса детей, их эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.

2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме

Сентябрь – Май

Сентябрь - Май

Занятия, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.

Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу.

Отчёт по проделанной  работе по плану самообразования с сентября по май.

     Консультации для воспитателей:

           «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).

Апрель - Май

Повысить образовательный уровень компетентности

педагогов в вопросах речевого развития детей.

Консультации для родителей на тему:

 - « ТРИЗ в детском саду и дома».

  - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ»

Повысить образовательный уровень компетентности

родителей в вопросах речевого развития детей.

     Опыт работы по методу ТРИЗ

Январь - Май

ООД «Познание», Ознакомление с окружающим на тему:

«Огонь - друг, огонь - враг», с использованием элементов ТРИЗа.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...

Отчет «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Презентация. Отчет о проделанной работе по самообразованию в средней группе «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»....

План по самообразованию на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Известно, немало важную роль в развитии психических...

«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста». Анализ проблем профессионально-педагогической деятельностиУглу...

Самообразование Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

СамообразованиеТема: «Использование разнообразных техник нетрадиционногорисования в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».Цель:...

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...