Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Дети с ОВЗ малоактивны, замкнуты, не участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств оформления речи. В статье приведены способы работы формирования познавательной и речевой активности с помощью технологии ТРИЗ, которая развивает мышление, формирует словарную лексику, способствует формированию навыка построения предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
Использование ТРИЗ в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
Мацнева Т.В.,
педагог-психолог
Первомайский, 2022г.
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Генриха Сауловича Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Для педагога нового поколения важно, чтобы современный ребенок не только овладел определенной суммой знаний и умений, а мог бы мыслить творчески, обладать определенным уровнем речевой активности.
Я много работаю с детьми с ОВЗ. Эти дети малоактивны, замкнуты, не участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств оформления речи.
Одним из результативных способов формирования познавательной и речевой активности является технология ТРИЗ, которая развивает мышление, формирует словарную лексику, способствует формированию навыка построения предложений. Работа с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.
Вот некоторые принципы, о необходимости применения которых следует помнить при планировании и осуществлении коррекционной работы.
1. Необходимо проводить работу над речевой системой в целом (звукопроизношение, словарь, грамматика, развитие речи).
2 Максимально использовать сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
3. Применять дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
4. Длительно и многократно закреплять сформированные навыки.
5. Частый повтор упражнений с элементами новизны.
6. Частая смена видов деятельности, во избежание быстрой утомляемости.
7. Дозировка речевого материала с постепенным усложнением.
8. Конкретность и доступность заданий.
9. Умеренный темп работы на занятии.
10. Самое главное - постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Цель ТРИЗ: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.
Задачи использования технологии ТРИЗ:
- развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
- формирование целостной картины мира;
- воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
- развитие речи, памяти, творческого воображения.
В коррекционно – развивающей работе с детьми использую игры:
Игры на развитие связной речи
«Чем похожи?». Найди связь, например, между ежом и медведем. Что общего между ними? «Найди различия». «Что сначала, что потом?»
Представлены картинки из серии перепутаны. Нужно расставить картинки по порядку и составить последовательный рассказ. «Небылицы» - «Так или не так?». Ребёнок смотрит на картинку, объясняя чего не может быть на самом деле.
Игры – инсценировки, театрализация.
Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Кино», «Телевизор», «Радио», «Телефон», «Экскурсия по зоопарку».
Игры на развитие речевых умений у дошкольников
Игра «Скажи наоборот»
Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.
Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.
Игра «Скажи иначе»
Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.
Игра «Расскажи про зайца»
Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.
Игра «Расскажи сказку»
Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.
ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию ТРИЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».
Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ
Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....
Педсовет. Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...
ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...
Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...
Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...
Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования" (2024-2025 уч.год)
Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Полезная информация!!!
Полезная информация!!!