Портфолио воспитанника ДОО старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
Целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
портфолио | 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио воспитанника ДОО старшего дошкольного возраста
Целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.
Задачи:
1. Определить форму и содержание портфолио
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка.
3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию.
4. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
5. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Родители должны принимать самое непосредственное участие в оформлении портфолио. Можно разработаны следующие способы сотрудничества: анкета для родителей «Какой мой ребенок», сочинения на темы: «О моем малыше», «Таланты моего малыша», «Тайны моего ребенка», «корзинка пожеланий», проведение семинара-практикума, на котором совместно определить структуру портфолио, систематичность наполняемости, форму наполнения и т.д.
Исходя из этого можно выделить несколько функций портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и
физический) за определенный период времени, наличие интересов и склонностей;
- целеполагающая - поддерживает воспитательно-образовательные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
- мотивационная - поощряет ребенка к достижению результатов;
- содержательная - раскрывает весь спектр деятельности воспитанника и его семьи;
- развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Есть несколько простых правил, которые позволят добиться поставленной цели:
1. Составление портфолио – дело добровольное.
Ребенок должен быть заинтересован в создании портфолио. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио. А каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это).
2. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. («корзина пожеланий»). Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
3. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
4. Систематичность в сборе информации.
Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
5. Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку.
Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, пиктограммы, символы, схемы. Ребенок должен гордиться своим портфолио, любить пересматривать его и хотеть добавлять туда что-то новое.
Конкретной структуры у детского портфолио нет. В данном случае все зависит от воспитателей, родителей ребенка, их фантазии.
Предлагаю следующий вариант структуры портфолио.
1. Структура портфолио дошкольника может быть представлена пятью основными блоками:
- «Какой он (ребенок) хороший»;
- «Какой он умелый»;
- «Какой он успешный»;
- «Спрашивайте, родители!».
Наполняемость блоков определяется педагогами и родителями. Приведу примеры.
Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя следующие материалы:
- сочинение родителей о ребенке;
- размышления воспитателей о ребенке;
- неформальная беседа "Расскажи о себе";
- интервью у друзей, других детей;
- самооценка по тесту "Лесенка";
- книжка с рисунками - "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.; (можно проследить у ребёнка развитие, графических навыков)
- высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...», «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела».
- психолого-педагогическая характеристика ребенка;
- корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
- благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка;
- иллюстративные документы - фото-, видеоматериалы.
В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).
Эти материалы необходимы для оценки развития личностных качеств у ребенка. Позволяет определить круг общения ребёнка, его социальный статус, социально-нравственное развитие. Эти особенности характеризуют не только сформированность представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.
Блок "Какой ребенок умелый" может содержать такие материалы:
- анкеты для родителей;
- отзывы воспитателей о ребенке;
- неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";
- рассказы детей о ребенке;
- рассказы педагогов по кружковой работе;
- оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);
- мнение социального педагога;
- оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);
- характеристика психолога (познавательные интересы);
- грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах;
- иллюстрации "умений" - фото-, видеоматериалы.
Эти материалы необходимы для оценки развития представлений и умений ребенка. Содержат подтверждение тому, что ребёнок овладел какой-либо компетенцией
Блок "Какой ребенок успешный" может содержать:
- отзыв родителей о ребенке;
- рекомендации воспитателей; рассказ ребенка о своих успехах;
- заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат - реальные достижения);
- творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;
- свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
- заметки социального педагога;
- выводы заведующего, заместителя заведующего по методической и воспитательной работе;
- документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;
- грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;
- иллюстрации успешности - фото-, видеоматериалы.
Эти материалы необходимы для оценки творческих возможностей и способностей ребенка.
Блок «Спрашивайте, родители!» может включать в себя следующие материалы:
- вопросы родителей специалистам ДОУ.
- вопросы родителей воспитателям, администрации.
Эти материалы содержат консультативный материал для родителей
Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Таким образом, воспитатели, педагоги и родители помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.
Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:
1. личностных качеств;
2. представлений и умений;
3. творческих возможностей и способностей;
4. отражает консультативный материал для родителей.
Работа над созданием портфолио сближает всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
Перечень литературных источников:
1. Белая К.Ю. «Портфолио участников образовательного процесса В ДОУ»,
УЦ Перспектива,2011
2. Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. «Портфолио в ДОУ», Скрипторий – 2009.
3. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»,
«Детство –пресс», 2012.
Учусь добывать знания, учусь действовать, учусь взаимодействовать с другими, учусь полноценно жить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Построение траектории индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста. Портфолио дошкольник
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется:...
Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «МОЕ ПОРТФОЛИО»
Беседа на тему: «МОЕ ПОРТФОЛИО»...
Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».
В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...
Занятие для воспитанников (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) на тему: "Цветы" в условиях дистанционного (домашнего) обучения воспитанников.
Цветы – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всем...
Приказ от 7.03.2023 № 55 Об организации и проведении праздничного мероприятия "Выпускной бал" для воспитанников групп старшего дошкольного возраста.
На основании годового плана работы МАДОУ № 41 "Росинка" на 2023 уч.год....