Портфолио воспитанника ДОО старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Тюлина Юлия Николаевна

       Целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл портфолио17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио воспитанника ДОО старшего дошкольного возраста

Целью создания детского портфолио является сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.

Задачи:

1. Определить форму и содержание портфолио

2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка.

3. Развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию.

4. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).

5. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель». Родители должны принимать самое непосредственное участие в оформлении портфолио. Можно разработаны следующие способы сотрудничества: анкета для родителей «Какой мой ребенок», сочинения на темы: «О моем малыше», «Таланты моего малыша», «Тайны моего ребенка», «корзинка пожеланий», проведение семинара-практикума, на котором совместно определить структуру портфолио, систематичность наполняемости, форму наполнения и т.д.  

Исходя из этого можно выделить несколько функций портфолио:

-  диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и

физический) за определенный период времени, наличие интересов и склонностей;

-  целеполагающая - поддерживает воспитательно-образовательные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

-  мотивационная - поощряет ребенка к достижению результатов;

-  содержательная - раскрывает весь спектр деятельности воспитанника и его семьи;

- развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

-  рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Есть несколько простых правил, которые позволят добиться поставленной цели:

1. Составление портфолио – дело добровольное.

Ребенок должен быть заинтересован в создании портфолио.  Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.  А каждый ребёнок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это).

2. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. («корзина пожеланий»). Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

3. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

4. Систематичность в сборе информации.

Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

5. Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку.

Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации, пиктограммы, символы, схемы. Ребенок должен гордиться своим портфолио, любить пересматривать его и хотеть добавлять туда что-то новое.

Конкретной структуры у детского портфолио нет. В данном случае все зависит от воспитателей, родителей ребенка, их фантазии. 

Предлагаю следующий вариант структуры портфолио.

1. Структура портфолио дошкольника может быть представлена пятью основными блоками:

- «Какой он (ребенок) хороший»;

- «Какой он умелый»;

- «Какой он успешный»;

- «Спрашивайте, родители!».

Наполняемость блоков определяется педагогами и родителями. Приведу примеры.

Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя следующие материалы:

- сочинение родителей о ребенке;

- размышления воспитателей о ребенке;

- неформальная беседа "Расскажи о себе";

- интервью у друзей, других детей;

- самооценка по тесту "Лесенка";

- книжка с рисунками - "Я", "Я и моя семья", "Я и мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.; (можно проследить у ребёнка развитие, графических навыков)

- высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о ...», «Я бы хотел быть...», «Кем и каким я буду, когда вырасту...», «О чем я люблю думать...», «Я жду, когда...», «Каким я вижу себя...», «Каким я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела».

- психолого-педагогическая характеристика ребенка;

- корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту, щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;

- благодарственное письмо родителям - за воспитание ребенка;

- иллюстративные документы - фото-, видеоматериалы.

В оценивании участвуют все взрослые (родители, воспитатели, педагоги).

Эти материалы необходимы для оценки развития личностных качеств у ребенка. Позволяет определить круг общения ребёнка, его социальный статус, социально-нравственное развитие.  Эти особенности характеризуют не только сформированность представлений дошкольника о себе, но и о самоотношении ребенка.

Блок "Какой ребенок умелый" может содержать такие материалы:

- анкеты для родителей;

- отзывы воспитателей о ребенке;

- неформальная беседа с ребенком "Чем ты любишь заниматься?";

- рассказы детей о ребенке;

- рассказы педагогов по кружковой работе;

- оценка участия в акциях (экологических, ознакомительных);

- мнение социального педагога;

- оценка участия в проектах (познавательных, исследовательских);

- характеристика психолога (познавательные интересы);

- грамоты по номинациям - за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность, грамоты за участие в интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах;

- иллюстрации "умений" - фото-, видеоматериалы.

Эти материалы необходимы для оценки развития представлений и умений ребенка. Содержат подтверждение тому, что ребёнок овладел какой-либо компетенцией

Блок "Какой ребенок успешный" может содержать:

- отзыв родителей о ребенке;

- рекомендации воспитателей; рассказ ребенка о своих успехах;

- заключения педагогов по кружковой работе (ожидаемый результат - реальные достижения);

- творческие работы: рисунки, аппликация, стихи, проекты;

- свидетельства об участии в концертах, выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;

- заметки социального педагога;

- выводы заведующего, заместителя заведующего по методической и воспитательной работе;

- документы о наличии курса обучения в художественной, музыкальной школах;

- грамоты — за участие и победы в конкурсах, выставках, фестивалях;

- иллюстрации успешности - фото-, видеоматериалы.

Эти материалы необходимы для оценки творческих возможностей и способностей ребенка.

Блок «Спрашивайте, родители!» может включать в себя следующие материалы:

- вопросы родителей специалистам ДОУ.

- вопросы родителей воспитателям, администрации.

Эти материалы содержат консультативный материал для родителей

Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Таким образом, воспитатели, педагоги и родители помогают дошкольникам "расцвести", поверить в свои силы, возможности.

Содержательные линии блоков отражают оценку развития у ребенка:

1. личностных качеств;

2. представлений и умений;

3. творческих возможностей и способностей;

4. отражает консультативный материал для родителей.

Работа над созданием портфолио сближает всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Перечень литературных источников:

1. Белая К.Ю. «Портфолио участников образовательного процесса В ДОУ»,

УЦ Перспектива,2011

2. Кочкина Н.А., Чернышова А.Н. «Портфолио в ДОУ», Скрипторий – 2009.

3. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»,

«Детство –пресс», 2012.

Учусь добывать знания, учусь действовать, учусь взаимодействовать с другими, учусь полноценно жить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Построение траектории индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста. Портфолио дошкольник

Комплекс факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется:...

Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Занятие для воспитанников (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст) на тему: "Цветы" в условиях дистанционного (домашнего) обучения воспитанников.

                Цветы – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всем...