Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 87.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Веневский центр образования №1»
структурного подразделения «Детский сад №5»
Б А З О В А Я М О Д Е Л Ь
ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: «Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования »
Подготовила: воспитатель Юдина Е.В
Идея моего опыта:
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».
В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми, и все наше внимание направлено на них, хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.
Задачи:
— создание ситуации успеха для каждого ребёнка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и развитие мотивации творческого роста;
— формирование положительных нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
- создание взаимодействия и сотрудничества между педагогами группы и родителями воспитанников.
СПИСОК ИПМ
ИПМ 1.Сведения об авторе
ИПМ 2. Условия формирования опыта
ИПМ 3.Теоретическая интерпретация опыта
3.1. Актуальность опыта
3.2. Теоретическая база опыта
3.3. Новизна опыта
3.4. Трудоемкость опыта
3.5. Литература
ИПМ 4. Технология опыта
ИПМ 5. Результативность
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Юдина Елена Владимировна
Дата рождения: 20 июля 1981 г.
Образование: 1998-2003 гг. Тульский Экономический колледж
Специальность: финансист
Уровень образования: средне-специальное
Стаж педагогической деятельности: 12 лет
Место работы: МОУ «Венёвский центр образования №1» структурное подразделение «Детский сад №5»
Должность: воспитатель
2. Условия формирования опыта.
Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимание ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самооценки дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила педагогов поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.
На формирование опыта оказали влияние:
-изучение научно-методической литературы;
-работа с детьми;
- тесное сотрудничество «педагог-ребенок-родитель»
-общение с коллегами;
-посещение открытых занятий, мероприятий
-педагогическое наблюдение за детьми дошкольного возраста;
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРИТАЦИЯ ОПЫТА.
3.1 Актуальность опыта
Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007г) определяет основные положения оценки объектов в системе образования, которые представлены тремя основными элементами:
- образовательные программы;
- образовательные организации,
- индивидуальные образовательные достижения воспитанников.
Следовательно, последний элемент наиболее значим в условиях инновационного подход и применения такой образовательной технологии, как «Портфолио». В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития.
В указе президента от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» так же говорится…. « о максимальной реализации потенциала каждого ребёнка, …. в ОУ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его образования, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.»
Помочь ребенку-дошкольнику раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио дошкольника».
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.
Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.
Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выражает свои интересы, желания, мечты.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чтобы было легче изменять, дополнять портфолио я решила сделать его в виде папки с файлами.
Цель портфолио :
Целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Задачи портфолио :
1. создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
3. развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию;
4. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации творческого роста;
5. формирование положительных нравственных качеств личности;
6. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
7. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Принципы работы:
Первый принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.
Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
В нашем детском саду работает система накопления портфолио педагога. Но мы ведь работаем с детьми, и все наше внимание направлено на них, хорошо бы и для малышей портфолио оформить. Ведь именно в нем будет отражен весь внутренний мир, их интересы, удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания, их творческие работы.
Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов использовала следующие рубрики:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.
«Я расту».
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.
3.2 Теоретическая база опыта
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К.Селевко, В.К.Загвоздкин и др.). Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио, в первую очередь,— это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «показать все, на что ребёнок способен.
«Портфолио дошкольника» может стать первым и очень важным проектом в жизни ребёнка, в процессе работы над ним неизбежно происходит процесс осмысления своих первых достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педагогов подготовительных к школе групп к активному консультированию и, пока еще экспериментальному, использованию инновационной технологии «Портфолио в ДОУ».
«Портфолио дошкольника » является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и проектирование индивидуального маршрута развития и воспитания ребенка – дошкольника. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса личностного развития ребенка
Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии своего Я, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Ввиду возрастных особенностей, при составлении портфолио дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых, что способствует выстраиванию отношений в триаде « педагог-ребенок-родители». Эта работа основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, и разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника – это накопительное портфолио, «книжка обо мне» - так его называют дети. Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
3.3 Новизна опыта
- позволяет выстраивать индивидуальный маршрут развития ребёнка с учётом его индивидуально-личностных особенностей совместно с родителями.
- целенаправленная работа воспитателей на развитие познавательных интересов детей и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах технологии «Портфолио дошкольника».
- привлечение родителей к тесному сотрудничеству с педагогом по оформлению портфолио дошкольника.
- создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
3.4 Трудоёмкость опыта
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала по данной теме.
Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста педагога:
- - разработка серии памяток и консультаций для родителей и педагогов;
- - подбор наглядного материала
- - оформление наглядно-демонстративного материала
- - подбор диагностик и инструментария к ним
- - подбор шаблонов для оформления портфолио
- - посещение библиотеки и музея совместно с детьми
- - работа с родителями
- Работа по созданию портфолио не должна стоять на месте. Она должна постоянно совершенствоваться, пополняться и развиваться.
3.5 Литература
- Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 32-36.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: 1976.
- Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. 2004, № 5. С. 56-59.
- Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. 2004, № 2. С.48-56.
- Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.
- Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт.-сост. Т. И. Тюляева. - М.: Верната-Граф, 2011.
- Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007.
ИПМ 4. Технология опыта
Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.
Я решила что для диагностики по данной теме подойдет технология «Социально-личностного развития »
Опытно - экспериментальная работа по «Социально-личностному развитию» проводилась в МОУ «Венёвский центр образования №1» структурное подразделение «Детский сад № 5» города Венёва в старшей группе. В опытно - экспериментальной работе принимали участие 10 детей.
Опытно-экспериментальная работа производилась по типу педагогического эксперимента в три этапа:
- констатирующий этап эксперимента;
-формирующий этап эксперимента;
- контрольный этап эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности социально-личностного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- Подобрать диагностические параметры для выявления уровня сформированности. Провести диагностическое обследование социально-личностного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Показатели, характеризующие умения и навыки по разным сторонам социально –личностного развития.
- Знать своё имя, фамилию, возраст
- Знать домашний адрес
- Осознавать свои умения, знания
- Стремиться к самостоятельности
- Уметь высказываться о себе
- Проявлять доброжелательное отношение и заботу к воспитателям и родителям
- Обращаться к взрослым на «Вы», по имени отчеству к воспитателю
- Проявлять интерес к событиям жизни других детей
9. Устанавливать связь между своим поведением и ответным отношением детей
10. Выделять добрые поступки детей по отношению друг к другу
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов - ребенок выполняет все параметры оценки
Таблица № 1
Уровень сформированности социально-личностного развития
№ п/п | Имена | Показатели | Общий балл | Уровень | ||||||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | |||||
1. | Дима.З | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 28 | II | |
2. | Миша В | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 21 | III | |
3. | Полина Л | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 32 | I | |
4. | Вика М | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 17 | III | |
5. | Стася Р | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 19 | III | |
6. | Маша С | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 23 | III | |
7. | Миша Т | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | III | |
8. | Тимофей П | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 19 | III | |
9. | Грецов Д | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 25 | II | |
10. | Соня Ю | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 29 | II |
Суммарная бальная оценка соответствует следующим уровням:
32 – 39 баллов – «Хороший» (I);
24 – 31 балл – «Удовлетворительный» (II);
16 – 23 балла – «Недостаточный» (III);
8 – 15 баллов – «Низкий» (IV);
0 – 7 баллов – «Очень низкий» (V).
Данные констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по социально-личностному развитию с детьми данной категории с помощью оформления портфолио.
По окончанию констатирующего этапа был проведен формирующий этап .
Цель формирующего этапа : провести педагогическую работу, направленную на формирование социально-личностного развитие у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии «портфолио»
Задачи формирующего этапа:
- Подобрать принципы педагогической работы, на формированию у детей старшего дошкольного возраста социально-личностных способностей.
- Определить этапы и содержание педагогической работы по социально –личностному развитию.
В ходе проведения формирующего этапа эксперимента были использованы педагогические условия, способствующие социально–личностному ориентированию у детей старшего дошкольного возраста :
- создание предметно-развивающей среды.
- использование широкого спектра наглядности;
- использование различных методов и приемов в работе с детьми;
- создание и поддержание положительного настроя у детей;
- учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход;
- планирование педагогической работы с учетом педагогических принципов;
- соблюдение санитарно-гигиенических правил.
Начиная работать над портфолио я поставила перед собой цель – оно должно быть непременно красочным и ярким, но в то же время содержательным, ведь сейчас это для ребенка любимая книжка с картинками, а в дальнейшем предмет его гордости и возможность пережить интересные моменты детства. Постаралась объяснить детям, что за «волшебную книжку» мы вместе начинаем собирать и для чего. Книжка о самом себе, она все творческие работы, с особым вниманием отнесется к удивительным фантазиям, а через некоторое время с любовью напомнит о том каким еще год назад ребенок был маленький. Портфолио составляла индивидуально на каждого ребенка, ведь иногда основных страниц бывает не достаточно или они не совсем подходят (кто-то из детей любит рисовать, а кто-то лепить) поэтому я дополняла количество разделов, опираясь где-то на литературу посвященную данной технологии, а где-то на личные наблюдения.
Я ознакомилась с разными вариантами структуры портфолио, которые предлагают Л. Орлова, И. Руденко В. Дмитриева и Е. Егорова. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, на основе опыта вышеперечисленных пеагогов использовала следующие рубрики:
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя ребёнка.
«Я расту».
«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи.
«Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
«Золотые ручки». Этот раздел содержит работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.
Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопился достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.
Приведенная структура «Портфолио дошкольника» примерна, и является результатом адаптации портфолио школьника для детей дошкольного возраста.
Задачи | Мероприятия | Сроки |
Повышение собственной профессиональной компетенции
| Подбор и изучение методической литературы по теме. Знакомство с материалами Интернет- ресурсов. |
сентябрь-май |
Организация совместной деятельности | Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект;
Информирование о проекте –подготовка материалов на компьютере, распечатывание. | октябрь-май |
Педагогическое просвещение родителей. | Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио. |
октябрь-май |
Пополнение развивающей предметно- пространственной среды. | Подбор наглядно-демонстрационного материала |
сентябрь-май |
Работа с педагогами | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
1.Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио. 2.Разработка структуры портфолио. 3. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка. 4. Оформление презентации « Портфолио дошкольника» для педагогов ДОУ | 1.Рассматривание образца портфолио. 2.Индивидуальная беседа с детьми. 3.Участие в выставках , конкурсах, викторинах. 4. Совместные экскурсии в музей и детскую библиотеку. 5. Совместное заполнение портфолио. | 1.Индивидуальная работа с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка. 2.Консультативная помощь : «Портфолио дошкольника» «Особенности портфолио дошкольника» 3. Проведение: · тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества; 4. Организация и проведение совместных праздников и развлечений «Папа, мама я – спортивная семья», «8 марта», «Масленница», « День выпускника»
|
Очень важно сделать родителей своими союзниками, поэтому первоначально привлекла активных родителей, была создана папка служащая примером, которую показала остальным, к родительскому собранию был подготовлен доклад о роли портфолио
Родители были заинтересованы и с удовольствием откликнулись на мои предложения собирали материал, интересные фотографии, искали в интернете, что означает имя ребенка и делали для себя открытия ранее для них в обыденном. Система консультативной помощи была представлена консультациями, индивидуальными беседами с родителями и педагогами. Важно было научить наблюдать, замечать все интересное и обязательно фиксировать.
Еще одно важное условие для достижения цели портфолио- это добровольность. Создатель должен быть сам заинтересован в его создании, поэтому дети сами выбирали те из своих работ, которые им наиболее интересны.
Детям бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении- в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Малыши с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещают их в папке, рассказывают о своей семье. Еще один плюс в том, что дети стали ответственние подходить к выполнению творческих заданий, очень им хочется, чтобы их «волшебная книга» была самая интересная, яркая.
По окончанию формирующего этапа был проведен контрольный этап.
Контрольный этап проходил в подготовительной группе, показатели диагностики были усложнены.
Цель контрольного этапа: выявить эффективность педагогической работы, социально-личностного развития у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи контрольного эксперимента:
- Провести повторное обследование уровня сформированности социально-личностного развития у детей старшего дошкольного возраста после проведенной педагогической работы.
- Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и выявить динамику социально-личностного развитии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Иметь представлении е о себе, родственниках, месте жительства
2. Стремление учиться в школе
3. Проявлять чуткость, отзывчивость к другим детям в группе.
4. Вежливость в общении
5. Культура поведения
6. Проявлять уважение к старшим
7. Проявлять заботу о взрослых
9. Понимать, как поддерживаются родственные связи
Уровень сформированности социально-личностного развития
№ п/п | Имена | Показатели | Общий балл | Уровень | ||||||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | |||||
1. | Дима.З | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 29 | II | |
2. | Миша В | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 24 | III | |
3. | Полина Л | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | I | |
4. | Вика М | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | III | |
5. | Стася Р | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 26 | III | |
6. | Маша С | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 21 | III | |
7. | Миша Т | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 | III | |
8. | Тимофей П | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 21 | III | |
9. | Грецов Д | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 27 | II | |
10. | Соня Ю | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 30 | II |
На диаграмме 3 представлена сравнительная диагностика уровня сформированности социально -личностного развития у диагностируемых детей.
Трудно подвести итоги работы с портфолио только с помощью цифр, т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов
В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого малыша, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется.
Результат:
- создание портфолио дошкольника;
- повышение уровня самооценки ,самостоятельности и активности детей;
- дети приобрели опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.
- работа над созданием портфолио позволила сблизить интересы родителей и педагога т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
- дети стали ответственние подходить к выполнению творческих заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический аспект социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Психологический аспект социально-личностного развития детей старшегодошкольного возраста.Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста неразрывно связано с общими процессами е...
Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...
Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы представляет собой теоретическое обоснование, планирование и методическое обеспечение по реализации образовательной области "Социализация"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»
Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...
Конспект НОД по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста "Настроение"
Упражнения и игры используемые в непосредственно образовательной деятельности помогут детям старшего дошокльного возраста в развитии социальных эмоций, научат конструктивным способам управления собств...
Конспект занятия по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста Волшебная страна внутри нас
Для ребенка распознавание и передача эмоций – сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Мы, педагоги, начинаем знакомить детей с собственными э...
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...