«Построение траектории индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста. Портфолио дошкольник
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется: - особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
- возможностями материально-технической базы детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_lukyanovoy_s._n.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это персональный путь реализации личностного потенциала дошкольника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного .
Типы индивидуального образовательного маршрута ( ИОМ ) Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность. ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний . ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека. ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста.
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательного маршрута определяется: - особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; - профессионализмом педагогического коллектива; - возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников; - возможностями материально-технической базы детского сада.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов .
Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели); самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями; выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели; конкретизация цели; оформление маршрутного листа.
Этапы разработки индивидуального маршрута: 1. Диагностика . «Что знает, умеет ребёнок.» На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень развития. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных – текущего, промежуточного и итогового контроля по разделам программы; – экспертизы продуктов деятельности воспитанника, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации; – психологического тестирования воспитанника; – собеседования с ним самим. 2. Осмысление. «Что он должен знать, уметь.» После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для воспитанника целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы или личностное изменение. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать. 3.Проектирование. «Чему мы хотим его научить.» При проектировании индивидуальной образовательной траектории педагог продумывает обязательные для изучения конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми должен овладеть воспитанник, чтобы достичь поставленной цели. 4.Реализация. «Как будем идти к поставленной цели.» 5.Оценка и корректировка. «Чему мы научились и что нам нужно ещё доработать.»
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса). Следовательно , в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Оформление индивидуального образовательного маршрута Индивидуальный образовательный маршрут ребенка На 200_ – 200_ учебный год Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________ Дата рождения_________________ дата заполнения ИОМ___________________________________________________ Состояние здоровья_____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выписка из заключения ПМПК __________________________________________________________________________ Организационно-педагогические условия реализации ИОМ: Образовательные технологии, программы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Инновационные технологии, методы и средства __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Здоровьесберегающие технологии __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Формы контроля и учета достижений ребенка___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество педагога, заполняющего ИОМ _____________________________________________________
Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации; осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута воспитанниками; активное включение воспитанников в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута; организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Принципы индивидуального образовательного маршрута - принцип опоры на обучаемость ребенка, - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка; - принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка; - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации); - принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден; - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. "Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать" (В.И. Слободчиков); - принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Портфолио дошкольника
Технология портфолио -это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период- папка достижений, «досье успеха», включающая в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности.
Функции портфолио воспитанника - диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени; - целеполагающая - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего); - мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты; - содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ; - социообразующая - формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности; - развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Принципы формирования портфолио - участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно; - важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это; -важна систематичность работы с портфолио; - отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.
Структура портфолио дошкольника • Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно– индивидуальное оформление)
• Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио)
Рубрики « Познакомьтесь со мной» «Я расту» «Моя семья»
«Мои друзья»
«Мир вокруг нас» «Золотые ручки»
«Расскажи обо мне» «Размышления вслух» «Мои достижения»
Тематические разделы портфолио - "Что ни слово - золото" (речевое развитие); - "Светлая головушка" (умственное развитие); - "Золотые ручки" (трудовая деятельность); - "Прыг-скок" (физическое развитие).
Алгоритм работы над портфолио -Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. -Определить вид портфолио. -Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация. -Определить структуру портфолио: количество, название рубрик. -Презентация портфолио.
Папка достижений («досье успеха»), включающая в себя материалы, которые позволяют учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности.
«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма, дипломы, сертификаты ребёнка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье. Портфолио воспитанника ДОУ - дело нужное, интересное и перспективное.
Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление индивидуального подхода в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
ФГОС дошкольного образования одним из целевых ориентиров участниками образовательных отношений выдвигает учёт возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития детей. Индивидуальный подход ...
Программа индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста "Северный Олимп"
Программа индивидуального развития направлена на развитие основных видов движения (ходьба, бег, прыжки) у старших дошкольников шестого года жизни с ОВЗ....
«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ
Цель моего выступления, продемонстрировать систему приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...
Использование современных оценочных средств, в том числе с применением информационно-коммуникативных технологий. Электронные шаблоны таблиц к мониторингу "Диагностика педагогического процесса индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта ...
Педагогический опыт работы по теме «Портфолио дошкольника как средство социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста »
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом ...
Формирование навыков начального технического конструирования как условие обеспечения индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Казимбекова Эльнара ДжамидиновнаОрганизация:ГБДОУ д/с 119 Населенный пункт: Невский район, г. Санкт-ПетербургСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и робот...
Презентация «Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...