Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с ТНР, с использованием сенсорного оборудования.
методическая разработка (старшая группа)
В сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями , которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цикл занятий для детей с использование сенсорного оборудования | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате с детьми.
Подготовил материал
педагог – психолог
Шишлова Т.В..
Организация сенсорной комнаты для детей.
Изучая, и, описывая сочетанные речевые расстройства, основоположники отечественной логопедии Н.А.Власова, Р.Е.Левина, отмечали, что сложная речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка.
Сложные речевые расстройства ограничивают:
познавательные возможности детей,
развитие эмоционально – волевой сферы и произвольную деятельность.
Поэтому необходима среда, которая одновременно обеспечивает развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и способствовала бы их речевой активность детей.
Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты.
Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определёнными модулями и стимуляторами, которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.
Общие принципы организации занятий в сенсорной комнаты:
- Основу, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместной деятельности с психологом.
- Дифференцированный подход реализуется в нескольких направлениях:
- при организации интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности, развития саморегуляции;
- в использовании гибких форм работы, соответствующих интересам и возможностям ребенка;
- в индивидуальном выборе времени для разных видов занятий в зависимости от возраста детей и режима и речевого развития.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате:
- Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
II. Развитие коммуникативной сферы детей:
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
III. Развитие психических процессов и моторики детей:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности.
Организация занятий
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю индивидуально, либо с малой группой детей (2-3 ребенка, в зависимости от имеющихся речевых нарушений). Длительность занятия – 20-25 минут.
Структура занятия
- игровое задание на развитие психических процессов;
- релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, и снять психоэмоциональное напряжение;
- ритуал окончания занятия
Занятие №1. Знакомство с «Волшебной комнатой».
Знакомство с интерактивным оборудованием темной сенсорной комнаты происходит при освещении, приборы включаются по одному.
∙ Приветствие (встреча с волшебным Солнышком.).
∙ «Необычное путешествие» (знакомство с интерактивным оборудованием сенсорной комнаты).
⎯Дети входят в «волшебную комнату», где звучит музыка, включен свет.
⎯Ходьба по сенсорной дорожке (обращая внимание детей на то, что чувствуют их ножки);
⎯Упражнение «Поймай взглядом» (подходим к «волшебному фонтану» - пузырьковой колонне);
⎯«Море шариков» (сухой бассейн);
⎯Сенсорная дорожка – возвращаемся из путешествия.
Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания «Всем-всем до свидания!»
Занятие № 2.
∙ Приветствие.
∙ «Путешествие в волшебном лесу». Музыкальное сопровождение: звуки леса.
⎯Ходьба по сенсорной дорожке (дети представляют, что идут по траве, камешкам, и т.п., говорят, что чувствуют их ножки);
⎯Упражнение «Поднимаем пузырьки» (пузырьковая колонна)
⎯Знакомство с «волшебным ручейком» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);
⎯Упражнение «Кто больше?» (сухой бассейн);
⎯Упражнение «Солнечный зайчик»;
⎯Сенсорная дорожка – возвращаемся из путешествия.
Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 3.
∙ Приветствие.
⎯Упражнение «Цветные пузырьки» (пузырьковая колонна);
⎯«Танец рыбок»;
⎯Релаксация «Рыбки»;
⎯Сенсорная дорожка. Благодарим Солнышко и « волшебную комнату».
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 4.
∙ Приветствие.
∙ «Маленькие привидения».
⎯Сенсорная дорожка;
⎯Упражнение «Вверх-вниз» (пузырьковая колонна);
⎯«Болтушки» (сухой бассейн);
⎯Сенсорная дорожка. Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 5.
∙ Приветствие.
∙ «Путешествие на облаке». ( пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»)
⎯Сенсорная дорожка;
⎯Этюд «Солнышко и тучка»;
⎯Релаксация «Волшебный сон.»
Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 6.
∙ Приветствие. ∙ «Полет к звездам».
⎯Визуализация «Путешествие на Голубую звезду»;
⎯Сенсорная дорожка (изучаем поверхность планеты);
⎯Упражнение «Звездный вулкан» (пузырьковая колонна);
⎯Игра «Чудесный мешочек»;
⎯Визуализация «Путешествие на Голубую звезду» (возвращение).
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 7.
∙ Приветствие. ⎯«Волшебный дождь».
⎯Упражнение «Поймай нить» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»); ⎯Упражнение «Достань со дна» (сухой бассейн);
⎯Сенсорная дорожка.
Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 8.
∙ Приветствие.
∙ «Цветное настроение».
⎯Упражнение «Мышата» (пузырьковая колонна);
⎯Упражнение «Подбери по настроению» (сенсорная дорожка и тактильная панель); ⎯Игра «Найди такой же» (используются цветные мячики из сухого бассейна); ⎯Релаксация «Радуга». Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 9.
∙ Приветствие.
⎯Сенсорная дорожка;
⎯Игра «Нити удачи» (клубок цветных ниток);
⎯Упражнение «Калейдоскоп» (пузырьковая колонна);
⎯Игра «Волшебные нити» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь»);
⎯Игра «Доброе животное».
Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Занятие № 10.
∙ Приветствие.
∙ «Фантазеры». ⎯Игра «На что похоже?» (сенсорная дорожка,);
⎯Упражнение «Угадай прикосновение»;
⎯Игра «Представь себя…» (пузырьковая колонна, различные звуки природы); ⎯Упражнение «Доброе дело» (пучок фиброоптических волокон «Звездный дождь», прищепки);
Благодарим Солнышко и волшебную комнату.
∙ Ритуал прощания.
Данный цикл игротек может использовать и воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста по слушанию музыки К.Сен-Санса (пьесы из цикла « Карнавал животных»)
Цель: Формировать позитивное отношение к миру. Доставить детям радость, сделать процесс восприятия музыки творческим, развивающим, интересным. Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, д...
Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Звездная страна"
Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Звездная страна"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Мой северный край» (региональный компонент)
Во время проведения цикла занятий у дошкольников формируется познавательный интерес о родном крае. Воспитываются дружеские чувства к детям коренных наций, желание больше узнавать об особен...
ШКОЛА ЭМОЦИЙ. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ЭМОЦИЕЙ СТРАХ.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ И ОТРАБОТКИ ЭМОЦИИ СТРАХ....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера. «Путешествие по неизвестному материку»
Цели занятия: 1Учебные: упражнение в соотнесении цвета-длины – числа и использовании различных способов сравнения по длине (приложение, на глаз); закрепление состава числа 6; упражнени...
Обобщение и распространения опыта работы по теме: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования...