Обобщение и распространения опыта работы по теме: Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования
Скачать:
Предварительный просмотр:
дМДОУ «Сланцевский детский сад № 10 комбинированного вида»
Обобщение и распространения опыта работы по теме:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования
Степанова Ольга Федоровна учитель- дефектолог МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида» |
г .Сланцы 2021г
Исторический фактор
Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времен. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Мелкая моторика-это
Под термином мелкая моторика понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной в выполнении мелких и точных движений пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большинство разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проблема
В настоящее время нашу группу посещают 10 детей, из них дети с ОНР 1-2-3 уровня и с диагнозом ЗПР. При обследовании в начале года было выявлено, что дети:
- с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку;
- не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки;
- испытывают трудности в работе с пазлами, счетными палочками, мозаикой, деталями конструктора;
- при рисовании не могут делать нажим на карандаш или наоборот слишком сильно давят, делая резкие, отрывистые, размашистые движения рук;
- в работе с пластическими материалами с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, при этом движения пальцев у них слабые и неуверенные;
- имеют значительные проблемы в речи.
- Актуальность
Поэтому развитие мелкой моторики стало одной из наших важнейших задач.
Учитывая эту проблему, я решила организовывать в своей группе целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования. Ведь систематическое развитие мелкой моторики служит не только механическому укреплению кисти руки, но и:
повышает работоспособность головного мозга;
дает детям мощный толчок к познавательной и творческой активности;
развивает внимание, память, восприятие, мышление, речь, пространственные представления;
оказывает общее оздоравливающе действие;
помогает корректировать основной дефект речи;
помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В соответствии с актуальностью проблемы мы определили цель и задачи нашей работы.
Цель и задачи
Цель работы: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
1. Улучшить у детей координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Развивать у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Развивать у детей воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность; общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Предполагаемые результаты
Исходя из поставленных задач, наметили целевые ориентиры в работе по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. В процессе работы у детей:
- наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики;
- появляется стремление осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;
- проявляется интерес к окружающим предметам и активные действия с ними;
- возникает эмоциональная вовлеченность в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики;
- проявляется настойчивость в достижении результата своих действий;
- совершенствуются навыки самообслуживания;
- появляется стремление к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
- Принципы
Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме мы придерживались следующих принципов:
Принципы доступности и индивидуальности
Учитывая личностные особенности каждого ребенка, используем методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности.
Важными факторами для развития мелкой моторики являются последовательность и систематичность в нашей работе.
Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умение расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности.
Весь наглядный материал и дидактические игры, сделанные нами, имеют привлекательный внешний вид: приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Формы работы
Для достижения желаемого результата используем следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- взаимодействие с учителем-дефектологом и родителями.
- Развивающая среда
Все яркое, красочное, необычное привлекает детей в любом возрасте. Поэтому мы пришли к выводу, что игры на развитие мелкой моторики должны быть необычными (нестандартными), интересными для детей.
Первым этапом нашей работы по данной теме было изучение методической литературы, разработка тематического плана, изготовление нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики и создание развивающей среды. Для этого нам понадобился: природный, бросовый материал, песок и глина, крупы, веревки, шнурки и многое, что можно найти в быту, в природе.
Пальчиковые игры и упражнения
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В своей работе мы используем разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Этапы разучивания игр
Следующим этапом нашей работы явилось обучение правилам игр с нетрадиционным оборудованием.
1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Развивая моторику рук, следует выполнять упражнения правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Виды игр с использованием нетрадиционного оборудования
Самомассаж пальчиков
Мы предлагаем вашему вниманию игры для развития мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования.
Работу по развитию мелкой моторики мы начали с массажа пальцев, кистей рук, которую используем в начале каждого занятия. Вместе с традиционным пальчиковым массажем применяем массаж с различными предметами: прищепками; орехами; шестигранными карандашами; шишками, резиновыми шипованными мячами, зубными щетками; расческами.
Такие массажные упражнения, мы сочетаем с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.
Игры со шнурками , резинками ,скрепками, лентами
Игры со шнурками, резинками, скрепками, лентами используем как часть любого занятия, т.к. они направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры с пуговицами
В игры с пуговицами можно играть, не только развития мелкой моторику, но и для развития логики, мышления, а так же цветового восприятия, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческого воображения. Для развития творческих способностей и образного мышления ребенку можно предложить выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры. Такие игры мы используем для закрепления пройденного материала совместно с учителем-дефектологом.
Игры с крупами
Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа - фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль. С их помощью можно не только развивать мелкую моторику, но и практические навыки, координацию движений, логическое мышление, фантазию, умение считать и даже читать:
1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.
2. Перекладывать крупу с помощью пинцета.
3. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке. Чтобы было интереснее, можно на коробку наклеить изображение птички, которую будем кормить зернышками.
4. Крупами можно рисовать, искать руками в них клад, выкладывать из них интересные узоры, дорожки, геометрические фигуры, буквы, считать, сортировать и раскладывать по разным емкостям.
5. Вдавливать в пластилин, создавая различные узоры и сюжеты.
Игры с песком
Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук, совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, снимают мышечную напряженность.
Игры с прищепками
В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный палец, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. А так же в играх с прищепками у детей развивается речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия.
Игры с пинцетом и пипетками
Игры с пинцетом и пипетками развивают точность движений, помогают закрепить знание цветов.
Игры - тренажёры
Игры – тренажеры для развития мелкой моторики помогают ребенку научиться отличать ощущения от кончиков пальцев, развивают мелкую моторику, логическое мышление, способствуют заинтересованности в выполняемых движений.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя
Продуктивная коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми ЗПР возможна при взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя.
Предложенные задания по лексическим темам направлены на закрепление знаний детьми, полученных на занятиях учителя – дефектолога:
- Выкладывание цветных камешек, пуговиц, бусин, фасоли по краям предложенного образца извилистых дорожек.
- Соединение с помощью цветных резинок карточек с изображением сказочных действий в определенной последовательности.
- Выкладывание из счетных палочек цифр, букв, геометрических фигур по предложенному образцу.
Взаимодействие воспитателя и родителей
Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы используем разнообразные формы взаимодействия с родителями, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:
- Индивидуальные рекомендации и беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
- Сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;
- Круглый стол «Играем пальчиками - развиваем речь»;
- Консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи детей», «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики в домашних условиях»;
- Выставки игр и пособий для развития мелкой моторики.
Таким образом, игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Занятия с использованием таких игр становятся более увлекательными и интересными.
Нетрадиционный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...
Опыт работы по теме «Развитие художественно-эстетических способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»....
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...
ПЛАН работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: формирование интеллектуальных способностей через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Задачи:1. Улучшить...
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, как средство подготовки руки к письму»
Обобщение опыта работы...
Презентация. Представление из опыта работы на тему: "Развитие познавательной деятельного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения безопасному поведению на дороге"
Знакомство детей с правилами дорожного движения. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения....