Практикум «Создание развивающей предметно – пространственной среды средствами современных конструкторов»
материал

Юсупова Алена Олеговна

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, освоение опыта работы по конструированию, как средства развития творческих способностей ребенка.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов представления о возможностях применения конструктора из бросового материала, как средство развития творческих способностей ребенка
  2. Передать инновационный педагогический опыт в практическую деятельность педагогов
  3. Развивать интерес к нетрадиционным способам работы с бросовым материалом
  4. Создать и поддерживать условия для развития творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад        «Золотой петушок»

Практикум

«Создание развивающей предметно – пространственной среды средствами современных конструкторов»

Подготовила воспитатель: Юсупова Алена Олеговна

с. Каскара, 2021

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения, освоение опыта работы по конструированию, как средства развития творческих способностей ребенка.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов представления о возможностях применения конструктора из бросового материала, как средство развития творческих способностей ребенка
  2. Передать инновационный педагогический опыт в практическую деятельность педагогов
  3. Развивать интерес к нетрадиционным способам работы с бросовым материалом
  4. Создать и поддерживать условия для развития творческого потенциала.

Ход практикума:

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Она способствует развитию сенсорных и мыслительных способностей детей; развивает планирующую мыслительную деятельность; способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений; играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе; имеет большое значение для воспитания эстетических чувств; формируются не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему миру.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирование у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е модель какого - либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает. Также в процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем - как строить, почему строить так, а не иначе, что сделать, чтобы передать в конструкции самые существенные черты, определяющие функциональность заданного объекта, в какой последовательности выполнять задание и т.д.

Знания, полученные на занятиях дети применяют в свободной деятельности, поэтому важное значение для конструктивно-модельной деятельности имеет организация развивающей предметно - пространственной среды.

Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную безопасную обстановку, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы. Развивающая среда дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, педагогов – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, педагоги, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремимся создать в группе условия для конструктивно-модельной деятельности в совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Все комплекты строительных конструкторов разместили в групповой комнате так, чтобы нашим детям можно было легко, удобно и доступно пользоваться им.

В своей практике я использую разные виды конструкторов. Начала работать с применения обычных, деревянный, железный, Лего, плоскостной, магнитный, ТИКО, позже ввела в свою деятельность конструкторы, сделанные своими руками.

Трубчатый – из коктейльных трубочек, крепежами служат крестики, или вставляют трубочку в трубочку.

Мягкий губчатый – губки разных размеров разрезаются на геометрические фигуры.

Конструктор из зубочисток, крепежами может служить размоченный горох, может пластилин или маленькие кусочки пенопласта.

Это позволяет детям усвоить особенности работы с объемными и плоскостными, разными по фактуре и форме конструкторами, которые способствуют развитию творческих способностей ребенка в техническом конструировании.

Начав работать с конструкторами, я стала использовать схемы. Но детям в силу своего возраста трудно составить последовательность выполнения задания. У меня встал вопрос, как научить ребенка работать по схеме. Для этого я составила алгоритм.

Алгоритм работы со схемой:

- рассматривание схемы

- техническое решение – выбор конструктора

- мысленный образ объекта

- обеспечение надежности, безопасность

- сборка, строительство

- усовершенствование

- представление модели

Эти вопросы дают возможность ребенку спланировать свою деятельность, фантазировать, экспериментировать.

С целью научить ребенка представлять продукт своей деятельности, анализировать, творчески мыслить я составила

Алгоритм представления модели:

- название (дом, вертолет, имя и т. д)

- из какого материала сделана модель

- прочность конструкции обеспечена с помощью…

- где можно применить

Спектр  конструирования, для детей дошкольного возраста, очень широк, как найти в простых предметах интересные идеи и задумки, научить ребенка творчески мыслить, выражать через конструирование свои творческие способности.

Я предлагаю сейчас попробовать сделать это вместе с вами.

Уважаемые коллеги, перед вами на столах, различный материал, который применяется в детском саду и в обычной жизни. А так - же схемы, и карточки подсказки, я предлагаю вам, следуя схеме создать свою модель, а затем представить ее по предложенному алгоритму.

Уважаемые коллеги, пока вы  работаете, я хочу провести небольшую дискуссию.

Я буду задавать вам вопросы, а вы исходя из вашего опыта, воспитательского или родительского будете на них отвечать.

Всестороннее творческое развитие ребенка это обязанность воспитателя или родителей?

Что должен сделать воспитатель, чтобы ребенок в его группе (или дома) творчески развивался? (Создать развивающую среду)

Как научить ребенка быть самостоятельным, принимать свои собственные решения? (поддерживать его инициативу, дать свободу выбора, не навязывать свое мнение)

Каким образом можно заметить в ребенке какие-либо творческие наклонности? (индивидуальный подход)

Совершенно верно уважаемые коллеги мы сейчас с вами назвали одни из основных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Мы услышали, что и у родителей и у воспитателей одинаковые подходы и понимание в развитии всесторонне развитого ребенка и только совместными усилиями мы достигнем высоких результатов.

А теперь посмотрим, каких результатов вы достигли.

Приглашаю вас на презентацию ваших моделей. Презентуя модель, ориентируйтесь на вопросы (на карточке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...

«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

      Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный уро...

«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».

Ребенок или группа, для которой создана изменяющаяся, правильно подобранная, «работающая», идущая от интересов ребенка и выполняющая поставленные задачи педагогом ППРС- это идеальное место...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Семинар – практикум для родителей «Сказка в музыке» (созданию развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования д...

Доклад семинара-практикума для педагогов: СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

АДАПТАЦИЯ- это сложный процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям и выработке новых умений и навыков....