Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.
статья на тему
Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.
В связи с определением социально – нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, у педагогов возникла необходимость максимально обеспечить условия для развития детей. Одним из главных условий развития детей является развивающая предметно – пространственная среда. Используя современные подходы к созданию развивающей среды возможно развитие индивидуальности каждого ребёнка. Ведь именно развивающая среда с комплексом материально – технических, санитарно – гигиенических, психолого – педагогических условий может влиять на жизнь ребёнка. Работая педагогом дополнительного образования по экологии, хочу остановиться на современных подходах к организации эколого – развивающей среды детского сада.
Начнём с того, что развивающая предметно – пространственная среда должна отвечать определённым принципам, следование которым обеспечивает преемственность развития, содержательность деятельности:
- принцип системности представлен единством элементов среды;
- принцип свободного выбора позволяет ребёнку осуществлять деятельность с самостоятельным выбором темы, места и времени игры;
- принцип универсальности - это возможность изменять среду в соответствии с потребностью.
Как мы знаем, ребёнку присущи четыре основных вида деятельности: игровая, продуктивная , познавательно – исследовательская, двигательная. Поэтому среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.
Опираясь на принятые ФГОС, где развивающая предметно – пространственная среда это система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования, используем современные подходы для создания эколого – развивающей среды ДОУ. Элементы, входящие в развивающую среду несут свою функциональную роль. Одним из элементов среды является кабинет экологии. Здесь проводится специально организованная деятельность эколого – краеведческого содержания, согласно календарно – тематическому планированию. Планирование основано на разработанной программе «Знай и люби свой край». Для осуществления деятельности имеются иллюстративные материалы по тематике («Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Кустарники», «Птицы», «Звери», «Рыбы» и т. д), плакаты экологического содержания («Пищевые цепочки», «Этажи леса», «Круговорот воды в природе» и т.д.), модели экосистем, растений, животных, времён года. Кроме этого подобраны дидактические игры по разделам программы. Совместно с детьми были изготовлены и функционируют макеты: «Кавказские горы», «Русский лес», «Степь», «Пустыня», «Арктика», «Морское дно». Наличие достаточного наглядного материала способствует не только формированию у детей системы представлений о природе родного края, но и о взаимодействии человека и природы.
В кабинете экологии помимо специально организованной деятельности осуществляется познавательно – исследовательская деятельность. Для этого создана мини – лаборатория. В оборудование мини – лаборатории входят лупы, измерительные приборы, зеркала, магниты, ёмкости, а также материалы для экспериментов: разные виды почв, кусочки пластика, металла, бумаги и т.д.
Элементарная исследовательская деятельность обеспечивает детям осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, даёт возможность получить навыки и умения для использования в повседневной жизни.
В экологическом кабинете развёрнута экспозиция музея природы родного края. Прежде всего она представлена энциклопедиями о растениях и животных. Совместно с детьми и родителями оформлена Красная книга Краснодарского края. Есть у нас «Жалобная книга природы». Ребята самостоятельно искали проблемные ситуации. А затем отображали их в рисунках. В совместную деятельность входит сбор коллекций. Частично коллекции составлялись из предметов , найденных в природном окружении детского сада, другие появились благодаря родителям, которые привозили экспонаты из разных уголков нашего края. В музее у нас есть коллекции «Природные редкости», «Ракушки», «Камни», «Почвы», «Семена». Наличие данного материала позволяет знакомить детей с природными особенностями родного края, помогает выявлять экологические проблемы.
В развивающей среде экологического кабинета особое место занимает мультимедийная доска. Используя её для совместной деятельности с детьми удаётся решить множество задач. направленных на развитие детей. Специально подготовленные тематические презентации. видеофильмы позволяют знакомить детей с новым материалом, закреплять, устанавливать причинно – следственные связи. Экологический кабинет оснащён планшетами с играми экологического содержания, что позволяет в интересной для детей форме получать представления о природных объектах.
На территории детского учреждения также создана развивающая среда. Она представлена экологической тропинкой, которая служит для развивающей и познавательной активности, выполняет эстетическую, оздоровительную функцию. Местоположение детского сада позволило создать достаточно большое количество условных точек: «Деревья», «Цветник», «Прудик», «Ягодник», «Фитогрядка», «Огород», «Уголок леса». Каждая точка экотропы оформлена экологически грамотно. Для работы на тропе разработаны методические рекомендации, позволяющие осуществлять деятельность согласно времени года. Совместно с детьми выращиваем рассаду для огорода и цветника, высаживаем, ухаживаем в течении лета, собираем урожай. Производим обрезку ягодных кустарников. Пополняем новыми растениями «Уголок леса». При работе на «Фитогрядке» учимся правильно заготавливать материал. Составили памятку правильного сбора лекарственных растений. Такая деятельность обеспечивает детям не только осознание зависимостей и связей, существующих в мире природы, но и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически грамотного ухода за растениями.
Собран большой материал по работе на экологической тропе детского сада. Он включает в себя фотографии объектов, рисунки детей в разное время года, картотеки дидактических игр, подвижных игр, загадок, стихов. Собрали гербарий растений экологической тропы детского сада с описанием растений.
Таким образом, использование современных подходов к развивающей среде экологического содержания обеспечивает у каждого ребёнка формирование потребности во взаимодействии, общении с объектами природы.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора становления личности ребёнка. Поэтому её содержание не должно оставаться одним и тем же . среда развивается вместе с потребностями времени. Работая над проектами. Мы постоянно пополняем её новыми фотографиями, картотеками, объектами, иллюстративным материалом, что способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности детей, возможности реализовать собственные потребности и интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».
Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...
Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе
«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единс...
«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный уро...
«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».
Ребенок или группа, для которой создана изменяющаяся, правильно подобранная, «работающая», идущая от интересов ребенка и выполняющая поставленные задачи педагогом ППРС- это идеальное место...
«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»;
Использование конструктора Лего и игр-экспериментирований Кайе в создании предметно-развивающей среды....
Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Инновационный подход к созданию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"...