«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО».
статья

Ребенок или группа, для которой создана изменяющаяся, правильно подобранная, «работающая», идущая от интересов ребенка и выполняющая поставленные задачи педагогом ППРС- это идеальное место для развития личности дошкольника, полноценного проживания им всех этапов детства, амплификации детского развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avtosohranennyy_3_1.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Экосистема дошкольного образования»

Тема: «Современные подходы к созданию развивающей   предметно-пространственной среды в ДОО».

                                                                             Бочкова Елена Витальевна

воспитатель

ГБОУ Школа №2120

Дошкольная образовательная площадка корпус 3

 

«Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера.»

 Д. Дьюи

     Экосистема представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. Экосистема в дошкольном образовании - это дети, педагогический коллектив, родители- один компонент и предметно пространственная развивающая среда, второй. Компоненты данной системы взаимозависимы и взаимосвязаны. Нарушение функций одного из компонентов вызывает нарушение устойчивости всей системы.

     Стратегическая направленность дошкольного образования -формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее это понималось как использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, то в рамках ФГОС под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства. Это ценностная ориентация, которая происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности. Однако, говоря именно об этом виде деятельности, мы можем отметить снижение игровых умений у современных детей: 60% современных дошкольников имеют низкий уровень игровых умений, 35% - средний и лишь 5% дошкольников показывают высокий уровень игровых умений. В связи с этим перед системой дошкольного образования становится проблема подготовки педагогических кадров, понимающих важность и ценность ведущей деятельности дошкольника. Педагоги обязаны не только овладеть искусством игры, в первую очередь уметь создавать условия для желания ребенка играть, играть развиваясь и обучаясь.

     В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в   20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды», «общественная среда ребенка». В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его качества, а условия, в которых он существует: среда, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к себе, жизненный опыт, установки.

 С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,   Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

 ФГОС прописывает требования к организации ППРС, но выполняя эти требования педагоги зачастую подходят к этому формально. Проанализировав двухлетнюю работу по созданию ППРС можно выделить проблемы и ошибки, которые мы допускали и исправляли во время её создания в нашем детском саду. 

1. Сохранение и доминирование формального подхода (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено"). Среда воспринималась только как фон педагогического процесса. 
2.Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) .
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды.
4. Создание среды не как целостного пространства, а отдельные, самостоятельные зоны.

5. Жесткое зонирование пространства провоцировало снижение интереса дошкольников к ее освоению. 
6. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды. 
7. Непонимание изменения пространства в интересах современного ребенка. (неумение педагога определить уровень опыта ребенка).

Создание ППРС- это работа, базирующаяся на знаниях дошкольной педагогики и психологии, желании и умении понимать ребенка, развивать его и развиваться самим.

Из опыты работы можно выделить подходы, которые нам помогли и научили более профессионально и эффективно подойти к созданию «рабочей» ППРС.

Системный -  это подход, необходимый для создания сложных объектов, а именно ППРС, который помогает проанализировать внутренние и внешние связи, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Начиная работу по созданию ППРС  системный подход помог нам разобраться в наших ошибках, путем наблюдений за вновь созданной средой, зоной мы отмечали- что главной проблемой оказалось – это отсутствие опыта и умения наблюдать за игрой ребенка, делать выводы не конкретно к субъектам, а именно к формированию среды, которая должная ориентироваться на развитие дошкольника, на его зону ближайшего развития.

 Только участие всех субъектов в создании ППРС, наличие активной «рабочей группы» и продуктивные взаимоотношения в коллективе при поддержке со стороны администрации помогли нам начать и успешно создавать «рабочую» и обучающую ППРС.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики. Поэтому для создания ППРС актуален и антропологический подход. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повторяющие эволюцию человека как вида, и характеризующие индивидуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга: органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми; задатками и способностями отзываться на случайности; · врожденными программами;  жизненным опытом;  набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок;                                                                                                                     В силу этого результаты развития конкретных детей всегда разные.

Каждый период жизни - особая целостность и самостоятельная ценность - имеет сильные и слабые стороны. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возраста. Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится изменение всего человека (его сознания, чувств и воли, его организма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется воспитателями и родителям. Эффективное развитие ребенка невозможно без взаимодействия со взрослыми, затем - сверстниками, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого - научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, слышать и видеть его потребности и совместно с ребенком решать поставленные задачи педагогом и потребности самого ребенка совместно. Программа «Миры детства: конструирование возможностей», под редакцией Т. Дороновой помогает найти ту «золотую середину», которая объединят  детей, педагогов и родителей для решения вопроса развитии ребенка.

Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте – это невозможность разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. В дошкольном возрасте формирование ключевых компетентностей должно проходить внутри, на основе активной деятельности. Для этого нужны не столько знания о том, как это сделать, сколько умения. Идея  А. Н. Тубельского о том, что суть ключевых компетентностей в универсальных умениях. И что самое главное – умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Исследовательская инициативность как неотъемлемая составляющая личности дошкольника является одной из форм взаимодействия с реальным миром, направленная на его познание, а в основе исследовательской инициативности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Поэтому можно выделить еще один подход к созданию ППРС- это компетентностный.

  Ж. Ж. Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко  – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. Из опыта работы по программе «Миры детства: конструирование возможностей» можно сказать, что «календари» стали помощниками педагогам в оснащении среды группы. Не только «готовые продукты» но и темы из данного пособия стимулируют педагогов и что самое  главное детей к оснащению, изменению, систематизации среды группе. В такой среде возможно одновременное включение в активную деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Казать, что «календари»

Ребенок или группа, для которой создана изменяющаяся, правильно подобранная, «работающая», идущая от интересов ребенка и выполняющая поставленные задачи педагогом ППРС- это идеальное место для развития личности дошкольника, полноценного проживания им всех этапов детства, амплификации детского развития.

Таким образом- экосистема дошкольного образования —состоит из воспитанников, педагогов, родителей, специалистов и т.д , ППРС, системы связей (педагог- воспитанник, воспитанник- воспитанник, родитель- педагог, ребенок- родитель и т.д.), осуществляющей обмен знаниями, умениями  и потребностями между ними.  При «выпадении» одного из звеньев этой огромной и очень важной системы происходят необратимые негативные изменения. Очень важно поддерживать баланс между данными компонентами, особое внимание уделяя ППРС, так как именно она является связующим звеном всех компонентов экосистемы ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе

«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единс...

Использование современных подходов к созданию развивающей предметно – пространственной среды.

Материал содержит опыт работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды...

«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

      Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный уро...

«Современные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»;

Использование конструктора Лего и игр-экспериментирований Кайе в создании предметно-развивающей среды....

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...