Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)
статья (старшая группа)
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких качеств ума, как изобретательность и дисциплина, а также таких качеств личности, как выдержка и воля.
Изучены материалы и методики следующих авторов: Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Сухин И.Г. «Шахматы, первый год» и «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны».
Цель: развитие логического мышления и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы.
Задачи:
- Овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- Обогащение сознания детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире;
- Формирование умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- Формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
- Развитие способности к саморегуляции, проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
- Овладение навыками речевого общения;
- Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Принципы построения занятий:
- сознательность и активность;
- последовательность, систематичность и концентричность расположения материала;
- постепенность и прогрессивность;
- индивидуально-дифференцированный подход
В начале года проведена диагностика определения уровня логического мышления и интеллектуального развития детей
| высокий | средний | низкий |
1 тест «Найди квадрат» | 9 | 4 | 2 |
2 тест «Лишний предмет» | 6 | 6 | 3 |
3 тест «Узнай фигуру» | 5 | 7 | 3 |
4 тест «Пиши кружочками» | 4 | 5 | 6 |
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 37%
Низкий уровень – 23%
Согласно данным первого теста «Найди квадрат» (К.Л. Печора, 1978), получены следующие результаты: из 15 детей высокий уровень показали — 9 детей, средний уровень – 4, и 2-ое детей не справились с заданием.
Во втором тесте «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972) из 15 детей правильно нашли лишние предметы и назвали 3 предмета одним словом – 6 детей (высокий уровень), 6 детей правильно нашли лишние предметы, но не смогли одним словом назвать 3 предмета (средний уровень), 3-ое детей не справились с заданием (низкий уровень).
Третий тест«Узнай фигуру». (Р.С. Немов 2001) из 15 детей высокий уровень показали — 5 детей (справились за 45 – 50 сек.), 7 детей – средний уровень (за 55-60 сек), 3-ое детей – низкий уровень (больше 2 мин.). Четвертый тест «Пиши кружочками» и «Чтение схем слов» (Г.Г. Григорьева, 1995) хороший результат показали 4 детей, средний результат показали 5 детей, 6 детей не справились с заданием.
Проведена работа согласно перспективному плану, консультация для родителей.
Дети стали играть в шахматные партии, научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности чаще стали проводить время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре, выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.
В конце учебного года проведена повторно диагностика уровня сформированности логического мышления и интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста с помощью тестов в конце года
| высокий | средний | низкий |
1 тест «Найди квадрат» | 12 | 3 | — |
2 тест «Лишний предмет» | 9 | 4 | 2 |
3 тест «Узнай фигуру» | 6 | 8 | 1 |
4 тест «Пиши кружочками» | 6 | 5 | 4 |
Высокий уровень – 55%
Средний уровень – 33%
Низкий уровень – 12%
Высокий уровень логического мышления и интеллектуального развития детей повысился на 15% по сравнению с началом учебного года.
Разработан и реализован комплекс занятий по обучению дошкольников игре «Шахматы».
Выявлена эффективность комплекса занятий по обучению игре «Шахматы» в аспекте развития логического мышления детей дошкольного возраста.
Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры, можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)...
Обобщение опыта "Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
Обощенный опыт работы...
«Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста».Анализ опыта работы.
Анализ опыта работы по теме : «Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста». Представлен на районном конкурсе "Воспитатель...
Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...
Обобщение педагогического опыта. Игры-головоломки как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
Педагогическая находка:«Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Презентация по применению Кубика Блума...
«STEM-набор «Робомышь» и «Робот Aieggy» как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Презентация по выступления на стажировочной площадке: «STEM-набор «Робомышь» и «Робот Aieggy» как средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста...