УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Умный гномик"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Андреева Елена Олеговна

УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

( 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Автор: Андреева Елена Олеговна

2012-2013 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Методы и приёмы работы с детьми
  3. Учебно-тематическое планирование
  4. Мониторинг ЗУН
  5. Ожидаемый результат
  6. Методическая литература

ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании  самоценности дошкольного периода детства на первый план выступает развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующаяся на его индивидуальные особенности.  

В 2007 году ЮНЕСКО был опубликован Всемирный доклад по мониторингу «Программы ЮНЕСКО «Образование для всех» (ОДВ). В докладе большое внимание уделяется раннему воспитанию и выдвигается положение о том, что обучение детей должно начинаться с рождения. Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребёнка», а так же данными научных выводов  о возможностях развития ребёнка раннего возраста.

В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).   Ведь именно в этом возрасте начинается первое и активное познание окружающего мира. Ранний дошкольный возраст является основой для развития элементарных способностей связанных с восприятием. Их качество зависит от усвоения ребёнком специальных систем перцептивных эталонов. Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма, при восприятии размеров — принятые для их оценки физические величины.   Усвоение перцептивных действий ведёт за собой развитие других способностей. Среди разнообразных перцептивных действий есть такие, от которых зависит совершенствование общих познавательных способностей детей, а также такие, формирование и усвоение которых помогает развитию детских художественно-творческих способностей.

Именно в раннем дошкольном детстве идёт развитие когнитивной сферы - сферы психологии человека, связанной с его познавательными процессами и сознанием, включающей в себя знания ребёнка о мире и о самом себе, закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребёнка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

  Следует учитывать, что ранее дошкольное детство является одним из важных сенситивных периодов для  развития всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, внимание, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Безусловно, современный ребёнок – это ребёнок XXI века, на которого оказывают влияние все признаки современной цивилизации. Он легко ориентируется в мире техники (телевизор, компьютер, мобильный телефон и т.д.),  ребёнок  младшего дошкольного возраста обладает огромной, для своего возраста, информацией – поездки в театры и кино, посещение кафе, отдых за границей и многое другое.

 И, тем не менее, важно учитывать, что ребёнка необходимо ориентировать на самоценные, детские виды деятельности. Ему необходимо играть, сочинять, фантазировать, и просто радоваться.

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребёнка. Это — сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд.    

В связи с этим, актуальным является создание программы раннего развития «УМНЫЙ ГНОМИК» для детей 2-3 летнего возраста.

Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

        В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста данная программа направлена на развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для детей младшего возраста познавательной  активности стимулируется благодаря  комплексу познавательных и обучающих задач, развитию различных умений и навыков.

        Содержание данной программы направленно на последовательный переход от представлений об отдельном предмете или объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни.

Традиционно в истории дошкольной дидактики теоретические основы обучения определялись исходя из общих дидактических характеристик процесса обучения, а именно:

  - принцип развивающего обучения; принцип воспитывающего обучения; принцип доступности обучения; принцип системности и последовательности;

  - принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний;

  - принцип наглядности;

  - принцип индивидуального подхода к детям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ: 

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

ЗАДАЧИ

1.Формировать элементы наглядно-образного мышления.

2.Развивать восприятие, внимание, память.

3.Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать опыт детей сенсорными впечатлениями.

4.Формировать представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда, одежда, мебель), о простейших связях между ними.

5.Формировать элементарные математические представления.

6.Освоение приёмов сравнения предметов по разным признакам или их группировки (цвет, форма, размер).

7.Развитие коммуникативных способностей.

8.Формирование навыков общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

Организация  и проведение занятий ориентированы на творческий подход, в центре которого необходимо не столько формирование у детей конкретных умений в разных видах деятельности, сколько пробуждение у малышей интереса, удовольствия, радости от процесса экспериментирования с различными материалами, достижение  результата.

Предполагается гибкое планирование деятельности, с учётом интересов и склонностей детей, возможность сочетания предметно-практической, игровой, познавательной, и других видов детской деятельности, предоставление детям выбора игр, игрушек и партнёров.

 Основными структурными компонентами занятия являются:

 1. Организация детей, или вводная часть занятия, когда необходимо сконцентрировать внимание детей, возбудить их интерес к предстоящей деятельности;

 2. Основная часть занятия, предусматривающая собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность;

3. Заключительная часть, связанная с подведением итогов детской деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ.

 

ПОЗНАНИЕ

Часть программы «Познание» направлена на развитие сенсорной культуры. Ребёнок раннего дошкольного возраста познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, участвует в экспериментах.

  • расширение и обогащение чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств  предметов окружающего мира;
  • знакомство с различными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине);
  • обучение многообразию способов обследования предметов (тактильные - поглаживание, надавливание, сжимание и т.д.; развитие сенсорных анализаторов – слухового, обонятельного, осязательного и т.д.)
  • содействие запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий;
  • формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер), устанавливать тождество и различия, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака;

 - В области формы эталонами служат плоскостные геометрические фигуры – квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.

- В области цвета эталонами служат хроматические цвета – красный, жёлтый, синий, зелёный. А как дополнение – ахроматические – белый и чёрный.

 - В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величины между предметами (большой и  маленький).

- Так же рассматривается такой показатель, как количество предметов – много и мало.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Часть программы обучающей и развивающей программы «Умный гномик» предполагает:

  • развитие игровой деятельности;
  • развитие социальных представлений о мире людей;
  • нормы взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • управление своими эмоциями и самосознанием.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа кружка раннего развития «УМНЫЙ  ГНОМИК» разработана для детей 2-3 лет.

Количество занятий кружка   - 6 раз в месяц.

Продолжительность занятия  - 15 минут.

Количество детей  на занятии – 5 – 7 человек .

ПОЗНАНИЕ

месяц

Октябрь

Формирование целостной картины мира

Формировать представления о предметах ближайшего окружения (игрушки), о простейших связях между ними.

Ноябрь

Формирование элементарных математических представлений

Знакомство с различными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра ). Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер)

Декабрь

Формирование целостной картины мира

Формировать представления о предметах ближайшего окружения (посуда ), о простейших связях между ними.

Январь

Формирование элементарных математических представлений

Знакомство с различными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра ). Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер)

Февраль

Формирование целостной картины мира

Формировать представления о предметах ближайшего окружения (одежда), о простейших связях между ними.

Март

Формирование элементарных математических представлений

Знакомство с различными видами сенсорных эталонов (представление о   геометрических фигурах, отношениях по величине). Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма, размер)

Апрель

Формирование целостной картины мира

Формировать представления о предметах ближайшего окружения (мебель), о простейших связях между ними.

Май

Формирование элементарных математических представлений

Знакомство с различными видами сенсорных эталонов (представление о  геометрических фигурах, отношениях по величине). Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, форма,размер)

СОЦИОЛИЗАЦИЯ

месяц

Октябрь

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

 - Вовлечение ребенка   процесс самопознания, расширения опыта.

- Формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.

Ноябрь

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

- Развивать тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.

- Рефлексия. Игры и упражнения на выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики, позы.

Декабрь

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

- Упражнения на установление связи между восприятием сенсорной информации сопровождающими ее эмоциями.

- Стимуляция поисковой и творческой активности.

Январь

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

- Развивать тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.

- Формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.

- Рефлексия. Игры и упражнения на выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики, позы.

Февраль

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

- упражнения на установление связи между восприятием сенсорной информации сопровождающими ее эмоциями.

- Стимуляция поисковой и творческой активности.

Март

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

-  Развивать тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.

-Формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию.

Апрель

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

- упражнения на установление связи между восприятием сенсорной информации сопровождающими ее эмоциями.

- Рефлексия.Игры и упражнения на выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики, позы.

 

Май

- Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, восприятие.

- Развивать тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.

- Стимуляция поисковой и творческой активности.

 

             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Загорная Е.В., «Настольная книга детского психолога».- СПб;«Наука и Техника», 2010.
  2. Кольчова М.М., Рузина М.С.,«Ребенок учиться говорить. Пальчиковый тренинг».-Екатеринбург; У-Фактория,2004.
  3. Синицына Е.И., «Логические игры и задания». – М; ЮНВЕСТ,2000.
  4. Бойков Д.И., Бойкова С.В., «Как развить навыки общения у ребенка». –СПб, 1995.
  5. Доронова Т.Н.,«Играют взрослые и дети». – М, ЛИНКА – ПРЕСС,2006.
  6. Пиаже Ж., «Речь и мышление ребенка». – СПб, Союз,1997.
  7. Лютова-Робертс Е, Монина Г., «Игры для гиперактивных детей». –СПб, Речь, 2012.
  8. Сташевская Р., «100 и 1 игра для развития ребенка». – СПб, Речь,2012.
  9. Дыбина О.Б., «Ребенок и окружающий мир». – М, Мозайка, 2005.
  10. Арапова-Пискарева Н.А., «Формирование элементарных математических представлений». – М, Мозайка, 2006.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Предполагается, что после проведения развивающих  занятий  у детей будет наблюдаться положительная динамика.

  • Повышение уровня коммуникативных навыков.
  • Повышение уровня адаптационных способностей.
  • Развитие сенсорных возможностей :

- Различают основные цвета спектра, используют их для обозначения предмета,

- Знают и оперируют основными геометрическими фигурами,

- Используют простейшие способы обследования,

- Сравнивают предметы по 1-2 признакам,

- Выделяют сходства и различия,

- Ориентируются в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"

Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...

Проект по развитию когнитивной сферы детей младшего дошкольного возраста « РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»

ТРЕНИНГ для родителей «УСПЕХ ВОСПИТАНИЯ»УЧЕБНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Умный гномик"Здоровьесберегаюшие технологии...

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

Авторская программ по дополнительному образованию «Развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью строительного материала «Строитель».»

Дети младшего возраста не умеют строить из строительного материала постройки , пользоваться природным материалом, пользоваться схемами , обыгрывать постройки ; не развито конструктивное мышление...

Дополнительная образовательная программа по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность «Почемучка» на 2020-2021 учебный год

Пояснительная запискаОбоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы  в образовательный процесс  «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»А....