Непосредственно - образовательная деятельность "Планеты солнечной системы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект "Планеты солнечной системы" будет полезен педагогам ДОУ работающим с детьми старшего возраста. В процессе НОД дети получат представления о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения. Научатся ставить перед собой цель и находить пути её достижения, справляться с возникающими трудностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_planety_solnechnoy_sistemy.docx | 40.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект проведения
непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
Воспитатель ГБОУ ООШ №17 г. Новокуйбышевска
с/п «Д/с «Алёнушка»
Ямбарцева Оксана Владимировна
Вид деятельность: познавательно-исследовательская деятельность
Тема «Планеты солнечной системы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: Формировать у детей познавательный интерес к изучению космоса, Солнечной системы
Задачи:
1. Расширение системы знаний ребёнка путём включения в неё нового знания, формирование способности ребёнка к освоению нового способа действия. Дать представления о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, орбитах движения. Развивать умение ставить перед собой цель и находить пути её достижения, справляться с возникающими трудностями; самостоятельность, инициативность; навыки исследовательской деятельности.
(«Познавательное развитие»)
2.Совершенствовать диалогическую речь. Обогащать словарный запас детей названиями планет, космических объектов. («Речевое развитие»)
3.Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в парах, группах, чувство сопереживания и желание помочь. («Социально – коммуникативное развитие»)
4. Развивать двигательную активность и мелкую моторику в ходе физкультминутки(физическое развитие)
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», игры «Подбери по цвету», «Найди свой домик
Методы и приемы:
- практические: выполнение физкультминутки, опытов в «Космической обсерватории», заполнение пиктограмм, д\и «Соедини по точкам», выполнение маршрутов.
- наглядные: видео-презентация «Смешарики в космосе», фото солнечной системы, макет солнечной системы.
- словесные: беседа, вопросы, ответы детей, инструкции, объяснения.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: ковёр, таз с мукой, шарики разного диаметра, камни; макет Солнечной системы, картинки планет и солнца с названиями на магнитах, магнитная доска, костюм астронома, бейджик «Астроном», емкости с сыпучим веществом (подкрашенный речной песок) 3 штуки, пустые емкости 3 шт., салфетки и металлические ржавые предметы, магниты, ситечки, куски льда, презентация «Смешарики в космосе»
Раздаточный: простые карандаши, листы с изображением орбит и планет Солнечной системы и задания, на каждого ребёнка картинка с изображением ракеты и цифр от одного до двадцати, пиктограммы.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор и экран.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Планеты солнечной системы», «Повернёмся два раза сейчас» |
Коммуникативная | Вопросы, указания, ответы. |
Игровая | Игры «Пиктограммы», «Соедини по точкам», «Мы сегодня – я и ты» |
Познавательно-исследовательская | Опыты: «Метеориты и метеоритные кратеры», «Состав грунта» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
1 | Введение в ситуацию. Дидактические задачи: Мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | |
Воспитатель: Предлагаю поиграть и за мной всё повторять. Мы сегодня – я и ты, путешествуем в ночи, Посмотрите-ка направо, В небе полная луна. А теперь посмотрим влево - Ярко вспыхнула звезда Вот комета пролетела, В атмосфере вся сгорела. Посмотрите, кто-то там на ракете мчится к нам. Поприветствуем скорей, долгожданных мы гостей. Закрывайте-ка глаза, звёзды посчитать пора. Я в ладоши буду хлопать. Вы считать и отвечать. Сколько звёзд зажглось на небе (хлопаю пять раз) Сколько? Посчитай, но не хитри (хлопаю три раза) Сколько звёзд на небе? И ещё разок попросим, сколько звёзд на небе? (хлопаю 8 раз) Конечно ……… Открывайте-ка глаза, всё закончилась игра! Воспитатель: Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Воспитатель: Приглашаю вас на островок знаний, располагайтесь по удобнее и внимание на экран - посмотрите вот оно звездное небо. На экране появляется Пин(видео-презентация «Смешарики в космосе») «Внимание! Внимание! Мы отправились в межпланетную экспедицию, но бортовой компьютер сломался, и мы не знаем куда лететь и как вернуться на планету Земля. Катастрофа. Помогите нам, пожалуйста, проложить маршрут. Отправляю вам фото Солнечной системы и тексты маршрутов». Воспитатель: Что произошло? Что делать? Воспитатель: А вы сможете? | Дети заходят в зал, встают в круг. Произносят слова с воспитателем. Руки поочерёдно вперёд. Смотрят направо. Смотрят влево. Круговые движения руками перед собой. Смотрят перед собой. Поворачиваются к гостям, здороваются. Закрывают глаза. Считают. Пять. Три. Восемь. Открывают глаза. Дети высказывают свои предположения. (внимание детей переключается на доску) Дети высказывают своё мнение. Да. | |
2 | Актуализация знания. Дидактическая задача: 1)актуализировать знания детей о планетах Солнечной системы. 2)используя метод игрового моделирования закрепить умение ориентироваться на схеме, находить месторасположения знакомых планет и Солнца. | |
Воспитатель: Тогда не будем терять время, вот фото Солнечной системы и задания. -Рассмотрите фотографии, что вы на них видите? Воспитатель: Чтобы выполнить маршрут, выберите, кто в вашей команде будет читать задание, кто чертить, а кто помогать и проверять. Ребята, задания разные. Выбирайте. Приступаем к выполнению задания – составлению маршрута | - Мы видим на фотографиях Солнце, планеты, Землю… (распределяют обязанности). (выбирают задание). (дети пробуют проложить маршрут в соответствии с заданием). | |
3 | Затруднение в ситуации. Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с планетами. 2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины. | |
Воспитатель: Смогли составить маршрут? Воспитатель: Приглашаю вас на наш островок Знаний на совет Что мы знаем? Воспитатель: Смогли выполнить? Воспитатель: Почему не смогли выполнить задание? Воспитатель: Значит, что нам нужно узнать? | - Нет. (садятся на ковёр) - Знаем планету Земля, Марс, Солнце. Что надо составить маршруты. - Нет. - Не знаем другие планеты и где они находятся. - Нам нужно узнать планеты. | |
4 | Открытие нового знания. Дидактические задачи: 1) познакомить детей с планетами Солнечной системы 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того кто знает»; | |
Воспитатель: Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать, нам разгадать его поможет вопрос: Где это я могу узнать? Ваши предложения. (проговариваю с детьми каждое предложение и находим оптимальный вариант) Воспитатель: У кого мы можем узнать о планетах? Воспитатель: Что б планеты нам узнать надо встать и движенья выполнять. Физкультминутка: Вправо повернёмся два раза сейчас, правой рукой закроем правый глаз, левой рукой закроем левый глаз, топнем левою ногой. Топнем правою ногой. Левая рука вперёд, правая рука вперёд, Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба глаза. Теперь два раза налево повернись и в Космической обсерватории окажись. (пока дети выполняют задания, переодеваюсь в астронома и выставляю атрибуты) Астроном: Здравствуйте, мои друзья! Я – астроном. Вы знаете, чем занимается астроном? Астроном: Зачем искали вы меня? Астроном: Хорошо помогу вам. Нам понадобится макет Солнечной системы(открываю ширму, на столе макет). Что такое Солнечная система? Посмотрите на макет, что вы здесь узнаёте? (Выставляю на магнитной доске картинку Солнце.) Астроном: Что такое Солнце? Астроном: Спасибо за подробный ответ. Все планеты движутся вокруг Солнца, каждая по своему пути и называется этот путь – орбита (включаю макет). Самая первая планета от Солнца Меркурий. Найдите её, сравните с другими планетами, что можно сказать про Меркурий. Астроном: А ещё Меркурий самая быстрая планета в Солнечной системе. Догадались почему? Астроном: Расположен Меркурий ближе всех к солнцу, днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь, становится очень холодно, поверхность покрыта кратерами, а вы знаете почему? Астроном: Предлагаю проверить. Проходите в космическую лабораторию. Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры” Астроном: Поверхность планеты Меркурий мягкая, покрытая толстым слоем пыли. Представьте, что мука – это поверхность планеты, а камень - это метеорит. Возьмите «метеориты». Метеориты летят в космосе с огромной скоростью и ударяются о поверхность планеты(кидаем камни в таз с мукой). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты? Астроном: Ребята, почему образовался кратер? Астроном: Как называется первая планета Солнечной системы? Астроном: На какую по счёту орбиту надо установить картинку с планетой Меркурий? Астроном: Найдите на макете вторую планету Солнечной системы, с какой планетой она похожа по размеру? Астроном: У планеты Земля есть планета сестра, Венера называется она. Это злая планета – её называют планетой бурь, там бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко, это самая жаркая планета Солнечной Системы. Смешарики прислали нам свои координаты, их корабль находится в опасной близости с планетой Венера. Только выполнив вычисления можно спасти Смешариков и изменить курс корабля. Вы сможете? ( Дидактическая игра «Соедини по точкам»). Астроном: Все справились, молодцы. Как называется вторая планета от Солнца? Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Венера?
Астроном: Рассмотрите макет, найдите третью планету от Солнца. Узнаёте эту планету? . Что вы можете рассказать о планете Земля? Прекрасно, мои юные астрономы. На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Земля? Астроном: Найдите на макете четвёртую планету от Солнца. Как называется четвёртая планета? Астроном: Как вы её узнали? Астроном: Марс покрыт красно-оранжевым песком, внутри планеты лёд, там холодно и дуют сильные ветры, на поверхности есть горы, кратеры, вулканы, Космический зонд привез образцы космического грунта с планеты Марс (Показываю песок) . Как узнать состав грунта? Астроном: Замечательное предложение, проходите в лабораторию (На 3 столах расположены ёмкости с песком, пустые ёмкости, на отдельном столе магниты, ситечки, ложки, воронки) Вспомним правила исследования сыпучих веществ. Астроном: Выберите предметы, которые помогут вам провести исследование грунта. Приступаем к работе. Астроном: Расскажите, пожалуйста, Что вы обнаружили в космическом грунте. Астроном: Проведя исследования, вы обнаружили в грунте большое количество железа и льда (показываю ржавые металлические предметы и лёд). Возьмите салфетки и потрите их о железо, что получилось? Астроном: Почему? Астроном: Вы догадались, почему Марс называют красной планетой? Астроном: Чудесно, юные астрономы вы удивляете меня! Грунт с какой планеты мы с вами исследовали? Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Марс?
Астроном: Посмотрите на макет и найдите пятую планету Солнечной системы. Называется эта планета Юпитер. Про неё мы узнаем, если расшифруем пиктограммы. Юные астрономы работаем в парах, возьмите пиктограммы, присаживайтесь на островок Знаний и приступаем к расшифровке. Пиктограммы: 1 самая большая планета в Солнечной системе. 2.На планете нет твёрдой поверхности. 3.Там гремят сильные грозы, 4.она состоит из ядовитых газов, 5. жить там невозможно. Астроном: На какой по счёту орбите от Солнца находится планета Юпитер? | - Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому. - У того кто знает планеты. У астронома. (встают лицом к гостям) Произносят слова физкультминутки (повороты вправо) (закрывают правой рукой правый глаз) (закрывают левой рукой левый глаз) (топают левой ногой) (топают правой ногой) (левая рука вперёд) (правая рука вперёд) (хлопают в ладоши, открывают глаза) (поворачиваются 2 раза) (здороваются и высказывают свои предположения). - Астроном изучает планеты и проводит различные исследования в космической обсерватории. Дети рассказывают. (высказывают свои предположения) - Солнце. - Это огромная звезда, очень горячая, к нему лучше не приближаться. - Планета Меркурий самая маленькая. - Он движется по первой орбите вокруг Солнца. Орбита Меркурия самая короткая. (высказывают предположения) (проходят в лабораторию) (выполняют указания Астронома) - Образовались углубления, ямы, кратеры. - Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер. - Первая планета Солнечной системы называется Меркурий. (дети называют, устанавливают на магнитной доске картинку, вместе проговариваем: Один - Меркурий) - С планетой Земля. - Да, сможем. (дети выполняют задания) - Вторая планета от Солнца называется Венера. - Планета Венера находится на второй орбите от Солнца (дети выставляют на доске картинку, все считаем: Один - Меркурий, два - Венера). (Дети высказывают предположения) (Дети рассказывают) - Планета Земля находится на третьей орбите от Солнца (дети устанавливают картинку, все считаем, Один - Меркурий, два – Венера, три-Земля) - Четвёртая планета называется Марс. - По красному цвету. Провести исследования. Дети рассказывают правила. ( Работа в подгруппах. Дети выбирают предметы, проводят исследования) (Дети рассказывают, как проводили исследования и что обнаружили в грунте). - Салфетки стали красными. - Металлические предметы от воды и льда ржавеют. - Поверхность Марса становится красной от ржавчины. - Мы исследовали грунт с планеты Марс. - Она находится на четвёртой от Солнца орбите. (Дети выставляют картинку на доску. Считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс.) (работа в парах, дети разгадывают пиктограммы и рассказывают) - Юпитер находится на пятой орбите от Солнца. (выставляют картинку и считаем: Один – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, четыре – Марс, пять –Юпитер) | |
5 | Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка. Дидактические задачи: 1)поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (моделирование). 2)тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь. | |
Астроном: Отдохнём и поиграем, что узнали повторяем. Физкультминутка. Самый первый, быстрый самый (бег) среди планет он самый малый (присесть) К нему лететь мы не рискнули б называется …. Вторая планета как злая сестра Здесь бури бушуют И дуют ветра (дуют) Лететь к ней, всем скажем, это не дело. Там грозы и жарко - ведь это… Третья планета (три пальца вверх) Она лучше всех (Большой палец вперёд Здесь птицы поют (изображаем птиц) И звучит детский смех (смеёмся) Любим планету мы все - ты и я Её называем красиво-… Четвёртая красная планета По соседству с нами. И зимой и даже летом Мерзнет надо льдами. Странно, что ни говори, Лед не сверху, а внутри. Мечтает каждый из нас посетить планету … В телескоп скорей взгляните Он гуляет по пятой орбите. Там начальник он над всеми, Больше всех других планет. В нашей солнечной системе Никого крупнее нет. Жить на нём нельзя, простите, Планета эта зовётся… Астроном: О, мои юные астрономы. Пять планет узнали с вами Остальные узнаете сами. Как вы думаете, теперь сможете помочь Смешарикам? Астроном: Мне с вами надо прощаться, вам в детский сад возвращаться. До свидания! А, чтобы в детский сад попасть, на белую полоску надо встать (Дети выполняют соответствующие движения, в это время снимаю костюм астронома) Физкультминутка: Вправо повернёмся два раза сейчас, правой рукой закроем правый глаз, левой рукой закроем левый раз, топнем левою ногой. Топнем правою ногой. Левая рука вперёд, правая рука вперёд, Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба глаза. Теперь два раза налево повернись и в детском саду окажись. Воспитатель: Я очень рада снова видеть вас. Где вы были? Воспитатель: Что вы узнали? Воспитатель: Что сейчас будете делать? Воспитатель: Как вы будете его выполнять? Воспитатель: Приступаем к выполнению маршрутов. Воспитатель: Справились с заданием? Воспитатель: Я сфотографирую ваши карты и отправлю их Смешарикам. (фотографирую). Присядьте на нашем островке знаний, отдохните. Приглашаю всех на Островок знаний (ковёр). На экране появляются Смешарики: Спасибо, ребята! Мы получили ваши фотографии с маршрутами. Вы нам очень помогли, продолжаем нашу космическую экспедицию, держим курс на Марс! | (палец вверх) (бег) (присесть) (крылья показываем и покачиваемся) - Меркурий. (два пальца вверх) (злое лицо) (круговые движения руками) (дуют) (крылья показываем и покачиваемся) (топаем ногами. Обмахиваемся руками) – Венера. (три пальца вверх) (большой палец вверх) (изображают птиц) (смеются) (за плечи себя обнимаем и показываем руками на ребят и на себя) - Земля. (четыре пальца вверх) (обнять за плечи соседей с двух сторон) (дрожим, обмахиваемся руками) (руки вперёд) ( пожать плечами) (руками показать) (хлопаем в ладоши) - Марс. (изображаем) (пять пальцев вверх) (руки на пояс) (показать круговые движения руками) (руки вниз) (знак отрицания) (руки к груди, помотать головой) - Юпитер. - Да. (дети выполняют соответствующие движения) - Мы были в космической лаборатории… - Мы узнали планеты. - Выполнять задание. (дети объясняют) (дети выполняют задание) - Да. (дети садятся) | |
6. | Осмысление Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха. | |
Воспитатель: Чем мы занимались? Воспитатель: Кому мы помогли? Воспитатель: Почему сумели помочь Смешарикам? Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось? Где вы испытывали затруднения? Воспитатель: .Вы смогли помочь Смешарикам, потому что, были внимательными, дружными, получили новые знания о планетах Солнечной системы. Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать. Нам разгадать его поможет: желанье новое узнать! Молодцы! | (отвечают) (рассказывают) - Потому что мы узнали о планетах. (ответы детей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по теме:"Солнечная система"
Сценарий непосредственно образовательной деятельности .Направлен на реализацию образовательных задач, формирование интегративных качеств дошкольников. Содержит различные виды детской деятельности....
Непосредственно образовательная деятельность "Солнечная система"
Цель: рассказатьи показать детям Солнечную систему...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) в подготовительной группе на тему: «Космическое путешествие по солнечной системе»
Закреплять названия планет солнечной системы, порядок их расположения вокруг Солнца....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе № 4 «Одуванчики» на тему: «Солнечная система»
Познакомить детей с планетами через путешествие по солнечной системе...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в группе детей 6-7 лет "Солнечная система"
Кенспект для педагогов по Познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе. Уточнить представления детей о солнечной системе.Названиях планет их расположении и движении относительно со...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Планеты солнечной системы"
Конспект НОД "Планеты солнечной системы"Цель: активизировать знания об основных небесных телах Солнечной системы, значение солнца для здоровья человека, мерах предосторожности при длительном...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Планеты солнечной системы»
полезный материал для детей поготовительной группы , увидительное потешествие в космос !!!...
- Мне нравится (1)