Конспект экскурсии в мини - музей «Волшебная кладовая» для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»
ЗАНЯТИЕ: Формирование целостной картины мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ: Ознакомление с социальным окружением.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
ЗАДАЧИ:
- Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта через сказку.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугунок, кузовок, лукошко, коромысло и т.д.).
- Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов;
- Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно - исследовательская, коммуникативная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с экспонатами музея, знакомство с текстами литературных произведений, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта. Повторение правил поведения в музее.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: коромысло, кочерга, чугунок, туесок, короб, лукошко.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
- Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Конспект экскурсии в мини - музей
«Волшебная кладовая» для детей старшей группы
Автор - составитель:
Иваровская Светлана Михайловна
Санкт-Петербург
2022
Конспект экскурсии в мини - музей «Волшебная кладовая» для детей старшей
группы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Познавательное развитие»
ЗАНЯТИЕ: Формирование целостной картины мира.
ВИД ЗАНЯТИЯ: Ознакомление с социальным окружением.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное». «Речевое», «Художественно - эстетическое», «Физическое».
ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
ЗАДАЧИ:
- Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта через сказку.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугунок, кузовок, лукошко, коромысло и т.д.).
- Развивающие:
- Развивать познавательные интересы детей, монологическую речь, коммуникативные умения при помощи привлечения дошкольников к исполнению роли экскурсоводов;
- Развивать любознательность и формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
3.Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно - исследовательская, коммуникативная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Методы - игровой, словесный, наглядный. Приемы - беседа, пояснение, загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, рассматривание экспонатов.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с экспонатами музея, знакомство с текстами литературных произведений, стихотворений о предметах старинной утвари, предметах быта. Повторение правил поведения в музее.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: коромысло, кочерга, чугунок, туесок, короб, лукошко.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
- Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
-Здравствуйте, дорогие друзья!
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!
Музей нам дарит много впечатлений
И учит нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Музеи будут бережно хранить!
А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
-Музей - это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы.
-В нашем музее есть разные экспонаты: туески, лукошки, корзинки, ведра, кувшины, шкатулки, предметы посуды, есть даже самовар. Все это необходимые предметы быта наших предков. Подумайте, что объединяет все экспонаты нашего музея? (В эти предметы можно что- либо положить).
-Да верно. И наш музей так и называется – музей емкостей.
В каждом музее есть свои хранители. В нашем музее они тоже есть. И вы легко их узнаете:
Шесть веков ему, седьмой.
Он не толстый, не худой,
Подпоясан кушачком
И с волшебным сундучком.(Домовой).
Домовые - хранители нашего музея.
-Домовые, покажитесь, с детворою подружитесь. А вот и они.
Домовые сказочные персонажи, и все экспонаты нашего музея также можно встретить в сказках.
Посмотрите, дети, в руках одного из домовых свиток. Посмотрим, что там?
Воспитатель разворачивает свиток и читает сказочные загадки:
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт —
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла —
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и Медведь)
- Как Маша оказалась в избушке у медведя? (Ответы детей)
-Как Маше удалось перехитрить медведя? (Ответы детей)
А теперь посмотрите на экспонаты музея. Какие предметы встречаются в сказке? (Корзина, туесок, короб) Рассмотрим экспонаты нашего музея.
Плетеная небольшая корзина называется лукошком - от слова «лыко». Она предназначалась для сбора ягод и грибов, а также для посева зерен и сбора урожая. Лукошко - это самая легкая, почти невесомая корзина, которую брали с собой буквально везде.
А при необходимости его можно было смастерить из подручных материалов прямо в лесу. Еще один вид русской корзинки называется кузовком. Как правило, это берестяная сумка-торба в виде цилиндра с крышкой. Сделана она специально, чтобы ягоды не мялись и не давали сока.
Для удобства к кузовку крепится ремень через плечо. С этой корзинкой, кстати, связана одна из самых известных русских поговорок: «Назвался груздем, полезай в кузовок».
Означает она, что нужно понимать ответственность за свои слова, и коли ты что-то сказал, будь добр, сделай.
А вот корзинки из бересты для хранения продуктов на кухне называются туесками. Часто они закрываются крышками с ручками. Мастера по плетению туесков дают в работе волю своей фантазии, украшая их различными рисунками.
- Парень по воду побрёл,
В щуку в проруби нашел.
Чудеса теперь кругом:
Вёдра сами идут в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
Что за чудо в самом деле?
Это сказка о Емеле (По щучьему велению)
Назовите предметы – экспонаты музея, которые встречаются в сказке? ( Вёдра, коромысло)
Коромысло – толстая, изогнутая дугой палка с крючками, приспособление для переноса ведер с водой.
- Лиса кормила гостя кашей,
Но он ни капельки не съел,
И на болото улетел.
Угощал её окрошкой,
Не отведала ни крошки.
И ушла к себе в леса,
Пообидившись, лиса.
(Лиса и журавль)
Это хорошо знакомая вам сказка.
-Почему лиса обиделась на журавля? Удалось ей отведать вкусной окрошки, которую приготовил журавль?
-Какие экспонаты нашего музея встречаются в сказке? (Глиняный кувшин, тарелка)
Какие ещё экспонаты из глины вы видите? (Ответы детей)
Смотрим мы на эту посуду и не можем глаз отвести. Почему она так привлекательна?
Возьмите в руки горшочек, подержите. Что вы чувствуете? Тепло, какие-то совершенно неожиданные приятные ощущения, состояние уюта и комфорта, умиротворенности. Так в чем дело?
В глине. В уникальных свойствах этого природного материала, над созданием которого веками трудились три стихии: земля, вода, воздух.
Исследователи говорят, что глина излучает особую энергию, которой она щедро делится с человеком, благотворно влияя на здоровье человека.
Наши предки были очень наблюдательными и мудрыми людьми, сумели правильно воспользоваться этим даром природы. Думаю, многие ваши мамы и бабушки у себя на кухне имеют глиняные горшочки и с удовольствием в них готовят. Еда из самых простых продуктов, приготовленная в этих чудо - горшочках, получается необыкновенно ароматная и вкусная
- Она по полю пошла,
В поле денежку нашла!
Самовар себе купила
И гостей чайком поила.
Веселились все вокруг,
Но вмешался злой паук…
Пауков боится Муха,
Муха — … .
(Муха-Цокотуха)
Эта сказка нас отсылает к витрине с посудой. Назовите предметы посуды, которые встречаются в сказке. (Чашки, блюдца, самовар)
На витрине с посудой в нашем музее представлены предметы Императорского фарфорового завода, который был основан императрицей Елизаветой в 1744 году и имеет давнюю историю. Фарфоровые изделия Императорского фарфорового завода отличаются особым качеством, изящностью формы и художественного оформления и пользуются спросом не только у россиян, но и у зарубежных гостей.
Физминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Легли, вытянулись. . Н. Нищева |
-Небольшого росту девка и сама вся статная,
Платье цвета малахита в косах ленты яркие. (Малахитовая шкатулка).
-А что хранилось в шкатулке у нашей сказочной героини? (украшения из драгоценных камней)
-Чтоб представить это нужно
Глазки всем закрыть нам дружно.
Справа чистый изумруд,
Слева бусы. Там и тут
Кольца, серьги и браслеты.
Представляете всё это?
Жемчуга и бирюза.
Открываем все глаза!
Возле этой витрины мы с вами немного задержимся, и я вам расскажу про шкатулки.
Педагог показывает детям шкатулку и "ведет" свой рассказ.
- Шкатулки... Многим на первый взгляд кажется ничего особенного – всего лишь коробочки с крышечками, но все они очень разные – фарфоровые, деревянные, берестяные, каменные, металлические, керамические…, и даже из солёного теста. Круглые, квадратные, прямоугольные, овальные, сундучки, ларчики, бочонки…
Но из каких бы материалов ни была сделана шкатулка, она всегда скрывает какую-то тайну. И очень хочется заглянуть вовнутрь! Но не всегда это удаётся сделать. Для того чтобы уберечь содержимое шкатулки от посторонних глаз мастера сделали шкатулку с замками и секретами. Секреты могут быть спрятаны в крышке, боковых стенках и даже в донышке – потайные отделения, двойное или тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после нажатия тайной кнопки или сложной последовательности действий. Эти уловки делают из шкатулки настоящий тайничок.
Пришла к нам шкатулка с Востока. Китайские мастера ещё две тысячи лет назад создавали футляры из дерева различной формы и размеров, расписывали их смолой редкого лакового растения. Стремясь опередить друг друга по уровню мастерства, создатели шкатулок придумывали всё более и более искусные формы, стараясь как можно богаче их украсить. Изготовленная на заказ, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, шкатулка могла стоить дороже, чем драгоценности, которые в ней хранились. Любая шкатулка чаще всего была штучным и весьма дорогим подарком.
Мастера делали шкатулки всех размеров – от самой маленькой (для одного колечка) до самой большой и даже очень большой. Сундук это тоже разновидность шкатулки. На Руси сундуки использовались испокон веков и передавались по наследству детям и внукам.
За минувшие века первоначальная конструкция шкатулки почти не изменилась. Да и сама шкатулка – предмет, пришедший к нам из старины, не устарела в наши дни.
Сейчас шкатулки делаются во всех странах, но везде разные. Мастер может сделать шкатулку за два дня, а может затратить на её изготовление два месяца. Это зависит от сложности конструкции и материала, из которого делается шкатулка. Шкатулки делаются как на предприятиях, выпускающих сувенирную продукцию, так и отдельными мастерами.
- Что же хранили в шкатулке для рукоделия ваши бабушки и прабабушки?
- Узнать это вы сможете, отгадав загадки.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)
- Одноглазая старушка
Узоры вышивает, весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает.
(Иголка)
- У дядюшки у Никона
Вся лысина истыкана.
(Напёрсток)
- Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Прячусь под комод.
(Клубок)
- Всё под силу сестрам смелым –
Хоть носки, а хоть жакет.
Могут всё в руках умелых,
Им ни в чём преграды нет.
(Спицы)
- Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы)
Шкатулки в нашем музее сказочные и не только могут хранить тайны, но и исполнять желания. Возьмите сердечки, положите их на ладошки, и загадайте желание. Положите сердечки - желания в шкатулку, и они у вас обязательно исполнятся.
Рефлексия:
А наше знакомство со сказочным музеем завершается. Я думаю, что оно было для вас увлекательным и познавательным. И мы прощаемся с хранителями музея – домовыми и благодарим их за увлекательное путешествие в сказочную старину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения экскурсии в мини – музее «Была война» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине. Задачи:- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;- Воспитывать чув...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Экскурсия по мини музею «Водный мир» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Экскурсия по мини-музею"...
Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»
Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....
Экскурсия в мини музей. «Волшебные краски»
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим». В н...
Конспект организованной образовательной деятельности «Экскурсия в мини-музей «Русская изба»» для детей старшего дошкольного возраста
В нашем детском саду создан мини-музей "Русская изба", где представлены разнообразные предметы русского быта, старинные вещи. В рамках тематической недели "Народная культура и традиции...
Вводная экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев».
Вводная экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев»....
Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев» для детей старшего дошкольного возраста.
Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев»для детей старшего дошкольного возраста....