Экскурсия в мини-музей «Волшебный мир деревьев» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Экскурсия в мини-музей

«Волшебный мир деревьев»

для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_mini-muzey.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образованное учреждение

Детский сад №1 «Белоснежка»

Экскурсия в мини-музей

«Волшебный мир деревьев»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработали воспитатели:

Кондрашова А.О.

                                                                                      Загребельникова Е.Н.

2024 г.

Цель: формирование у детей познавательного интереса о многообразии деревьев нашей планеты через организацию мини-музея.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с разнообразием деревьев их свойствами, особенностями, учить различать и классифицировать их по разным признакам;

- расширить представление детей о пользе деревьев для человека;

- сформировать знание ребят об условиях, без которых дерево не может прожить.

Развивающие: развивать познавательную активность детей и коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

                                             Вводная часть

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Мы воспитатели Елена Николаевна, Анастасия Олеговна и пришли к вам не просто так, Буратино дал нам поручение пригласить вас на экскурсию в мини-музей «Волшебный мир деревьев».

Воспитатель: Ребята, что такое музей?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно, музей — это место, где собираются, изучают, хранят, и демонстрирует разные необычные и редкие предметы.

Люди приходят в музей, рассматривают эти предметы и узнают о них много интересного.

Воспитатель: Вы посещали когда-нибудь музей?

Ответы детей.

Воспитатель: когда мы приходим в музей, кто нас встречает?

Дети: Экскурсовод.

Воспитатель: Да, экскурсию проводит экскурсовод. Он много знает и умеет интересно рассказывать. И мы сегодня будем для вас экскурсоводами. Прежде, чем мы посетим музей, вспомним правила посещения этого места. (Воспитатель с детьми проговаривает правила: не шуметь, не бегать, загораживать вид другим посетителям нельзя, громко смеяться, разговаривать и перебивать экскурсовода.) 

По разрешению экскурсовода некоторые экспонаты можно трогать, но только аккуратно, чтобы не сломать.

Теперь мы можем, перейди в экспозиционный зал (музей).

Воспитатели приглашают детей в зал.

                                          Ход экскурсии:

(Перед детьми макеты деревьев, стеллажи с экспонатами. Пока дети рассматривают общий фон музея, воспитатель рассказывает.)

Воспитатель: Деревья есть повсюду. Согласны?

Воспитатель: Ребята скажите, что есть у дерева? (рассматривают карточки).

Чем оно питается, кто знает?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Ребята отгадайте загадки о частях дерева.

  1. Под землёю мы живем, влагу дереву несем. (Корни)
  2. Дерева одёжка, ствол хранит надёжно. (Кора) (показ коры березы рассказать-показать предметы, сделанные из коры-бересты)

Кора березы называется береста, один из самых красивых и прочных материалов для изготовления украшений и плетней.

  1. Летом листочки мы зеленеем, Осенью листья слетят-опустеем, знают ответ на вопрос этот детки (Ветки).
  2. Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).
  3. Детки расселились на ветках, в коричневых рубашках, с орешками в кармашках (Шишки).

Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть с шишками «Кто быстрее».

Воспитатель обходит детей с ведерком, каждый берет по шишке и встает в круг.

Шишки на пол положите,

И по кругу все пройдите,

А потом уж не зевай,

Быстро шишку поднимай.

(Дети идут по кругу под музыку, воспитатель убирает чью-нибудь шишку, по окончанию музыки дети поднимают шишку, кому не хватило, тот выбывает из игры).

Молодцы!

Воспитатель: - Какие виды деревьев вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель:- Посмотрите, есть ли в музее такие экспонаты деревьев, которые вы назвали?

Дети перечисляют знакомые им деревья-экспонаты.

Воспитатель: - Чем они отличаются друг от друга?

Ответы детей: лиственные, хвойные.

Воспитатель:- Правильно, у каждого дерева свои листья и своя хвоя.

Воспитатель предлагает детям поиграть в настольную игру «Дерево и лист» или «Дерево и плод». Проговаривает с детьми правила игры.

Воспитатель: - Ребята, кроме деревьев на планете есть кустарники. Знаете, чем дерево отличается от кустарника?

Дети отвечают.

Воспитатель: Вы правы, кустарник -  это жизненная форма растениймноголетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а имеющие несколько или много стеблей.  Предлагаю поиграть в игру «Дерево и кустарник».

Дидактическая игра «Дерево и кустарник»

Воспитатель: Я буду называть деревья или кустарник, а вы должны определить, что это. Если это куст - похлопать; дерево - поднять руки вверх; фруктовое дерево - поставить руки на пояс.

Воспитатель перечисляет вид кустарников и деревьев:

шиповник, сосна, яблоня, тополь, сирень, вишня, груша, рябина, акация, береза.

Воспитатель: - Ребята, вы читали стихотворение К. И. Чуковского «Чудо-дерево»? Вспомните, что росло на том дереве? Ребята, как вы думаете, бывают ли такие деревья на самом деле?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Правильно, таких деревьев не бывает. Вы знаете, мне интересно, наша планета Земля такая большая, на ней растут разные деревья, а есть ли какие-нибудь необычные деревья, которые вы знаете? А где можно о них узнать? (спросить у взрослых, можно посмотреть в интернете, можно сходить в библиотеку).

Воспитатель: - Мы  вас сейчас познакомим с необычными деревьями нашей планеты.

Воспитатель показывает  альбом, и  рассказывает о каждом дереве интересные факты.

Воспитатель: - В Мексике растет «Мармеладное дерево». У этого дерева есть плоды. Мякоть этих плодов используют для изготовления мармелада. 

В Мексике, Средиземноморье растет «Земляничное дерево». Плоды его не только похожи на землянику внешним видом, но и обладают схожим вкусом и даже запахом. Их употребляют в пищу: свежими, варят варенья, джемы. 

В Южной Америке растет «Молочное дерево». Плоды этого дерева нельзя употреблять в пищу. Но если сделать надрез на стволе, то потечет сок, белого цвета как молоко.

В этой стране еще растет «Пушечное дерево». Дерево получило такое название от формы и размера его плодов, которые очень напоминают пушечное ядро. Когда созревшие плоды падают на землю, они часто разрываются, издавая звук, похожий на выстрел из пушки.

В Африке, где Айболит сидел под деревом (из произведения Корнея Чуковского) лечил животных, растет «Драконовое дерево». Если сделать надрез на стволе, то появится сок, сначала он будет бесцветный, а потом станет красного цвета.

В Африке растет «Колбасное дерево». Дерево называется так из-за удивительной формы плодов, которые очень напоминают колбасу. Плоды несъедобные.

Ещё в этой стране растет «Тюльпановое дерево». Цветки этого дерева по форме напоминают тюльпан. На каждой ветке может быть от 10 до 100 цветков.

В Африке есть еще одно необычное дерево, называется «Конфетное дерево». На ветках этого дерева есть плоды, похожие на изогнутые, кривые ветки, но внутри они очень сладкие, вкусные как конфеты.

В Индии растет «Хлебное дерево». Дерево называется так, потому что из его созревших плодов пекут продукт, который очень похож на хлеб.

В Индонезии растет дерево, которое называется «Эвкалипт радужный». Когда смотришь на его ствол, то создается ощущение, что кто-то разрисовал его разными красками. Кору этого дерева используют для производства белой бумаги.

В Австралии растет «Бутылочное дерево». Дерево очень похоже на гигантскую раздувшуюся бутылку. В стволе этого дерева всегда огромные запасы воды. Потому что в Австралии очень жарко и дерево делает себе запас воды, чтоб не высохнуть.

В Японии и Китае растет дерево «Сакура». Сакура в основном исполняет чисто декоративную функцию. Эти деревья по большей части сажают просто для красоты, а не для выращивания вкусных плодов.

Воспитатель: - Ребята. сейчас мы переходим к следующему разделу мини-музея. Этот раздел называется «Как человек использует дерево».

Воспитатель: Ребята, кому нужны деревья?

 Дети отвечают.

Воспитатель: - Для чего нам - людям нужны деревья?

Воспитатель выслушивает ответы детей:

-для строительства;

-для очищения воздуха;

-для питания (плоды) человека;

-как дом и стол для птиц и зверей;

-для изготовления деревянной утвари;

- для забав (игрушки, музыкальные инструменты).

Воспитатель соглашается с ответами и дополняет. В процессе опроса, дети просматривают альбомы об использовании дерева человеком.

Воспитатель: Дети скажите, как человек использует дерево?

(воспитатель показывает и вместе с детьми перечисляет предметы, сделанные из дерева).

Воспитатель: - Верно, наша жизнь на планете Земля без деревьев была бы невозможной. Человек всегда бережно относиться к деревьям, восхищаясь их красотой через стихи, пословицы, песни, сказки, использует в живописи - рисуя картины (рассматривание альбомов).

Мы с вами тоже должны помочь природе сохранять наши леса. Как мы сможем это сделать?

Дети отвечают, приводят свои примеры.

Воспитатель:  Молодцы, растете настоящими защитниками природы.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами отдохнем, предлагаю провести физминутку.

                 

                    Физминутка с движениями «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Дерево все выше, выше, выше.

Воспитатель: - Ребята, мы хотели с вами провести опыты с деревом, узнать его свойства. Сначала повторим правила безопасного поведения при проведении опытов:

                 Правила поведения в лаборатории.

1. Ничего не делать без разрешения воспитателя.

2. Внимательно слушать воспитателя.

3. Быть аккуратным.

4. Не спешить.

5. Не бегать и не толкаться.

Воспитатель предлагает детям надеть фартуки, подойти к столам.

Дети рассаживаются  за столы.

 Опыт №1:

Воспитатель: - В первом опыте вам нужно узнать, дерево «Тонет - не тонет?». Опустите в воду разные предметы и посмотрите, что произойдет. Что можно сказать о деревянных предметах? Они тонут или нет?

Дети проводят опыт, и делают выводы.

Воспитатель: - Конечно, дерево в воде не тонет. Поэтому из него сделаны лодки, пароходы, корабли.

Опыт №2:

Воспитатель: - Проводим второй опыт, «Звучит - не звучит?». У вас на столе лежат  ложки. Из чего они сделаны?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Верно, из дерева и металла. Мы возьмём деревянные ложки и постучим друг о друга.  Какой звук вы слышите?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Верно, глухой.

Воспитатель: Возьмите металлические ложки, постучите ими. Какой мы слышим звук?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Верно, звонкий.

Воспитатель: - Совершенно верно, металл издаёт звонкий звук, а дерево –глухой. Это ещё одно свойство дерева.

Опыт №3 

Воспитатель: Проведем третий опыт «Лёгкий - тяжёлый». Проверим, какой материал самый тяжёлый? Возьмите в одну руку камень, в другую брусок. Что вы чувствуете?

Дети делятся ощущениями.

Воспитатель: - Верно, дерево легче, чем камень.

Воспитатель: - Ребята, какие свойства дерева мы узнали, проделав опыты?

Дети делятся своими наблюдениями.

Воспитатель: - Конечно: дерево не тонет, легче, чем камень, издаёт глухой звук.

Воспитатель: - Ребята, опыты закончились, протрите руки салфеткой, снимите форму исследователей.

Воспитатель:  - Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о дереве. Увидели столько необычных деревьев, а можно ли их назвать «Чудо - деревья»?

Дети отвечают.

Воспитатель: Мы вам приготовили интересное домашнее задание. Домашним заданием для вас будет − нарисовать любое понравившееся дерево, а потом мы ваши рисунки оформим в книгу под названием «Чудо - деревья».

Рефлексия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня вы побывали в нашем мини-музее? Подскажите название нашего мини-музея?  

Дети отвечают.

Воспитатель: - Для себя, что узнали нового? Скажите, вам понравилась экскурсия? Что понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: - Ребята, на столе лежат листочки с эмоциями: радость и грусть. Если занятие вам понравилось, вы узнали много нового, то возьмите радостный листочек, а если занятие не понравилось и ничего нового вы не узнали, то возьмите грустный листочек.

Наша экскурсия окончена. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Деревья" для детей старшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена  для использование на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.  Задачи: Обогащение словаря по данной ...

Мультимедийная презентация "Петриковская роспись по дереву" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация может быть использована в работе с детьми по изобразительной деятельности.Слайды показывают поэтапное выполнение петриковских узоров. Презентация облегчит объяснение выполнения приемов рос...

Конспект НОД и презентация на тему: «Как люди используют дерево» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД и презентация на тему:  «Как люди используют дерево» для детей старшего дошкольного возраста.Цель: познакомить с некоторыми свойствами дерева, уточнить представления детей о том, как...

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека наблюдений за деревьями для детей старшего дошкольного возраста....

Экскурсия по экспозиции "Музея К.Э. Циолковского" для детей старшего дошкольного возраста. "Дорога к звездам"

Цель: Познакомить с жизнью К.Э.Циолковского, его научными открытиями и претворениями в жизнь его идей....

Театральная постановка экологической сказки «Вы нам очень нужны, деревья» для детей старшего дошкольного возраста

Показать взаимосвязь человека и природы;- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия;- учить правильному пове...

Экскурсия в природу как форма организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрывается важное социальное значение экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста посредством экскурсии в природу....