Проект "Царство Байкала"
проект (старшая группа)

Дарима Цыденовна Лхасаранова

Воспитание любви к природе, к природе родного края – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания ребенка к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Одна из областей природы связана с миром рыб – мир рыб в его сложных связях и зависимостях с окружающей средой, роли в ней человека, познание которых позволяет заложить основы воспитанности ребенка. Много в мире рыб неизвестного и интересного, и мы решили познакомить детей с рыбами нашего озера Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsarstvo_baykala.docx945.52 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\Сканы\Скан_20220504 (4).png

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники        проекта:        дети        старшей        группы        «Одон»,        родители, воспитатели, музыкальный руководитель

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность темы:

Воспитание любви к природе, к природе родного края – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания ребенка к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Одна из областей природы связана с миром рыб – мир рыб в его сложных связях и зависимостях с окружающей средой, роли в ней человека, познание которых позволяет заложить основы воспитанности ребенка. Много в мире рыб неизвестного и интересного, и мы решили познакомить детей с рыбами нашего озера Байкал.

Проблема:

У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море озере или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть царство рыб». Дети должны знать о Байкале как можно больше, т.к. живут вблизи с природным сокровищем.

Цель проекта:

Формировать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу.

Задачи проекта:

  • Уточнить представления о строении рыб, размножении, расширять

представление детей о многообразии рыбного богатства озера. Обогащать знаниями о сибирских рыбах, вызывать интерес к среде обитания рыб.

  • Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческое воображение.
  • Развивать связную речь
  • Воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
  • Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
  • Беседы с родителями об участии в проекте.
  • Подбор песен, музыкальных композиций, связанных с тематикой проекта.
  1. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

  • Образовательная деятельность:
  • Ознакомление с окружающим миром «Путешествие по Байкалу»,

«Путешествие в подводное царство Байкала»

  • Аппликация «Нерпа на льдине».
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», отрывок А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", "У Лукоморья дуб зелёный", "Сказка о Царе Салтане",

Русская народная сказка "По щучьему велению", отрывок П. П. Ершова

«Конек-горбунок», Филиппинская сказка «Почему вода в море солёная», Г. Х. Андерсен «Русалочка».

  • Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок,

пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

  • Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
  • Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».
  • Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

  • Рассматривание книг, иллюстраций, открыток о Байкале (Расширять кругозор детей об обитателях Байкала, их жизни, среде обитания, особенностях внешнего вида).
  • Беседа «Берегите природу» (обратить внимание детей на то, что природа нуждается в нашей заботе и внимании. Вызвать у детей желание беречь природу, помогать сохранять ее. В процессе беседы активизировать и обогащать речь детей).
  • Познакомить детей с «Красной книгой». Беседа на тему «Рыбалка на Байкале. Охрана обитателей озера».
  • Сюжетно – ролевая игра: «Рыбаки»
  • Мало/подвижная игра- "Море волнуется".
  • Слушание аудио записи «Шум моря», Музыкально-дидактическая игра «Кого встретил на своем пути омулек?»

Целевые прогулки.

  • Разучивание стихов, песен о подводном мире и его обитателях.
  • Пальчиковая гимнастика "Рыбка"
  • Просмотр фильма: «Подводный мир Байкала»
  • Вечер загадок «Угадай, кто это?» (рыбы Байкала)
  • Интегрированное мероприятие «В гости к подводным обитателям Байкала»

Мероприятия по работе с родителями:

  • Организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок.
  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок – игрушек совместно с детьми.
  • Консультации для родителей на темы: «Сохраним Байкал для потомков»,

«Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание детей в семье»,

«Рыбы бывают разные».

  • Привлечение родителей к участию в выставки «Царство Байкала»
  1. Заключительный этап:

  • Музыкальное развлечение «В гости к подводным обитателям Байкала».

Предполагаемый результат:

  • Дети узнают и называют существенные признаки рыб, знают их строение;
  • Появился интерес к изучению окружающего мира, родной природе;
  • Дети начали положительно и бережно относится к природе, замечать красоту и многообразие подводного мира.

Мониторинг проекта:

Мониторинг проекта показал, что поставленные цели были достигнуты полностью.

  • 96% детей знают и называют существенные признаки рыб, знают их строение. У 92% детей появился интерес к изучению окружающего мира, родной природы.
  • 89% детей проявляют бережное отношение к природе, рассуждают о необходимости сохранять природу, замечают красоту подводного мира.

Дальнейшее развитие проекта:

Педагоги и родители продолжают ознакомление с подводными обитателями Байкала.

Список используемой литературы:

  1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.-М.:МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012.-160 с.
  2. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей

«Познание» , «Социализация» в средней группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ-Воронеж: ООО

«Учитель», 2013-280 с.

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе

детского сада. Конспекты занятий.-М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-96 с., цв. вкл.

  1. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:

Мозаика-Синтез. 2009.-80 с.

  1. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск. Редакция журнала «Сибирячек» 2002г.
  2. Г.И. Галазий « Байкал в вопросах и ответах»

 «Сохраним Байкал для потомков»

Если Сибирь часто называют драгоценной диадемой России, богатой и сказочно красивой, то озеро Байкал, несомненно,

самая прекрасная жемчужина этой диадемы.

Невольное волнение охватывает человека, когда перед его взором открывается огромное зеркало озера, обрамленное лесистыми хребтами со сверкающими снежными вершинами. С острогов

этих гор можно любоваться богатством и разнообразием красоты Байкала, их чудесными переливами.

В 1980 г. через Байкал проезжал великий русский писатель А.П. Чехов. Озеро поразило своей красотой. Он писал родным

«Байкал удивителен и недаром сибиряки его называют не озером, а морем ...».

Байкал вбирает в себя 330 рек, а отдает лишь одну - красавицу Ангару. Вода Байкала необычна, чиста и прозрачна. Богата фауна Байкала - в озере насчитывается около 1800 видов живых организмов. В озере есть породы рыб, не встречающихся не в одном другом водоеме мира. Это глубоководная рыба голомянка. Без чешуи, с плавниками, похожими на крылья бабочки, она почти целиком состоит из жира. Жир голомянки высоко ценится в народной медицине. В озере водится байкальский тюлень - нерпа, имеющая прекрасный мягкий мех.

Вся территория Байкала принадлежит Баргузинскому заповеднику, основанному более 60 лет назад для охраны и разведения соболя. Здесь обитают еще 35 видов зверей: бурый медведь, росомаха, рыси, лоси, барсуки, горностаи, хорьки и др. Разнообразен и богат птичий мир.

Район Байкала - прекрасное место для тех, кто любит покой и красивые пейзажи.

В декабре 1996 года озеро Байкал было включено в список природных объектов Всемирного Наследия. Но уз Участка Всемирного Наследия было исключено пять населенных пунктов (Северобйкальск, Селегинск, Байкальск, Слюдянка, Калтук) из-за неблагополучной экологической ситуации вокруг Байкала.

Основные этапы возрастания антропогенного воздействия на экосистему Байкала;

Резкое увеличение поступления загрязняющих веществ с водами реки Селенги.

Подъем уровня вод Байкала со строительством Иркутской ГЭС, поступления загрязняющих веществ вследствие размыва берегов.

Строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, увеличение численности населения на берегу озера (увеличение сброса сточных вод).

Байкал - уникальное явление природы. Как природный объект он представляет громаднейшую ценность для всего человечества. Очень хочется, что эта ценность осталась нашим потомкам в чистом виде. И чтобы наши внуки также гордились как мы.

Та земля, где с детства даль за далью Я прошел, проехал, проскакал,

-Та земля зовется Забайкальем

-Славным твоим именем, Байкал!

«Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное

нерациональное расходование её ресурсов.

Деятельность человека в природе должна        быть        разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет.

Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно

их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию                        растений,        появлению        новых        росточков,         цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения                как                герань        или        бегония,        комнатные        культуры помидоров                и                        огурцов.         Ответственность                —                        важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя        крохе                жизнь                зеленых         питомцев.        Также        можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами? Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы,

потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок

становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, чем мы        дышим и живём. И в дошкольной педагогике  появлялось  новое  направление  воспитания  -

экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется        начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется   погладить   животное и

полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой

«дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче, и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка.   Мы   взрослые   собираем   цветы   и

лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое, и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В конце сообщения хочется предложить стихотворение В. Орлова.

«Живой букварь» Нас в любое время года Учит мудрая природа

Учит по календарю По живому букварю Птицы учат пению Паучок терпению

Учит нас пчелиный рой Дисциплине трудовой Обучает жить в труде И по справедливости Учит пас правдивости Учит снег нас чистоте Учит солнце доброте У природы круглый год Обучатся нужно

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод Учит крепкой дружбе.

«Отгадай и объясни загадки».

Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает. У родителей и деток вся одежда из монеток.

Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

«Ответь на вопросы».

Как называется суп из рыбы? (Уха)

Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто такие мальки? (Рыбкины детки)

«Запомни и повтори».

Ёрш, сом, пескарь – это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.

Карп, карась, плотва – это озёрные рыбы.

Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.

«Рыбы-великаны».

(Словообразование с помощью увеличительных суффиксов.)

Пескарь – пескарище; окунь – окунище; ёрш – ершище; акула – акулища; карась – карасище; рыба – рыбища.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Пять маленьких рыбок играли в реке, (Волнообразные движения сомкнутыми ладонями.) Лежало большое бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем «ныряющее» движение.) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями – отрицательный жест.) А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро трясём ладонями – дрожь.) А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями –уплывают.)

«Чей, чья, чьё, чьи?»

У рыбы голова чья? – Рыбья. Брюшко чьё? – Рыбье.

Жабры чьи? – Рыбьи. Хвост чей? – Рыбий.

У щуки туловище чьё? – Щучье. Плавник чей? – Щучий.

Икринки чьи? – Щучьи. Чешуя чья? – Щучья.

Физкультминутка «Рыба-меч».(Импровизация движений.)

Захотела рыба-меч воду надвое рассечь; Раз – сечёт, два – сечёт, а вода себе течёт.

«Рыболов».

(Согласование числительных с существительными.)

Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т.п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т.д.

Стихотворение «Богатый улов».

Повезло с утра Егорке, у реки сидит не зря: Пять карасиков в ведёрке и четыре пескаря. Но смотрите: у ведёрка появился рыжий кот.

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?

Как вы думаете, сколько было и сколько осталось рыбы в ведре у Егорки?

Упражнение для пальчиков «Щука».

Щука хищная, зубастая

(Двумя руками изобразить пасть щуки.)

рыбачек.


Для лещей, плотвы опасная. («Щука» щёлкает «зубами» - пальцами.)

Ищет, чем бы поживиться? (Ладони сложить лодочкой.) Кто-то там в воде резвится?

(Руками имитировать движение рыб.) Чей-то рядом хвост мелькает?

(Помахать кистями рук, как хвостом.) Хвать! Тут щука не зевает!

(Пасть щуки захлопывается.)

Но попалась на крючок, - тащит щуку

(Указательным пальцем изобразить крючок, перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку.)

«Фигурки из палочек».

«Рыбка».

Рыбка плавает в воде, плещется, играет.

«Ракушка».

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Одон»

Тема: ««Путешествие по Байкалу»

Цель: расширение представлений детей о Байкале.

Задачи:

  • закрепить знания о свойствах воды;
  • расширить активный словарь детей.

Материалы:

  • широкие и длинные полоски голубой ткани,
  • картинки с изображением животных,
  • ведра с чистой и грязной водой,
  • стаканчики,
  • марля,
  • ватман с изображением Байкала,
  • гуашь,
  • кисточки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Чтение стихотворения Н. Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит, Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Основная часть.

  • Байкал – это источник пресной воды (питьевой). Как реки и ручейки впадают в Байкал? (С помощью ленточек разной ширины и длины показать, какие бывают ручейки и реки.)
  • Каким образом и почему засоряют Байкал? (ответы детей: во время отпуска, отдыха возле озера; бросают бутылки, стекло, бумажки в воду)
  • Чем опасно засорять Байкал? Исчезнут рыбы (омуль) и животные, живущие возле Байкала. Показать картинки животных: байкальская нерпа, белка, олень, медведь, волк, лиса, заяц.

Появление Старца Байкала, который охраняет озеро. Вопрос Старца:

  • Кто вы такие и зачем пожаловали?

Приглашение Старца попутешествовать по Байкалу. Выбор капитана и матроса с помощью считалки:

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост, Если мост провалиться,

То собака свалиться.

Отъехав недалеко от берега, набрать воды и посмотреть, что в ней не так (мусор, листья, бумажки и др.) предложить детям очистить воду с помощью марли. Вода стала чище, но пить её нельзя, так как она не кипяченная.

Во время того как отъезжаем дальше на середину Байкала вспомнить, какая рыба водиться в озере и какие животные водятся рядом с Байкалом.

Отплыв далеко от Байкала, провести опыт с водой снова. Вывод: вода на середине озера, то есть далеко от берега чище, так как Старик Байкал с помощью ветров: Баргузина и Култука гонит воду и грязь на берег, таким образом, очищает Байкал. Записать в тетради наблюдений свои замечания с помощью ответов детей.

Заключительная часть.

Старик Байкал делает выводы по нашему путешествию и дети, даря ему коллективный рисунок, сделанный с помощью ладоней, как будто руки детей охраняют Байкал.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Одон»

Тема: «Путешествие в подводное царство Байкала»

Цель:

-познакомить детей с одним из уникальных озер нашего края и его обитателями, закреплять знание о рыбах.

Задачи:

  • расширить активный словарь детей слова: голомянка, хариус, осетр;
  • познакомить детей со свойствами воды: бесцветная, безвкусная, прозрачная;
  • продолжать учить детей считать до 5, уметь соотносить количества предметов с заданной цифрой;
  • развивать любознательность, мышление и речь детей;
  • воспитывать экологическую культуру, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • веера с цифрами
  • баночки - 2 шт. с водой
  • камешки
  • силуэты рыбок
  • клей

Ход занятия.

Организационный момент.

  • Сегодня пришло, нам ребята письмо. Давайте его откроем и все узнаем, кто нам его написал.
  • «Здравствуйте, ребята! Я озеро Байкал – хозяин морских глубин, приглашаю вас к себе в гости. Буду рад нашей встречи.»

Основная часть.

- Ребята, вы согласны отправиться в гости? (ответы детей) Ну тогда отправляемся в путь.

Встаем друг за другом и пойдем по кругу, (обычная ходьба)

Обойдем потом цветы, первоцветики весны, (ходьба зигзагом)

Через бревнышки шагаем, выше ноги поднимаем, (Ходьба через палки)

Нам придется наклониться, чтобы за березоньку не зацепиться. (подлезание под дугу)

- Вот мы и пришли к озеру Байкал. (Изображение, с шумом воды) Давайте полюбуемся им. (Выход Байкала) «Здравствуйте ребята, я рад вас видеть. Хочу вас познакомить вас с моими морскими жильцами. Вы, желаете заглянуть в мой подводный мир? (ответы детей) В этом нам помогут волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся, Хлопнули в ладоши и остановились,

В море теплом, синем все мы очутились.

-Ребята, посмотрите, как и на земле в Байкале растут растения. Кто знает, как они называются? (верно - это водоросли) Давайте сядем и познакомимся с морскими обитателями. Посмотрите, вот плывет омуль. Скажем все вместе, как называется рыбка? (омуль)

-А вот плывет рыба, вы ее узнали? (ответы детей) Верно - щука. Назовите, все вместе как называется это рыба? (щука)

-Посмотрите, вот проплывает окунь. Полина, скажи, как называется эта рыба? (окунь) Молодец! А это рыбка необычная – ее зовут голомянка. Вы ребята запомнили необычную рыбку. Как ее называют? (правильно это голомянка)

-Ребята, а вот этого жильца вы все узнали. Кто это? (ответы детей) Верно, это нерпа. Вот мы и познакомились с подводным миром Байкала. Давайте, еще раз их всех назовем. (Дети перечисляют) Наши рыбки желают с вами поиграть.

Д/ игра «Кого не стало» в этом вам помогут картинки – подсказки. Рыбки приготовили вам задания. Д/ игра «Считай и называй»

  • Сколько всего окуней? ( 5 окуней)
  • Сколько всего омулей? (3 омуля)
  • Сколько голомянок? (2 голомянки)
  • Сколько всего щук? (1 щука)
  • Сколько всего нерп? (4 нерпы) Физкультминутка «Рыбки» Рыбки, весело резвятся,

В чистой, тепленько водице, раз сожмутся, разожмутся, то зароются в песок.

-Ребята, как вы думаете какая вода в Байкале? Что может делать вода? (течь, бежать, капать, журчать, литься). А какая вода нужна нашим рыбам? (ответы детей) Давайте убедимся, что в нашем озере самая чиста и прозрачная вода.

Опыт №1. «Вода прозрачная»

На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки. Воспитатель: (опускаю в первый стакан землю, перемешиваю) Ребята, что произошло с водой? (ответы детей) Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно. (Опускает камешки в воду) А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать о этом стакане с водой? (ответы детей)

Воспитатель: Какая вода в первом стакане? (грязная) А вода во втором стакане, какая? (чистая, прозрачная). Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая вода становится? (ответы детей)

Ребята, чтобы вода на озере оставалась такой чистой, как мы должны, относится к ней? (не загрязнять, не бросать мусор). Правильно, беречь! Молодцы! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся, С волшебством подружимся, Раз, два, три в детский сад, Всех нас верни!

Заключительная часть.

  • Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Давайте на память нарисуем рыбок. А рисовать мы их будем не красками, а песком. К каждому из вас приплыла рыбка. Смотрите, она белая, а ее нужно сделать цветной. Необходимо намазать клей внутри контурного рисунка, затем аккуратно прижать лист бумаги намазанной клеем стороной к песку, потом аккуратно стряхнуть лишний песок. (Показ способа выполнения задания) Вот и получилась красивая рыбка! А сейчас так же сделает каждый из вас. Какие красивые рыбки у нас получились! Каждый из вас может поделиться впечатлениями о своей рыбке.

Конспект занятия

по аппликации в старшей группе «Одон»

Тема: ««Нерпа на льдине»

Цель:

  • сформировать представление о нерпе - как уникальном млекопитающем озера Байкал;
  • познакомить детей с последовательностью выполнения аппликации из ваты.

Задачи:

  • познакомить детей с эндемиком озера Байкала;
  • продолжать развитие умений сравнивать и делать выводы;
  • формировать умение и навыки работы с фотографиями и рисунками;
  • развивать мелкую моторику рук через работу с нетрадиционным материалом, такой как вата;
  • воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природы родного края. Предварительная работа: рассматривали картины, фотографии и рисунки родного края, смотрели видеофильмы про озеро Байкал, животных и растений Сибири. Сделали красную книгу растений Сибири.

Оборудование:

  • музыка (шум воды)
  • рисунок нерпы
  • мольберт
  • магниты, коробка для посылки
  • вата
  • шаблон нерпы
  • синего цвета картон
  • клей
  • кисточки
  • салфетка
  • дощечка.

Ход занятия

Организационный момент.

  • Дети входят в зал, встают в круг. Воспитатель предлагает поздороваться. Раздается стук, входит Почтальон и приносит детям посылку.

(Дети садятся на стульчики) Воспитатель:

  • Ребята давайте посмотрим, что же в этой посылке есть.

(Воспитатель открывает посылку и достает фотографии достопримечательности города Улан-Удэ, прикрепляет их к мольберту)

Основная часть.

Воспитатель:

  • У нас в Бурятии находится уникальное озеро. А как оно называется? Уникальное оно тем, что оно самое глубокое, большое и чистое озеро во всем мире. Ребята давайте послушаем, как поет озеро Байкал. (Дети ложатся на коврик и слушают шум воды)
  • Понравилась песенка? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. Ребята, а в посылке еще что-то есть.

(Воспитатель достает рисунок, который нарисовала нерпа, присоединяет к мольберту).

  • Ой какой интересный рисунок. Кто не будь, знает, кто это нарисовал?
  • А кто такая Нерпа?

-Это животное, которое живет только в озере Байкал. (фото нерпы)

-А чем они питаются?

-Какого цвета бывают нерпы?

Темного цвета - взрослая нерпа, белого цвета детеныш нерпы - его называют БЕЛЬКОМ. Посмотрите, кто же к нам приплыл?

(Воспитатель показывает детям картинку-детеныша нерпы) (Фото на экране Белька)

-Кто это?

  • А давайте мы поиграем с Бельком

ФИЗМИНУТКА

  • Нерпа плавает, кружится, бьет себя по животику ластами, ложится на льдину.
  • Молодцы! (Ребята садятся на стульчики) давайте познакомимся с Бельком поближе. Как зовут маму Белька.
  • Какого он цвета?
  • Давайте потрогаем Нерпу (дети трогают нерпенка). Какой он по ощущению?
  • Ребята, а нерпенку скучно одному, а давайте сейчас сделаем нерпенку друзей - таких же красивых, белых, пушистых как он. (Дети садятся за столы) Что бы сделать нам поделку нужно пальчики размять.

-Ладонь правой руки вверх, левой руки - вниз. Попеременное чередование. И мизинец, и большой,

Указательный, и средний, Безымянный - вот какой!

Подушечки пальцев "прикреплены" к столу, "шагает" только названный палец Вот какие наши ручки.

Чередование ладоней вверх - вниз Лихо пляшут у ребят.

Вращение кистей влево - вправо Вот какие наши ручки,

Ладони вверх-вниз Веселятся и шалят! Хлопки в ладоши. Практическая часть.

Сейчас мы с вами сделаем вот такого «Нерпу на льдине». (Воспитатель показывает сделанную аппликацию)

  • Возьмите картон синего цвета - это будет у нас льдина, положите ее перед собой.
  • Берем шаблон нерпы, намажем ее клеем, наносим клей кисточкой аккуратно, не заходя ха края.
  • Приклеим нерпу на середину нашей льдины. На нашей льдине нерпа замерзнет, а давайте оденем белую шубку из ваты.
  • Покроем клеем аккуратно всю нерпу кроме глаз и носа.
  • Возьмите кусочек ваты, растяните её с помощью пальчиков и приложите ее на клей, придавите пальчиками, что бы вата ни отклеилась. И так оклеиваем всю нерпу.
  • Возьмите салфетку, вытрите свои руки. Воспитатель:

–Молодцы! Наша нерпа одета в белую шубку, теперь наша нерпа не замерзнет на льдине. Ребята белек мне говорит, что он хочет поплавать со своими друзьями…Возьмите свои льдины и подойдите ко мне..мы сейчас с вами будем плавать…( Дети ходят по залу имитируя плавание льдин) ( фото где нерпа плавает)

  • А в каком озере живут и плавают нерпы?

Посмотрите, какое озеро есть. Давайте наши льдины отпустим в озеро и Белька

  • пусть они плавают, играют, живут вместе. Теперь нашему нерпенку будет не скучно одному.
  • Ребята что вы сегодня нового узнали о нерпе?

Заключительная часть.

Давайте сейчас нарисуем нерпе рыбу.

Дидактическая игра "Байкальские обитатели"

Цель игры: способствовать закреплению знании детей об обитателях Байкала.

Задачи:

  • закреплять знания детей об обитателях Байкала;
  • формировать умение классифицировать (млекопитающие, рыбы, моллюски; об обитателях Байкала;
  • расширять кругозор детей через ознакомление детей об обитателях Байкала;
  • развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;
  • способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.
  • следить за правильным произношением звука, за осанкой.
  • воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям подводного мира.
  • закреплять знания воспитанников об обитателях Байкала, узнавать их и называть. Развивать память, наблюдательность, учить видеть основные черты отличия и сходства, подводить к сознанию обобщающего понятия "Обитатели Байкала".

Ход игры: имеется игровое поле "Дно Байкала" и карточки с

изображениями не только обитателей Байкала, а также различного мусора; 1 вариант: дети должны разложить только обитателей Байкала на фоне

дна Байкала.

  1. вариант: на фоне дна Байкала воспитатель раскладывает все имеющиеся карточки (мусор, животные, рыбы и т. д, а ребенок должен оставить только обитателей Байкала.
  2. вариант: "Очистим море от мусора": дети должны убрать только мусор, а обитателей оставить на месте.

Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

Дидактическая игра: «Плавает - не плавает».

Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.

Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т.д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.

Дидактическая игра: «Зверь, рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет:

«Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти.

Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Цель: закрепить водоёмы: (ручей, река, озеро, болото, море, океан), обитателей этих водоёмов.

Картинки с изображениями водоёмов (рек, морей, океанов, озёр, болот, ручейков) разрезают на 6-80частей. Картинки с изображениями обитателей водоёмов (рек, озёр, морей, океанов) разрезают на 8-10 частей каждую.

Играющим предлагают из этих частей сложить изображённый на картинке рисунок, назвать его и рассказать о нём.

Дидактическая игра: «Помоги Незнайке!»

Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр), (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).

  1. ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних

картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр: щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.

  1. ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.

Дидактическая игра: «Что перепутал художник?»

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Детям предлагаются несколько картинок, где перепутаны части тела рыб и других обитателей водоёмов, также им выдаются разрезные части картинок,

они должны исправить ошибки художника. Исправляя ошибки, дети правильно называют части тела рыб и обитателей водоёмов.

Дидактическая игра: «Закончи рисунок».

Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.

Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и

нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.

Дидактическая игра: «Определи по контуру»

Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.

Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов: щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т.д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.

Дидактическая игра: «Определи по тени»

Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.

Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.

Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает.

Вопросы на лепестках ромашки:

  1. Что такое вода? (Жидкость)

  1. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

  1. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

  1. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

  1. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)
  2. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)

  1. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).

  1. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду,

стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных). 9.Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).

10.Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).

Дидактическая игра (по развитию речи)

Цель: развивать детскую фантазию, учить сочинять и разыгрывать в режиссёрской игре небольшие истории.

Материал: небольшие игрушечные рыбки для настольного театра.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям разыграть в театре игрушки истории

про обитателей моря. Дети берут в руки игрушки и представляют свои истории.

Примеры:

Жил-был кит. Был он добрый. Поплыл он к акуле и говорит: «Давай плавать вместе!». А акула рассердилась и захотела съесть кита-«АМ!»-да не смогла, кит был слишком большой. Так и уплыла акула ни с чем.

Жили-были две рыбки: полосатик и жёлтик. Полосатик спрашивает у жёлтика:

«Ты куда плывёшь?» А жёлтик отвечает «За кормом». Полосатик: «Возьми

меня с собой». Жёлтик не согласился, думал, что корма тогда не достанется. Он сказал: «Нет, я поплыву быстро, тебе за мной не угнаться». Жёлтик уплыл, а полосатик

погрустнел. Ему было обидно, жёлтик его не взял. Он нырнул поглубже и увидел много корма: личинок, мальков. Полосатик наелся и повеселел.

Далее дети придумывают свои истории.

Подвижная игра «Щука, караси и камушки»

Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и

“карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого

играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

Физминутка (имитация движений пловцов)

Мы ныряем море в синем, Тренируйся-будешь сильным, Делай-раз!и делай два!

Не страшна тебе волна!

Как дельфины,мы плывём, Ни на миг не отстаём,

Мы не отстаём!

Мы обратно повернули, Не догонят нас акулы, Оттолкнулись мы ногами, Не угонишься за нами!

Как дельфины мы плывём, Мы плывём,мы плывём, Ни на миг не отстаём,

Мы не отстаём!

Загадки:

Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы. (Аквариум)

В буйном море – океане Рыба страшная живет, У нее большой живот,

Пасть с ужасными клыками. (Акула)

Очень добродушная,         Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода)

В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде.

(Волны)

С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит.

Из морских зверей кому же В мире памятник открыт? (Дельфин)

Все ко дну я прижималась В темноте морских глубин.

Незаметной быть старалась – Превратилась в плоский блин. (Камбала)

Через море – океан Плывет чудо – великан, Пряча ус во рту, Растянулся на версту.

(Кит)

И на дне морском глубоком, И у самых берегов

Кто из рыб электротоком Отгоняет прочь врагов? (Скат)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"

Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...