Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных задач. Дидактические игры использовались с разными уровнями освоения (новая игра, знакомая, знакомая с усложнением). Все занятие носит деятельностный характер. Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная. Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе по теме Байкал | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в форме дидактической игры в старшей группе по теме
«Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Подготовила Барахтенко Марина Михайловна,
воспитатель I квалификационной категории
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 15 «Росинка»
г. Железногорск - Илимский
Образовательная область: «Познание»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура.
Программное содержание: Закреплять знания детей о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления детей о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Расширять и углублять представления о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.
Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, доказательную речь.
Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе.
Продолжать учить детей лепить по представлению. Передавать характерные особенности образа. Упражнять в умении применять технические приемы: сглаживать, оттягивать, сплющивать. Побуждать использовать в работе дополнительные материалы. Развивать творческие способности детей, умение видеть красоту в окружающей действительности и эстетическое восприятие мира.
Словарная работа: млекопитающее, эндемик, продухи, логово, белек.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной и научно-познавательной литературы; просмотр видеофильма «Байкал»; беседы; дидактические игры;
Материал: Сундучок с конфетами, ключи, аудиозапись «Шум моря», детали напольного строительного материала – кирпичики (11 штук), шнурки по количеству детей, картинки с изображением рыб, игрушка – нерпа, мяч; карточки с заданиями; схема «Рыбы – звери»;
Пластилин, стеки, дощечки для лепки, черные бусинки, щетинки от щетки, кусок потолочной плитки – «льдина».
Введение детей в игровую ситуацию: Воспитатель вносит в группу сундучок, закрытый на замок, обращает на него внимание детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вам прислали подарок (потрясти сундучок). Как вы думаете, что это может быть? (предположения детей) Но как же мы откроем сундучок? Посмотрите, здесь какое – то письмо зашифрованное. (расшифровка: предположения детей о значении изображенных символов) Все понятно, чтобы получить этот подарок, узнать, что там и кто его прислал, вы должны выполнить несколько заданий. Если справитесь, получите ключ от сундучка и сможете его открыть. Вы готовы? (Да!) Но для этого мы должны отправиться в путешествие. Настоящие путешественники всегда отправляются в поход небольшими группами, поэтому нам тоже нужно разделиться на две группы: одна пойдет со мной, а другая будет ждать нас здесь и выполнять другие важные задания. (предложить детям, которые не желают «путешествовать» альтернативные задания: рисование, рассматривание книг, строительные игры).
Воспитатель: Ну что ж, нам пора! А вот куда мы отправимся, вы попробуете отгадать, это будет первое задание. Садитесь удобнее на ковер, закройте глаза и послушайте, что я вам расскажу об этом месте.
Дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Шум моря»
Воспитатель: Немало сложено об этом месте легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро одно из самых больших и глубоких на Земле. Самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира. Расположено оно в Сибири. Поэтому и называют его «жемчужиной Сибири»
Дети: Это озеро Байкал!
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся на озеро Байкал. Но прежде, я хочу проверить, что вы знаете о Байкале? Поиграем в игру «Вопрос - ответ», я буду задавать вопросы, и давать вам варианты ответа, вы должны из них выбрать один правильный. За каждый правильный ответ вы будете получать дощечки, из которых будете строить мост, и, перейдя по нему - получите ключ. Итак, мы начинаем.
- Байкал – это море, озеро или река?
- Вода в Байкале соленая, пресная или минеральная?
- Сарма – это птица, гора или ветер?
- Сколько лет Байкалу – миллион, тысяча или 25 миллионов?
- Кто такие губки – растения, животные или рыбы?
- Какая река вытекает из Байкала – Селенга, Баргузин или Ангара?
- Какая рыба-великан живет в Байкале – щука, осетр или сом?
- Зачем нужны заповедники - чтобы сохранять природу, для отдыха людей или для охоты?
- Байкал озеро по форме – круглое, овальное, в форме полумесяца?
- Какая из байкальских рыб рождает живых мальков (бычок, омуль, голомянка)?
- Самый крупный остров Байкала – Ольхон, Ярки или Ушканьи острова?
За выполненное задание дети получают ключ, но он не подходит к замку.
Воспитатель: Раз этот ключ не подошел, значит, нужно выполнить другое задание. Вы знаете, как богат Байкал рыбой. Издавна рыбный промысел был одним из основных для жителей Прибайкалья. А вот какую рыбу добывают на Байкале, мы сейчас узнаем. Отправляемся на рыбалку.
Игра «Рыбаки». Каждому ребенку предлагается «удочка» (ленточка или шнурок), на конце которой привязан конверт. В конвертах – картинки с изображением рыб. Все шнурки между собой перепутаны, их нельзя просто вытягивать. Задача детей: отыскать свой улов, распутав шнурки, назвать рыбу. Если дети затрудняются, то помогают друг другу.
Получают очередной ключ, но он опять не подходит. В это время воспитатель как бы случайно замечает еще одну «удочку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одна удочка осталась, давайте вытянем, посмотрим, что за рыба на нее попалась (вытягивают нерпу) Какая интересная рыба!
Дети: Это не рыба, это нерпа!
Воспитатель: Раз живет в воде, значит, рыба! (выслушать предположения детей) А вы докажите мне, что это не рыба. Чтобы это доказать, мы поиграем в игру «Ты катись веселый мячик»
Дидактическая игра «Ты катись, веселый мячик» На столе разложены карточки - задания с вопросами. Дети сидят за столом по кругу, передают друг другу мяч со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам. У кого веселый мячик – тот сейчас расскажет нам …» С окончанием слов передача мяча прекращается. Тот, у кого в руках мяч – должен ответить на вопрос, выбрав себе карточку. Правила игры: отвечает тот, у кого в руках мяч, остальные молчат и помогают в случае затруднения; если мяч второй раз оказывается в руках уже отвечавшего ребенка, мяч нужно передать следующему.
Вопросы – задания:
- Как передвигается нерпа по суше и в воде? (На берегу нерпа передвигается с трудом, человек может догнать ее шагом, а вот в воде она быстрая и ловкая – прекрасно плавает и ныряет)
- Как дышит нерпа? (Дышит нерпа воздухом, поэтому каждые 8 - 12 минут поднимается на поверхность, чтобы набрать воздуха в легкие)
- Как дышит нерпа зимой? Ведь зимой Байкал покрыт льдом? (Зимой, когда Байкал покрыт льдом, нерпы, чтобы дышать и добывать корм устраивают во льду лунки – продухи)
- Чем питается нерпа? (Питанием нерпе служит голомянка и байкальский бычок, хищное животное. Суточный рацион нерпы составлял от 3 до 5 килограммов рыбы, а в год она съедает до одной тонны)
- Когда (в какое время года, месяц) рождаются у нерпы детеныши? (в середине марта)
- Сколько рождается у нерпы детенышей? Чем она их кормит? (обычно один, редко – два; мама нерпа кормит их своим молоком (млекопитающее), а подрастая, белек учится сам плавать, нырять и ловить рыбу)
- Как называют детенышей нерпы и почему? (Они имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу, и называют их «бельками»).
- Как называется убежище нерпы? (логово)
- Можно ли назвать нерпу «эндемиком» и почему? (Байкальская нерпа — единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, она является эндемиком, т.е. обитает она только в Байкале)
Обобщить ответы детей, с помощью схемы доказать, что нерпа – млекопитающее животное, а не рыба.
Дети получают еще один ключ, но он снова не подходит.
Воспитатель: Если хотите открыть сундучок, придется продолжить. Но сначала давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Вот мы к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Ой, ребята мне кажется, я слышала какие-то жалобные звуки.
Посмотрите, у нерпы слезы на глазах. Что же случилось? Холодный ветер Байкала превратил ее детенышей в камешки. Давайте поможем нерпе и теплом своих рук, своей любовью к природе поможем им вернуться к своей маме.
Дети: Давайте!
Воспитатель: А камни какого цвета можно превратить в бельков?
Дети: Белого, потому что у детеныша нерпы белый мех.
Воспитатель: Правильно, согреем теплом своего дыхания холодные белые камни, они станут мягкими, и мы сможем слепить маленьких бельков. А как можно слепить белька из целого куска? (с помощью вопросов определить последовательность и способы выполнения работы) Предложить детям использовать для глаз бусинки, горошины и щетину от щетки или леску для усиков.
(выполнение работы детьми под музыкальное сопровождение, все работы размещают на одной «льдинке» - кусочке потолочной плитки)
Воспитатель: Вот вы и выполнили еще одно задание, получайте еще один ключик.
Ключом дети открывают сундучок, в нем конфеты.
Воспитатель: Этот подарок прислал вам сам старик – Байкал. Это волшебные камешки с его дна. Они не простые, а с секретом, они приносят заряд бодрости, силы и здоровья. Как вы думаете, Байкал остался вами доволен? Вы справились со всеми заданиями? Почему? Что было самым трудным? Что нового вы узнали за время нашего путешествия? А если бы вы по – настоящему оказались на Байкале, что вы хотели бы увидеть, где побывать? Отметьте эти места на карте Байкала цветными фишками, и ваше желание обязательно когда – нибудь осуществится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно совместная образовательная деятельность старшей группы ОНР "До свидания, осень"
Занятие содержит в себе развивающие упражнения и игры, направленные на закрепление полученного музыкального материала...
отчет воспитателя МКДОУ д/с №7 с. Красного о результатах воспитательно - образовательной деятельности старшей группы за 2011- 2012 учебный год
Годовой отчет воспитателя старшей группы...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. (старшая группа) Образовательная область « Художественное творчество» Рисование
О рисовании осени...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Образовательная область «Музыка». Развернутое комплексно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности старшая группа.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:- развитие музыкально...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР По образовательной области познавательное развитие: математические представления. Тема НОД: «Путеше
Конспект Итоговой непосредственн...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы
Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника» Сетка НОД старшая груп...