«Развитие эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ГКУ ЦССВ Маяк в 2022 году»
статья (старшая группа)

Гранкина Татьяна Александровна

Почему сейчас особенно актуально развивать эмоциональный интеллект у детей с интеллектуальной недостаточностью? Какие шаги мы предпринимаем по этой теме в 2022 году. Взгляд педагога-психолога ЦССВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях ГКУ ЦССВ Маяк в 2022 году».

Гранкина Татьяна Александровна, педагог-психолог ГКУ ЦССВ «Маяк»

107143, г. Москва, Открытое шоссе, д. 29 корп.12

tatiana.grankina1990@mail.ru, 8(915) 329-56-04

Почему сейчас особенно актуально развивать эмоциональный интеллект у детей с интеллектуальной недостаточностью? Какие шаги мы предпринимаем по этой теме в 2022 году. Взгляд педагога-психолога ЦССВ.

В наше время общество становится более широкомыслящим, информированным и принимающим в отношении к людям с ОВЗ. Если раньше тема рождения ребёнка с ОВЗ была табуирована в обществе, число отказов от таких детей стремилось к 100%, то сейчас этот процент значительно ниже и продолжает снижаться, а отказных детей с ограниченными возможностями здоровья и даже с тяжёлыми множественными нарушениями развития всё чаще берут под опеку приёмные семьи, а также усыновляют.

У детей, у которых раньше было мало шансов на обычную жизнь, теперь есть возможности жить и развиваться в обществе, делать это максимально комфортно в своём темпе и эти возможности постоянно растут как для детей, воспитывающихся в семьях (кровных и приёмных), так и для детей, пока ещё воспитывающихся в учреждениях.

В нашем учреждении, ГБУ ЦССВ «Маяк» воспитываются дети с нарушениями развития различной степени тяжести, практически все они имеют интеллектуальные нарушения. Дети с особенностями развития всё больше интегрируются в социум и моя задача как педагога-психолога ЦССВ, работающего с такими детьми, состоит в том, чтобы ускорить этот процесс и помочь ребёнку с интеллектуальной недостаточностью научиться жить в гармонии с собой и окружающими людьми.

В настоящее время в педагогике и психологии используется термин «интеллектуальная недостаточность» вместо «умственная отсталость», более распространённого в медицине. Под интеллектуальной недостаточностью понимают нарушение нормального развития психики в результате органических поражений головного мозга, которое характеризуется главным образом недостаточностью развития когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, определяющих общий уровень интеллекта.

Интеллектуальная недостаточность может сопровождаться психическими расстройствами, частота возникновения которых в сравнении с нормотипичными детьми, к сожалению, значительно выше. Этот факт делает детей данной категории ещё более социально уязвимыми. Вне зависимости от того, сопровождается ли данный диагноз психическим нарушением, эти дети нуждаются в поддержке и социализации, в ходе которой ребёнок с раннего возраста будет обучаться и саморегуляции, и пониманию чувств, эмоций, и намерений окружающих его людей.

Трудности с идентификацией своих собственных чувств и эмоций по тому или иному поводу, а также трудности с пониманием эмоций других детей и взрослых приводят к конфликтам, недопониманию в детском коллективе, между ребёнком и окружающими взрослыми. Параллельно это отражается на психологическом состоянии самого ребёнка, что может привести к регрессу во всех достигнутых ранее успехах в его нервно-психическом развитии и социализации.

Именно поэтому я решила создать программу занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью, направленную на понимание своих и чужих эмоций. А также включить занятия по данной программе в свой проект по развитию эмоционального интеллекта «Взаимопонимание» наших воспитанников, рассчитанного мной на год (январь-декабрь 2022) и включающего в себя разносторонний подход к данной теме.

Проект только начался, но я уверена, что успехи наших воспитанников будут мотивацией и вдохновением для других специалистов нашей сферы, а также для родителей и опекунов детей с интеллектуальной недостаточностью.

Главная задача педагога-психолога, работающего с детьми в условиях ЦССВ, на мой взгляд, это подготовить ребёнка к жизни вне учреждения. Я работаю в ГБУ ЦССВ «Маяк», наши воспитанники имеют различные нарушения развития, а задача педагога-психолога остаётся той же, разница лишь в том, что ребёнок с интеллектуальной недостаточностью ещё более уязвим, так как имеет больше трудностей в социализации.

Наши воспитанники очень разные, но все они имеют трудности с пониманием своих чувств и эмоций, с их выражением, а также с пониманием чувств и эмоций других людей. Отсюда возникает недопонимание, фрустрация, конфликты, что негативно влияет на эмоциональное состояние наших детей и в последствии может привести к регрессу во всех достигнутых ранее успехах в его нервно-психическом развитии и социализации.

Поэтому для меня как для педагога-психолога было важно начать проект по развитию эмоционального интеллекта наших воспитанников «ВзаимопониМаня и ВзаимопониПетя», в целях реализации которого я разработала программу занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью, направленную на понимание своих и чужих эмоций, а также методические материалы к ней.

Разработанная мной программа занятий ориентирована на детей от 3х лет с интеллектуальной недостаточностью с сопутствующими соматическими и психическими нарушениями, воспитывающихся в семье (кровной или замещающей) или в условиях учреждения.

Составляя программу занятий, я поставила перед собой задачу ознакомить детей со спектром базовых эмоций и обучить ориентироваться в них, правильно распознавать и выражать свои эмоции. Навыки, полученные на занятиях по данной программе, играют важную роль в социализации наших воспитанников: они помогают детям ладить с окружающими и, что важно в первую очередь, с самим собой.

В процессе обучения дети смогут не только ориентироваться в спектре базовых эмоций, но и экологично выражать любые свои эмоции, справляться с ними. Всё это в перспективе поможет ребёнку лучше адаптироваться в социуме.

Методический материал для занятий по моей программе – это карточки-пиктограммы с изображением базовых эмоций человека. Разработка эскизов для пиктограмм происходила совместно с профессиональным художником-иллюстратором. В данной работе были использованы материалы из книг Пола Экмана - выдающегося американского психолога, профессора Калифорнийского университета, крупнейшего специалиста в области психологии эмоций, межличностного общения.

Пиктограммы составлены в двух наборах - с изображением мальчика и девочки, заламинированы и отпечатаны в удобном для восприятия и использования ребёнком формате в двух экземплярах. Из второго экземпляра были сделаны разрезные двухсоставные картинки для последующих занятий.

При создании персонажей для пиктограмм перед нами стояла интересная задача – что бы ребёнку было интересно и приятно пользоваться данными методическими материалами, персонажи должны были вызывать эмоциональный отклик у детей. Поэтому на карточках мы видим персонажей примерно возраста наших воспитанников, в лице которых каждый ребёнок может узнать себя или своего друга.

Для реализации идеи программы я соединила воедино изученную мной теоретическую информацию и свой практический опыт.  Программа занятий создавалась и корректировалась, исходя из потребностей и особенностей наших воспитанников. В некотором смысле они стали моими соавторами, главными героями и вдохновителями. Именно ради их будущего, их благополучия я делаю эту работу.

Программу занятий, о которой я говорю, я начинала планировать и составлять ещё в 2019 году до ухода в отпуск по уходу за ребёнком до 1.5 лет, тогда была изучена и сделана большая часть теоретического материала. В работе над ним меня поддерживала наш методист Иванова Светлана Владимировна, которой не стало 12 июня 2021года. Работу над этой программой занятий и проект по развитию эмоционального интеллекта «ВзаимопониМаня и ВзаимопониПетя», который уже начался и запланирован на год (январь-декабрь 2022), я посвящаю её светлой памяти и всем воспитанникам ГБУ ЦССВ Маяк.

Проект начался совсем недавно, а наши дети уже делают успехи. Я буду делиться их успехами и подробнее о программе в последующих статьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью

Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия....

"Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Взаимосвязь в работе педагогов и семьи в развитии познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью...

Взаимодействие с семьями в работе по развитию мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игр и игровых упражнений

Из опыта работы с родителями, имеющими детей с интеллектуальной недостаточностью (умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом)....

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.

Целью нашей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей  дошкольного возраста через нетрадиционные методы рис...

Развитие навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наиболее важным для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта  является культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания.  Под культурно-гигиеническими навыками и навыками...

АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД по теме по теме «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Еще пару лет назад об эмоциональном интеллекте никто и не говорил. А сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний - необходимое умение, нет никаких сомнений....