План-программа кружка по песочной терапии "Чудесный песок"
рабочая программа (старшая группа)
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka.docx | 63.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План – программа кружка
по песочной терапии
«Чудесный песок»
в старшей логопедической группе № 3 «Пчёлки»
на 2021-2022 уч.г.
Автор программы:
Воспитатель Лубяновская С.С.
Якутск, 2021
Содержание
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………3
1.3.Принципы реализации программы………………………………………………….5
1.2. Цель и задачи реализации программы……………………………...........................5
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………..........6
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет…………………………………………….7
2.2. Организация образовательной деятельности………………………………………8
2.3. Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» для детей 5-6 лет………………………………………………………………………………9
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы…………………11
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………………...12
Приложение
Приложение 1. Мониторинг……………………………………………………………………13
Приложение 2. Конспекты занятий по песочной терапии……………………………………24
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.
Аннотация
Дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его можно размазывать по стеклу. На развитие детей более старшего возраста рисование также оказывает самое благоприятное действие. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания.
Художественное самовыражение используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей с ОВЗ.
Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, что особенно важно для детей с ОВЗ.
1.2.Принципы реализации программы
Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей ребёнка.
Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.
Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребёнка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущении (модальностей).
1.3. Цель и задачи программы:
Цель: Стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния. Развитие сенсомоторного опыта у детей с ОВЗ, через взаимодействие с песком
Задачи:
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развитие способностей к социализации;
- снимать мышечную напряжённость;
- помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;
1.4.Планируемый результат освоения Программы
• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, чувства незащищенности, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т.д.), повышение коммуникативных навыков (конфликтности);
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Развитие творческих способностей
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет
- Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
- Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
- Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
- Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
- Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
- В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
- Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
- Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
- Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
- Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.2.Организация образовательной деятельности
Программа рассчитана для детей 5-6 лет с ОНР и ТНР??? (старшая логопедическая группа № 3 «Пчёлки») Занятия проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям детей. Программа реализуется в рамках кружка «Чудесный песок»
Срок реализации программы: октябрь – май
Количество занятий – 32 (1 раза в неделю, 4 занятия в месяц)
Форма работы – подгрупповая (5-6 детей)
Продолжительность занятий - 20- 25 мин.
Структура занятий:
Часть 1. Вводная Настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, конструирование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая Подведение итога занятия. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: ритуал прощания.
Формы подведения итогов: Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
Методы и приёмы:
- беседы;
- практические методы (показ);
- игровые;
- наглядный.
Дезинфекция песка: обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут.
2.3 Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» для детей 5-6 лет
№ | Раздел | Месяц | Неделя | Тема занятия |
Игры и упражнения на поверхности сухого песка | Октябрь Ноябрь | 1-4 1-4 | «Здравствуй, песок!» «Чувствительные ладошки» «Волшебные отпечатки» «Необыкновенные следы» «Песочный дождик» «Песочный ветер» «Создаём узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы А …» «Норки-холмики» | |
Игры и упражнения на поверхности мокрого песка | Декабрь Январь | 1-4 1-3 | «Здравствуй, песок!» «Чувствительные ладошки» «Волшебные отпечатки» «Необыкновенные следы» «Норки -холмики» «Отпечатки» «Печем куличики» | |
Игры и упражнения с погружением рук в песок | Февраль Март | 1-4 1-3 | «Секретные задания кротов» «Песочные прятки» «Песочные прятки» «Волшебный клад» «Норки-холмики» «Зверюшки на дорожках» «Угадай на ощупь» | |
Игры с кинетичеким песком | Март | 4-5 | «Найди предмет в песке» «Отпечатки» «Пересыпание песка» «Лепим с помощью формочек» | |
Дидактические игры и упражнения | Дополнение | «Песочные строители» «Узоры на песке» | ||
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
Условия реализации программы
Занятия проходят в групповом помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Советы по организации занятий.
• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Периодически песочницу нужно пополнять песком.
• Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
• После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.
Развивающая предметно-пространственная среда (соответствует возрастным особенностям детей)
1. Интерактивная песочница размер- 100х75х20.
2. Пластиковые подносы
3. Пластиковые контейнеры
4. Чистый просеянный песок.
5. Кинетический песок
6. Инструменты, фигурки, природный материал:
-Лопатки
-Миниатюрные игрушки ( люди , животные, растения, насекомые)
-Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
-Камешки
-Бусинки
-Пуговки
-Кисточки
-Набор мелкой посуды
-Палочки
-Веточки
-Набор «Дары Фребеля»
7.Музыкальные произведения.
8. Технические устройства ноутбук, проектор, интерактивная доска
3.2. Методическое обеспечение программы
- Методическое пособие. Интерактивная песочница.
Литература
1. ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013.
2. ФЗ «Об образовании в РФ», Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
5. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
7. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева – М.: Генезис, 2003г.- с. 176
8. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
9.Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…
10. Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru
- Анкетирование родителей «кружок «Песочная терапия»
- Индивидуальные беседы с родителями «Эмоциональная сфера дошкольника»
- Консультация для родителей «Волшебная сила песка»
Приложение 1.
Мониторинг
Вариант 1
Для отслеживания результатов работы по программе используются следующие психодиагностические методы: беседа, наблюдение, тестирование. Так как программа направлена на снижение у дошкольников таких проявлений, как повышенная тревожность, агрессивность, гиперактивность, были подобраны соответствующие диагностические методики (Приложение):
Тест «Страхи в домиках» (А.И.Захаров и М.А.Панфилова);
Тест «Кактус» (М.А. Панфиловой);
Тест «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур);
Тест «Тревожности» (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников.
Мониторинг проводится в два этапа – начало и конец учебного года.
Вариант 2 Диагностика характера взаимодействия в группе. Стиль ситуативной коммуникации
Игры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей. Если Вы имеете дело со “сложными” детьми (агрессивные, гиперактивные) лучше не собирать группу более 3-х человек - Вы будете четвертым.
Детям дается следующая инструкция: “Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил - пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.” Образ Волшебника в данной инструкции является “нормирующим”:
его “кодекс чести” не позволяет ссориться, бросаться песком, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности и др.
Когда дети выберут фигурки, можно им предложить создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. “Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом”. Или: “Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга.”
Для нас важно понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в игре и контакте друг другом. Кто-то покажет себя лидером, кто-то ведомым. Один будет играть обособлено, другой ^распространится” на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей “включается” механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия - способность к пониманию ближнего и сопереживания ему.
Специалистам мы хотим предложить форму “Протокола”, куда Вы можете заносить свои наблюдения за поведением детей и стилем их взаимодействия друг с другом.
3. 4. ПРОТОКОЛ ГРУППОВОЙ ИГРЫ
“_”_________ г. Тема________________
Качественный анализ:
Ф. и. | ф.и. | ф. и. | ф. и. | |
цвет | ||||
состояние | ||||
особенности поведения | ||||
Количественный анализ:
агрессивность тревожность конформизм отстраненность стереотипность индивидуализм ригидность | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | миролюоие спокойствие лидерство вовлеченность креативность сотрудничество гибкость |
Стиль ситуативной коммуникации
1. Сотрудничество 2. Конфронтация 3. Ассимиляция 4. “Параллельная игра” 5. “Борьба за территорию” 6. Другое _____________
3.5. КОММЕНТАРИЙ К “ПРОТОКОЛУ”
Каждому ребенку Вы произвольно присваиваете цвет, которым потом будете рисовать его график. Об этом делается пометка в графе “Цвет”.
Протокол количественного анализа построен по принципу семантического дифференциала и состоит из 7 шкал, включающих в себя полярные качества.
Вам предлагается поставить оценку от О до 1О баллов. Балл “5” показывает отсутствие явной выраженности качества. Баллы 0, 1 и 9, 10 задают систему отсчета, символизируют гипервыраженность качества, и поэтому обычно не выставляются.
1. Агрессивность — миролюбие
Шкала характеризует уровень внутренней и внешней агрессии ребенка. Если ребенок проявляет по отношению к другим разрушительные или запугивающие действия: разрушает что-то сделанное детьми, толкает их, перебивает, кусается, обзывается, бросается песком, унижает - Вы можете поставить “X” (крест или точку) рядом с одной из цифр “2, 3,4”. Баллы “5 и 6” показывают ситуативную агрессивность: ребенок проявляет агрессивные действия только в ответ на обиду, агрессию, и пр. Баллы “7 и 8” символизируют натуру миролюбивую, готовность уладить конфликт. Ребенок не всегда агрессивно реагирует на агрессивные действия окружающих Крайнее проявление миролюбия: “бьют по щеке - подставь другую”, страх конфликта, беззащитность.
2. Тревожность — спокойствие
Шкала отражает уровень внутреннего напряжения, тревожности ребенка. Если ребенок боится выполнять задание, нервничает, то поставит игрушку, то уберет, говорит, что у него ничего не получится, у него наблюдается тремор (дрожание рук, головы и пр.), во время игры он может проявлять сильное волнение, высказывать различного рода опасения. Вы можете поставить знак “X” рядом с одной из цифр “2, З”. В процессе “песочных игр” он может вводить в сказочную страну враждебных персонажей. Даже когда проблема решена, они выражают сомнения по этому поводу. Эти люди очень чувствительны к своему персональному пространству, могут проявить неадекватную эмоциональную реакцию, если кто-то резко вторгается на их “песочную” территорию. Но обычно от сеанса к сеансу снижается уровень тревоги и усиливается уверенность в себе. Если участник группы спокоен и уверен. Вы можете поставить знак “X” рядом с цифрой “7 или 8”. Однако, гиперспокойствие - уже сродни эмоциональной “тупости”.
3. Конформизм - лидерство
Шкала отражает тенденцию быть ведомым или лидером. Баллы “2, 3, 4” символизируют степень зависимости от мнения окружающих, тенденцию к подчинению, невыраженность собственного мнения, потребность в опеке, легкость отказа от своего желания или идеи и пр. Баллы “5 и б” соответствуют ситуативному проявлению лидерских качеств: в зависимости от ситуации, задания, состояния, настроения, самочувствия. За этим иногда скрывается неформальный лидер. Баллы “7 и 8” отражают явную выраженность лидерских качеств: стремление быть первым, “пробивать” свои идеи, подчинять себе, желание, чтобы все слушали только его и пр. Балл “9” или даже “10” можно поставить только в том случае, если Вы столкнулись с деспотом, упрямо, иногда истерично, навязывающим свою волю Вам и другим.
4. Отстраненность - вовлеченность
Шкала “Отстраненность - вовлеченность” показывает уровень мотивации по отношению к занятиям, его интерес к работе группы, ПАССИВНОСТЬ ИЛИ АКТИВНОСТЬ участия в групповом процессе. Если ребенку неинтересно, он не участвует в групповой работе, просится домой, ноет, капризничает, не проявляет эмоциональной реакции, вял и безинициативен, то Вы можете поставить в этой шкале знак “X” рядом с одной из цифр “2; 3;” (в зависимости от выраженности качества). Такая реакция ребенка, если она не вызвана с его болезнью, может говорить о том, что для него данный подход или мало эффективен или задания сложны;
или это его личностная особенность.
Если ребенок больше склонен наблюдать за процессом, чем участвовать, но, вместе с тем, Вы чувствуете его определенный интерес, можно поставить баллы “4”, “5”. Балл “6” отразит достаточную вовлеченность в процесс и ситуативную активность (активность проявляется, но немного осторожно).
Если Вы видите, что ребенок очень активно участвует в работе группы, быстро подхватывает идеи, стремится многое делать сам, то можно поставить знак “X” около цифр “7” или “8”.
Активность или пассивность во многом зависят от состояния ребенка в данный момент. Даже самые активные и подвижные дети, когда заболевают или оказываются в непривычной обстановке, могут проявлять вялость и пассивность А внешне замкнутые дети проявляют активность тогда, когда ям интересно. Поэтому важно накапливать серию наблюдений в разные дни и в разных обстоятельствах.
Шкала “Отстраненность - вовлеченность” является одним из серьезных показателей эффективности Вашей работы. Если в начале курса сказкотерапии у ребенка были низкие показатели по этой шкале, а по мере Вашей работы они повышались - это означает, что Вы смогли увлечь ребенка в занятия пошли ему на пользу.
5. “Стереотипность” - креативность
Шкала отражает динамику развития у ребенка творческих процессов. В начале занятий некоторые дети могут иметь низкие оценки по этой шкале. В ходе занятий по мере развития творческого мышления и воображения, результаты по этой шкале будут повышаться. Проявлением стереотипных действий могут считаться хорошо известные ребенку модели поведения, суждения, идеи. Проявлением творческих действий (креативности) могут считаться нестандартные оригинальные предложения, аргументы, повороты сказочного сюжета, приводящие к успешному результату.
6. Индивидуализм - сотрудничество
Шкала исследует коммуникативные навыки ребенка. Если он стремиться быть обособленным, неохотно участвует в совместной деятельности, предпочитает индивидуальные задания, проявляет враждебность при вовлечении его в общее дело или при “покушении на его территорию”, можно присвоить балды “2”, “З”. Если он “тянется” к Другим, но все же неохотно сотрудничает - баллы “4” или “5”.
Балл “б” покажет тенденцию к сотрудничеству, совместной деятельности. Баллы “7” и “8” — символизируют тенденцию к преимущественно групповому способу взаимодействия.
7. Ригидность - гибкость
Шкала отражает уровень психологической гибкости ребенка, умение переключатся с одного вида деятельности на другой, принимать новое, быль адекватным ситуации.
Когда ребенок чрезвычайно упрям, его не переубедить, “зацикливается” на одном, не принимает новое, изменения и пр. — мы можем присвоить баллы “2” или “З”. Ситуативному упрямству, негибкому поведению соответствуют баллы “4” иди “5”. Достаточная гибкость, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям, способность переносить на новую ситуацию приобретенный опыт - соответствуют баллам “б”, “7”, “8” (в зависимости от степени выраженности признака).
Отметки на шкалах соединяются ломаной линией. Эта линия -личностный профиль ребенка на данный момент времени. В данном протоколе у Вас будет несколько разноцветных ломанных линий.
Обработка результатов
1. Обработка полученных результатов наблюдений требует большой осторожности и такта. Важно помнить о ситуативных причинах, влияющих на поведение ребенка; например: незнакомая обстановка, недомогание, плохое настроение, перенесенное из предыдущей ситуации дома или в группе детского сада, настроение ведущего, его состояние, которое не всегда может отследить сам ведущий.
2. Важно отделить личностные качества (те, которые проявляются достаточно часто в различных ситуациях) от ситуативных проявлений поведения. Это можно сделать, сравнив несколько личностных профилей “Протокола”. Если Вы видите, что отметки по какой-либо одной шкале из занятия в занятие сохраняются, то можно предположить, что данное качество у ребенка устойчиво. Это личностное качество; оно будет проявляться не только на Ваших занятиях, но и в других ситуациях, куда включен ребенок (дома, в группе д/с, в гостях и т.д.).
3. Если Вы все же поставили оценки “0; I” и “9; 10”, уделите этим качествам особое внимание. Такая отметка означает явную выраженность качества. Если такие оценки по одной и той же шкале повторяются из занятия в занятие, то на этих детей нужно обратить особое внимание. Например, подобрать такие сказочные ситуации и задания, в которых ребенок сможет проявить себя иначе. Можно поместить такого ребенка в группу детей с противоположными или средними отметками по этой шкале. Важно обращать внимание ребенка или подсказывать ему альтернативные способы поведения (можно подобрать сказки, где действуют герои с альтернативными формами поведения и успешно разрешают сложные ситуации, проявляя недостающие ребенку качества). Если эти дети явно дестабилизируют работу группы - порекомендуйте им ( и их родителям) индивидуальные занятия.
4. Сравнение личностных профилей покажет динамику внутренних изменений ребенка. Вы можете проследить, как из занятия в занятие меняются оценки по качествам. Есть дети, имеющие поступательную динамику внутренних изменений. У них личностный профиль изменяется плавно из занятия в занятие. Есть дети, у которых на протяжении нескольких занятий будет наблюдаться одинаковый личностный профиль. И только на энном занятии произойдут изменения (может быть, даже скачок).
5. Повышение показателей по всем шкалам (пожалуй, кроме резкого возрастания показателей по шкале “конформизм-лидерство”) является критерием успешности Вашей работы.
СТИЛЬ СИТУАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия “вокруг песочницы”. В зависимости от того каким образом вели себя участники группы по отношению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, конфронтация, ассимиляция, “параллельная игра”, “борьба за территорию”. Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое Вами, можно вписать Ваше определение ССК в графу “другое”.
Сотрудничество
Если в песочнице все участники группы слушали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, - мы можем говорить о СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
Конфронтация
Если в группу “попали” два или более лидера; наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напряжение; даже разразился конфликт -группа спонтанно разделилась на подгруппы, - скорее всего, Вы наблюдаете стиль КОНФРОНТАЦИИ.
Ассимиляция
Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как-будто объединились в одну общую идею; “территории” членов группы не выделены, размыты; все подчинены одной идее и парит полное взаимопонимание - это стиль АССИМИЛЯЦИИ.
“Параллельная игра”
В этом случае, на песочной картине можно увидеть несколько “параллельных миров” - автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы), а иногда они отсутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои “сказочные страны”. Если Вы наблюдаете именно это - можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и “параллельная игра”.
Иногда тот; кто ведет “параллельную игру”, потихоньку может захватывать территории спорящих.
“Борьба за территорию”
В этом случае, участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга “кто самее”, как в случае конфронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождающаяся агрессивными вспышками и конфликтами.
Что делать дальше?
Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3-5 сеансов. Если все это время ССК сохранялся - можно говорить об его устойчивости, неситуативности.
Наиболее деструктивный ССК - “борьба за территорию”. В этом случае, наиболее сложно “умерить страсти”. Чаще всего, члены группы плохо совместимы друг с другом. Если в группе есть явный “зачинщик” конфликта, имеет смысл поработать с ним (и с его родителями) индивидуально. Чтобы “перейти” от “борьбы” к сотрудничеству, от Вас потребуется очень много терпения и мастерства. Может быть, лучше даже Вам стать одним из членов группы, “задать тон” позитивной коммуникации и посмотреть насколько чутко участники группы реагируют на Ваше присутствие. Если они продолжают “бороться”, группы можно расформировать и рекомендовать всем ее участникам индивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным занятиям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других группах ребенок деструктивное поведение - с ним пока нужно заниматься только индивидуально. Сначала он может создавать песочные картины один (как в классической индивидуальной форме). Потом Вы можете строить совместные картины, “проживая” модели позитивной коммуникации. Только после этого его можно присоединять к детским группам.
Если Вы наблюдаете устойчивую конфронтацию, не нужно торопиться приписывать участникам группы недостаточную степень развития коммуникативных навыков или расформировывать группу. Противостояние часто является следствием наличия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно “делят сферы влияния”. Иногда, после определенных трений, “лидеры “заключают перемирие” и начинают довольно успешно сотрудничать друг с другом. Если этого не произошло спонтанно за 6-8 сеансов, им необходимо помочь. Можно дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея от которого нужно спасать сказочный мир и пр. Основное условие: не ругаться, помогать вместе, иначе - ничего не получится. Когда ситуация разрешается, важно отметить, что именно их сотрудничество стало залогом успеха.
Таким образом, конфронтация предполагает “обучение” участников группы навыкам сотрудничества на примере “проживания”, “разрешения” конкретных сказочных ситуаций.
Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень
совместимости, сплоченности группы. Обычно, эти ССК можно наблюдать в зрелых группах, к этому приходят через серию занятий.
В случае “параллельной игры”, важно стимулировать у участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превращают “параллельную игру” в общую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может говорить о шизоидных нарушениях. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако, при достаточной степени доверия в группе, они вдут на взаимодействие. Также как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание.
Если Вам повезло - Вы сразу же столкнулись с позитивными ССК (сотрудничество, ассимиляция), можно “проигрывать” с группой на песке известные художественные, психокоррекционные и дидактические сказки, различные жизненные ситуации и пр. Все это способствует значительному расширению репертуара поведенческих моделей, накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности.
Приложение 2.
Конспекты занятий по песочной терапии
1. Тема «Игры и упражнения на поверхности сухого песка»
1. Занятие
Тема занятия «Здравствуй, песок!»
Цель занятия: Снижение психофизического напряжения
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Начать занятие можно стихами:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться.
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Педагог просит по разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. «. - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок – какой он - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным?
Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Закончить занятие с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поумнеть помог!
2. Занятие
Тема занятия «Чувствительные ладошки»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
«. - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Положи ладошки на песок.» Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка; «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней; «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т. д. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песочной страны—.»
3. Занятие
Тема занятия «Волшебные отпечатки»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер лад
оней. Рассмотри отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней, на что они похожи? Давай дорисуем недостающие детали воображаемых предметов. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя.
4. Занятие
Тема занятия «Необыкновенные следы»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Педагог: В песочной стране живут сказочные обитатели и они оставляют следы. Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
5. Занятие
Тема занятия «Песочный дождик»
Цель занятия: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Педагог: В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями. Затем ребёнок должен просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из
(контрастного по фактуре) песка.
6. Занятие
Тема занятия «Песочный ветер»
Цель занятия: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница, одноразовые трубочки для коктейля.
Ход занятия:
Педагог: В песочной стране может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой ветер. Смотрите, как это происходит.
Малыши учатся дуть в трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
7. Занятие
Тема занятия «Создаём узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы А …»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница.
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны любят рисовать. Педагог рисует на песке пальцами (меняя их) правой, а затем левой руки. Вы сами можете попробовать. Дети рисуют солнышко, бабочку, самолёт и т. д. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя.
8. Занятие
Тема занятия «Норки-холмики»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает на песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки. Тебе нравилось, похвали себя.
2. Тема «Игры и упражнения на поверхности мокрого песка»
1. Занятие
Тема занятия «Здравствуй, песок!»
Цель занятия: Снижение психофизического напряжения
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Педагог показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — педагог льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Педагог обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. Педагог просит по разному «поздороваться с мокрым песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок – какой он - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным?
Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог рассказывает о своих ощущениях. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
2. Занятие
Тема занятия «Чувствительные ладошки»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. Положи ладошки на песок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка; «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней; «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т. д. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.» Занятие заканчивается уборкой игрового уголка, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
3. Занятие
Тема занятия «Волшебные отпечатки»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей. Оставьте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Рассмотрите отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней, на что они похожи? Давайте дорисуем недостающие детали воображаемых предметов. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
4. Занятие
Тема занятия «Необыкновенные следы»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
5. Занятие
Тема занятия «Норки-холмики»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает на песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки. Тебе нравилось, похвали себя. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
6. Занятие
Тема занятия «Отпечатки»
Цель занятия: Сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки. Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница, маленькая леечка, пластмассовые формочки.
Ход занятия:
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
Педагог начинает игру, делая отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
7. Занятие
Тема занятия «Печем куличики»
Цель занятия: Учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами)
Оборудование: Песочница, маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки).
Ход занятия:
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Вместе с малышом полейте песок. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
3. Тема «Игры и упражнения с погружением рук в песок»
1. Занятие
Тема занятия «Секретные задания кротов»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Оборудование: Песочница.
Ход занятия:
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Педагог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант 2 : все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
2. Занятие
Тема занятия «Песочные прятки»
Первый вариант»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход занятия:
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
3. Занятие
Тема занятия «Песочные прятки»
Второй вариант
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход занятия:
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно педагог беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Педагог закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а педагог откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
4. Занятие
Тема занятия «Волшебный клад»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения. ориентировку в пространстве, согласно словесным указаниям. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: Песочница, плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход занятия:
В руках педагога - кукла-волшебница из «Страны Чудес». Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей, она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
5. Занятие
Тема занятия «Норки-холмики»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Оборудование: Песочница, фигурки зверей.
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает в песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает норки в песке, лепит холмики — жилище для зверей. Тебе нравилось, похвали себя.
6. Занятие
Тема занятия «Зверюшки на дорожках»
Цель занятия: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход занятия:
Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).
7. Занятие
Тема занятия «Угадай на ощупь»
Цель занятия: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные и объемные фигурки.
Ход занятия:
Малыш отворачивается, а педагог в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
4. Тема «Дидактические игры и упражнения»
1. Занятие
Тема занятия «Песочные строители» Цель занятия: Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Оборудование: Песочница, плоскостные и объемные фигурки. Ход занятия: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
2. Занятие
Тема занятия «Узоры на песке» Первый вариант
Цель занятия: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.
Ход занятия:
Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
3. Занятие
Тема занятия «Узоры на песке» Второй вариант
Цель занятия: Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход занятия:
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на нарисованную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.
Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....
План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.
В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода средней группы....
План - программа экологического кружка "Муравьишка"
План - программа экологического кружка включает в себя пояснительную записку, цели и задачи кружка, учебный план на два года обучения....
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в средней группе...
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в старшей группе
План - программа работы кружка "Веселая логоритмика" в старшей группе...
План – программа работы кружка «Мир моих возможностей»
Кружок "Мир моих возможностей" - это комплексные занятия, которые строятся в интересной и доступной для детей форме....