План - программа экологического кружка "Муравьишка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
План - программа экологического кружка включает в себя пояснительную записку, цели и задачи кружка, учебный план на два года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_muravishka.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа экологического кружка «Муравьишка»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон
серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок
и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную
тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Кружок «Муравьишка » имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с эти необходимо больше уделять внимание экологическому воспитанию дошкольников.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В основу содержания кружка легла программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая предполагает формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно- правильного отношения к природе).
Цель экологического кружка
Воспитание с ранних лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи
- обогащать знания детей о мире природы и способах общения с ней;
- формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности;
- воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Форма организации занятий
Кружок рассчитан на 2 года. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Количество детей 10 -12
Методическое обеспечение
Программа «Наш дом – природа» Н. А. Рыжова.
- Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Блок занятий «Я и природа» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005
- Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина, камни» - М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005
- А. А. Плешаков «От земли до неба: атлас – определитель» - М.: Просвещение, 2010
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Л.В. Ковинько. Секреты природы - это так интересно!- М.: 2004
Учебно-тематический план – 1 год
Тема | Количество часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
«Я и природа» («Дом под крышей голубой») | 4 | «Что такое природа» Дать представление о существовании объектов природы и предметов, созданных руками человека | Дидактическая игра «Природа и рукотворный мир», «Человек учится у природы» |
«Живая и неживая природа» Познакомить с классификацией природных объектов на объекты живой и неживой природы, с их отличительными признаками | Сравнение «дома - природы» и дома Дидактическая игра «Живое – неживое» Ящик ощущений | ||
«Наш дом – природа» Познакомить с компонентами природы, их взаимосвязью, дать представление о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) - часть природы | Дидактическая игра «Что на что похоже» | ||
«Природа вокруг нас» Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой. | Экскурсия по участку детского сада Дидактическая игра «К названному дереву беги» | ||
«Вода» («Волшебница – вода») | 5 | «Волшебница вода» Закреплять основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества | Экспериментирование с водой. Опыт «Куда исчезла соль?» |
«Вода вокруг нас» Закреплять знания о различных состояниях воды – твердом, жидком, газообразном | Опыты «Пар и лед тоже вода» | ||
«Путешествие капельки» Познакомить с элементами круговорота воды в природе | Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» | ||
«Кто живет в озере?» Познакомить с водными растениями, животными озера, их приспособленность к жизни в воде и связью между собой | Дидактическая игра «Угадай, кто это» | ||
«Почему воду нужно беречь?» Рассказать о загрязнении водоемов и его влиянии на жизнь животных, растений, человека; вода и наше здоровье. | Опыт «Очистка грязной воды» | ||
«Воздух» («Воздух – невидимка») | 3 | «Воздух - невидимка» Познакомить со значением воздуха в жизни человека и других живых организмов | Опыт «Как увидеть воздух» |
«Мы ветры» Познакомить со свойствами ветра, его ролью в природе и жизни человека | Опыт «Здравствуй, ветер»
| ||
«Чистый воздух и наше здоровье» Познакомить с источниками загрязнения воздуха, с ролью растений в поддержании чистоты воздуха | Презентация «Он невидимый, но всё же без него мы жить не можем» | ||
«Солнце» («Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко») | 3 | «Солнце – источник света и тепла» Познакомить с солнцем как источником света и тепла, роль света в жизни растений и животных | Опыт «Волшебный лучик» |
«Там, где всегда зима и там, где всегда лето» Познакомить с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары, их приспособленностью к условиям обитания | Дидактическая игра «Кто где живет» «Письмо черепахе, белому медведю» | ||
«Смена дня и ночи» Формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи, влияние на жизнь человека, животных и растений | Дидактическая игра «День и ночь – сутки прочь» | ||
«Песок, глина, камни» («Что у нас под ногами») | 3 | «Что у нас под ногами» Познакомить со свойствами песка и глины, показать, чем они похожи и чем отличаются. | Экспериментирование с песком и глиной |
«Для чего человеку песок и глина» Познакомить с использованием песка и глины в зависимости от их свойств, воспитывать уважительное отношение к народным промыслам. | Художественное творчество. Лепка посуды из глины. | ||
«Путешествие на вершину горы» Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней, познакомить с некоторыми обитателями гор, их приспособленностью к условиям обитания | Экспериментирование с камнями дидактическая игра «Опиши, а мы угадаем» | ||
«Почва» («Почва – живая земля») | 3 | «Почва – живая земля» Познакомить с почвой как верхним, плодородным слоем земли. | Экспериментирование с почвой, песком и глиной |
«Подземное царство» Познакомить с обитателями почвы, их особенностями и ролью в формировании почвы, необходимостью охраны почвы | Опыт «Чем дышат почвенные обитатели» | ||
«Волшебные превращения» Познакомить с образованием перегноя, с теми, кто помогает волшебным превращениям | Опыт «Удобрение для растений» | ||
«Животные» («Кто в доме – природе живет») | 4 | «Какие бывают животные?» Познакомить с разнообразием животного мира, с основными отличительными признаками животных, значением внешних особенностей в жизни животных | Работа с моделями «Птицы, звери, рыбы, насекомые» |
«Как животные питаются, передвигаются, защищаются» Познакомить со способами передвижения и защиты животных, их приспособленность к среде обитания | |||
«Как звери зимой в лесу живут» Продолжать формировать знания о лесных обитателях, развивать представления о сезонных изменениях в жизни животных | Презентация «Как звери зимой в лесу живут» Дидактическая игра «Кто где зимует» | ||
«Почему белый медведь белый?» (27 февраля – Международный день защиты белого медведя. Познакомить с ролью окраски животных | |||
Растения («Что в доме – природе растет») | 4 | «Какие бывают растения?» Познакомить с разнообразием растений в природе, с их характерными признаками. | Дидактическая игра «Кто где живет» Рассматривание гербария |
«Части растений» Закреплять знания о различных частях растения и их функции | Моделирование | ||
«Как растения питаются и защищаются» Формировать понимание неповторимости каждого вида растений, их роли в природе и в жизни человека, необходимости защищать не только их самих, но и места обитания. | Дидактическая игра «Опиши, а мы угадаем» | ||
«Растение и окружающая среда» Формировать представление о связи растений с различными экологическими факторами, о сезонном развитии растения | Работа с комплектом карточек Н.А. Рыжовой «Одуванчик» | ||
«Лес» («Лесной дом») | 2 | «Удивительный лес – полон сказок и чудес» Познакомить с «домом» растений и животных, значением леса как части природы, его ролью в жизни человека | Моделирование «Этажи леса» |
«С кем дружит ель» Познакомить с взаимосвязью лесных обитателей (растений и животных, растений и растений, животных и животных) | Моделирование цепей питания | ||
«Почему они исчезают» выяснить причины исчезновения лесов на Земле, почему и как нужно охранять леса | Художественное творчество «Не рубите ёлочку – зеленую иголочку!» | ||
«Человек и природа» («Если ты человек, веди себя по-человечески!) | 3 | «Кто где живет и почему» Закреплять знания о природе как среде обитания, «доме» человека, животных, растений | Дидактическая игра «Чей это дом» |
«Жалобная книга природы» Познакомить с редкими, исчезающими животными и растениями, выяснить, почему они нуждаются в нашей защите, для чего созданы Красные книги | Моделирование «Как сберечь природу» | ||
«Будь природе другом!» Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе, формировать эстетическое восприятие природы | Природоохранная акция «Украсим Землю цветами» | ||
Учебно-тематический план – 2 год | |||
Тема | Количество часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
«Я и природа» («Дом под крышей голубой») | 2 | «Дом под крышей голубой» Закреплять представления о природе и окружающей среде, о том, что человек (ребенок) - часть природы. | Дидактическая игра «Живое – неживое», «Природа и человек» Составление рассказа «Я путешествую на облаке» |
«Природа вокруг нас». Формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой. | Экскурсия по участку детского сада Дидактическая игра «Найди, что опишу» | ||
«Вода» («Волшебница – вода») | 5 | «Эта волшебница вода» Формировать представление об испарении воды, образовании облаков, радуги, росы, тумана, закреплять свойства воды, различные состояния | Опыт «Радуга в комнате» |
«Куда бежит река» Познакомить с разными видами водоемов, с тем как образуются реки | Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» | ||
«Вода нужна всем» Закреплять представления о роли воды в жизни наземных растений и различных животных, экономное использование воды как ресурса, формировать экологически грамотное поведение ребенка в быту. | Опыт «Вода нужна всем»
| ||
«Край голубых озер» Познакомить с озерами Мурманской области, с водными растениями, животными, формировать экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов | Художественное творчество «Сбережем наши озера» | ||
«Всемирный день защиты животных - 4 октября» Познакомить с историей праздника защиты животных закрепить знания о редких, исчезающих животных и растениях, выяснить, почему они нуждаются в нашей защите, для чего созданы Красные книги, закреплять знания о правилах поведения в природе | Праздник «Мы - друзья природы» | ||
«Воздух» («Воздух – невидимка») | 4 | «Воздух вокруг нас» Закреплять свойства воздуха, его значение в жизни человека и других живых организмов | Опыт «Как увидеть воздух» |
«Роль ветра в жизни живых организмов и человека» Познакомить с распространением семян растений ветром, особенностью строения таких семян (семена – паршютики и крылатые семена) | Дидактическая игра «Узнай дерево по семенам» | ||
«Воздух – дом птиц и зверей» Дать представление о воздухе как среде обитания живых организмов, закреплять знания о летающих животных (птицы, насекомые, звери) | Дидактическая игра «Летает – не летает» | ||
«Воздух, ветер и человек» Формировать понимание опасности загрязненного воздуха для здоровья, понимание роли растений в очистке воздуха. | Художественное творчество «Чтобы воздух был чистый» | ||
«Солнце» («Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко») | 2 | «Солнце – источник тепла» Познакомить с температурой и способами ее измерения (термометр) | Опыты с термометром |
«Роль Солнца в жизни человека» Осознание детьми значения и роли солнца в жизни людей, животных и растений | Моделирование | ||
«Песок. Глина. Камни» («Что у нас под ногами») | 4 | «Подземная кладовая» Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека» | Экспериментирование с торфом, железом |
«Камни из растений и животных» Познакомить с некоторыми камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, их использованием человеком | Экспериментирование с мелом, янтарем | ||
«Дымящие горы и таинственные пещеры» Дать представление о вулканах и пещерах, об обитателях пещер | Экспериментирование с пемзой | ||
«Какая бывает соль» Формировать представление о соли и ее свойствах | Экспериментирование с солью | ||
«Растения» «Что в дома – природе растет) | 6 | «Дома» растений: луговые, лесные, болотные» Познакомить с растениями, произрастающими в лесу, на лугу, болоте, их приспособленностью к среде обитания, ролью в жизни человека | Дидактическая игра «Что где растет» |
«Дикорастущие и культурные растения» Познакомить с дикорастущими и культурными растениями, их ролью в жизни человека. | Дидактическая игра «Отгадай, что за растение» | ||
«Сладкие и кислые, есть и ядовитые» Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями, ролью каждого организма в природе, их место в пищевых цепочках, правилами обращения с незнакомыми растениями, формировать умение различать ядовитые растения | Дидактическая игра «Найди и назови» | ||
«Великие путешественники» Обобщить представления о комнатных растениях, дать представление о светолюбивых и теневыносливых растениях, закреплять об уходе за комнатными растениями | Опыт «Необходимость удобрений для роста растений» | ||
«В царстве грибов» Показать роль грибов в круговороте веществ и в жизни других организмов, связь с деревьями, животными. | Дидактическая игра «Подскажи словечко» | ||
«Почему они исчезают» Формировать правила поведения по отношению к растениям во время отдыха на природе | Художественное творчество «Не сорви цветок»Природоохранная акция «Снежное покрывало» | ||
«Животные» («Кто в доме – природе живет») | 4 | «Животные луга, леса, водоемов» Познакомить с некоторыми животными, живущими в лесу, на лугу, в водоеме, их приспособленностью к среде обитания | Дидактическая игра «Кто такой и где живет?» |
«Хищники и травоядные» Расширять и углублять знания детей о диких животных, об их особенностях, условиях жизни | Дидактическая игра «В поисках пищи» Составление цепи питания | ||
«Животные и окружающая среда» Показать связь лягушки с окружающей средой, обратить внимание на внешний вид лягушки, объяснить, как ее тело приспособлено к образу жизни и условиям окружающей среды | Д/игра с карточками Н. А. Рыжовой «Развитие лягушки» Дидактическая игра «Посели лягушку» | ||
«Птичья столовая» Закреплять знания о зимующих и перелет-ных птицах, приучать заботиться о птицах самостоятельно | Дидактическая игра «Письмо снегирю» Презентация «Наши пернатые друзья» | ||
«Лес» («Лесной дом») | 3 | «Связь животных и растений» Познакомить с взаимосвязью животных и растений на примере сказки В. Бианки «Сова» | Составление экологической пирамиды |
«Невидимые ниточки природы» Познакомить с взаимосвязью живой и неживой природы | Работа с моделями | ||
«Еловый, сосновый лес их обитатели» Закреплять представление о том, что дерево – «дом» для животных, показать его связь с другими растениями, значение для очищения воздуха, роль в жизни человека | Художественное творчество «Как нужно охранять леса» Дидактическая игра «Кто с кем дружит» | ||
«Человек и природа» («Если ты человек, веди себя по-человечески!») | 3 | «Наука о доме» Познакомить с термином «экология», рассказать, как учёные-экологи борются за сохранение природы; как люди помогают природе | Художественное творчество «Сбережем природу» Презентация «Берегите природу» |
«Как человек использует природу» Познакомить с выражением «экологи-ческая катастрофа», как ее избежать | Презентация «Сказка о нефтяной рыбке» | ||
«Май – для цветов рай» Формировать эстетическое восприятие природы | Природоохранная акция «Украсим землю цветами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.
Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....
План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.
В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода средней группы....
ПЛАН – ПРОГРАММА по экологическому образованию дошкольников с элементами детского экспериментирования «Зелёная тропинка»
Данная программа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей от 4 до 7 лет. Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для работы с детьми в сред...
План-программа по экологическому воспитанию
Экологическое образование дошкольников-непрерывный процесс обучения, воспитания и развитие ребенка....
План - программа по экологическому воспитанию
Дошкольный возраст - самоценный этап в развити экологической культуры личности....
План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста
Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значи...
План - программа "Экологическое воспитание дошкольников"
Цель - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.Прогнозируемые результаты:- фор...