"Как органы человека помогают друг другу".Опытно-экспериментальная работа в подготовительной группе ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Иванова Ольга Михайловна

Валеологическое образование и развитие детей включает в себя такой большой раздел, как познание самого себя и своих возможностей.Исходя из этих знаний, дети учаться беречь свое здоровье, здоровье и настроение других людей.Знают и понимают определение "здоровье" и "здоровый образ жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_organy.doc54.65 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Как органы человека помогают друг другу».

    Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром. Валеологическое развитие и образование детей. Опытно- экспериментальная работа в подготовительной группеДОУ.

Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад 88 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга Иванова Ольга Михайловна.

 Цель: Сформировать представление о том, что органы в определенных пределах могут    заменять друг друга.

 Задачи:

  1. Уточнить представление об основных функциях некоторых органов человека;
  2. Показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга;
  3. Развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  4. Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
  5. Воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и своего товарища, отвечать на вопросы.

Материалы и оборудование:

 На каждого ребенка: шарф для завязывания глаз.

У педагога: - 2 таза, заполненные.мелкими предметами по кол-ву.в 2-3 раза превыш.кол-во детей(игрушки, предметы быта, геометрические фигуры и т.п.)

 -ширма, за которой лежат лист бумаги,2 чашки( одна из них с водой),чайная ложка, колокольчик, кусочек ткани, слегка надрезанный посередине, либо др.предметы, с помощью которых можно издать звук;

-небольшие (0,5-1 см) кусочки съестного (конфеты, печенье, хлеба, сахара, моркови, яблока и т.п.) по кол-ву детей;

-полоски   полиэтиленовой   пленки, завязанные  узлом, в каждую   из   которых завернуты пахнущие предметы: чеснок, лук ,кусочек копченой рыбы, цедра лимона или апельсина, укроп, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами и др.)


Методы обучения:

беседа,самонаблюдение,экспериментирование,игра,логические
рассуждения.

Предварительная работа:

 дидактические игры «Зачем человеку глаза, уши, нос», «Помощники»^Знакомство с органами слуха, зрения, дыхания, их функциями.

Ход занятия

 Вступление.

  -Ребята, для чего нам нужны глаза?(ответы)А уши?(ответы)А зубы?(ответы)

 Блок 1 -зачем нам 2 глаза и 2 уха.

 -Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам 2 глаза и 2 уха?

(Детские предположении)  -Давайте закроем одно ухо рукой.(Педагог слегка ударяет ложкой по столу).Вам

что-нибудь    слышно?(да).Теперь    закроем    один    глаз    рукой. Вам    что-нибудь

видно?(да).  -тогда зачем нам два уха    и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо   слышно   и   одним   ухом  и   хорошо   видно   и   одним   глазом.   (Педагог внимательно выслушивает объяснения и умозаключения каждого ребенка.)

-Давайте снова закроем один глаз.(дети выполняют) Теперь откройте этот глаз и

закройте другой.  Опять  видно? Догадались, зачем  нам два глаза?(ответ:  чтобы

помогать друг другу).

-Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же

самое?

Блок 2- вместо глаз могут работать уши и руки.

А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь

 орган  заменить  глаза?  (ответы детей. (Желательно, чтобы  это  был ответ

«нет».)

-Вот это мы сейчас и проверим. Давайте перейдем на коврик(начиная с этого места

и до середины занятия дети сидят на коврике).

-Разделим группу пополам. Дети  1-ой команды, завяжите себе глаза шарфиками.

Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята из 2 -ой

команды, помогите тем, кому трудно завязать самому.(Дети выполняют. Педагог по

необходимости помогает)

-        Сейчас я что-то принесу и поставлю среди вас, вы должны нащупать этот
предмет, а затем определить, что лежит внутри. Каждый определенный предмет
кладите рядом с собой.(педагог вносит таз с предметами и ставит его на пол так,
чтобы раздался стук).Ориентируясь на звук. дети передвигаются к тазу. находят
предметы и определяют их на ощупь .Поскольку предметов много, дети успевают
определить по 2-3 предмета. Дети 2 команды наблюдают за работой1 - ой, анализируют ситуацию, следят, как можно определить предмет без помощи глаз.)

-Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы. Правильно? -Теперь завязывают глаза представители 2-й команды.(Педагог вносит 2-й таз,и работа повторяется. Теперь за ходом эксперимента наблюдает 1 команда).

 -Ничего не поняла, вы сказали, что никакой орган нем может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то другой орган работал вместо глаз?(ответы: пальцы, руки, кожа) -Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.

Блок 3- вместо глаз могут работать уши.

  • Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача узнать, что я делаю.(Педагог за ширмой мнет бумагу, переливает воду из одной чашки в другую, кашляет, разрывает кусочек ткани, стучит ложкой по стакану)Дети каждый раз называют действие. Если дети не поняли, нужно повторить действие еще раз)
  • Я опять ничего не поняла, вы же не видели, что я делала. Кто же заменил вам глазки?(ответы).

Блок 4-нос может быть заменен ртом.

-        Давайте покажем, как мы дышим.(дети выполняют). А если у вас насморк?, вы
не можете дышать через нос, что делать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и
дышите.(дети выполняют)

-Кто заменил нос?(ответ: рот)

Блок 5 -язык и нос заменяют друг друга.

-Все снова завяжите себе глаза. Протяните руку, я в нее положу что-то съедобное. Определите без помощи глаз, что это такое. Педагог раздает детям кусочки пищевых продуктов. Делается это быстро, стараясь экономить время. Начиная с этого момента, дети поняли суть заданий и теперь должны сами выработать методику решения экспериментальной задачи. -Какой орган работал вместо глаз?(ответ: язык.)

-        Снова протяните руку. я вам снова положу что-то съедобное, но теперь определите
без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок.(Педагог быстро раздает
полиэтиленовые пленки с пахнущими предметами. Дети поставлены перед
сложной задачей: надо самим придумать, как получить ответ. Поскольку глаза
завязаны, они даже не могут копировать друг друга. Педагог не


подсказывает, ждет, пока дети сами догадаются. Только в самом крайнем случае, если ребенок совсем растерялся, он может молча поднести руку к носу.)

 -Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы?

 -Какой орган заменил вам и глаза, и язык?(ответ: нос)

Блок 6-чем можно заменить руки и ноги.

  • Вы сидите в разведке в кустах. Надо перебраться с этого мест на другое. А вставать и идти нельзя, вас сразу же заметят враги. Как вы будете перемещаться без помощи ног?( Дети придумывают и реализуют свои варианты. Скорее всего, они поползут с помощью рук.)
  • Вам надо срочно написать записку товарищу, а руки заняты.Давайте присядем за столы. Спрячьте руки за спину. Вот вам карандаши и бумага. Напишите что-нибудь любым способом, без помощи рук.(педагог предоставляет детям инициативу и наблюдает за их действиями)

-Итак, какими органами можно заменить руки?(ответы) А ноги?(ответы)

Блок 7- чем можно заменить речь.

-Настя и Юра, встаньте далеко друг от друга, Вы в разведке, разговаривать нельзя, а

Юра должен позвать Настю к себе. Как ты это сделаешь?(ждем, пока Юра сообразит подать какой-то знак, разрешается помощь других детей)

-Теперь Катя и Даня разойдутся в разные концы группы и будут переговариваться

с помощью жестов. А мы постараемся понять, что они скажут друг другу.( Оба

вызванных ребенка должны быть раскованными и инициативными, тогда более

интересным и оживленным получится их «разговор»)

-Чем можно заменить речь?

Заключение.

-        Что нового и полезного мы узнали сегодня?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы Вода и её свойства

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Количество детей: подгруппаЦель: Совершенствовать представления детей о воде.Задачи:Способствовать накопле...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

Конспект дидактической игры «Как органы человека помогают друг другу» по опытно-экспериментальной деятельности

Конспект  дидактической игры«Как органы человека помогают друг другу»по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...