"Откуда свет в дом пришел?"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Откуда свет в дом пришел?»
Цели:
- показать значимость света в жизни человека на различных этапах его развития;
- учить соблюдать правила безопасного поведения в обращении с огнем и электроприборами;
- развивать речь, мышление, внимание, связную речь, память;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
факел, поставец с лучиной, парафин, свечка, канделябр, зажигалка, колбочки с нефтью и керосином, керосиновая лампа, лампочка, настольная лампа, коптилка времен Вов, вольфрамовая нить, парафиновый светильник; диафильм «Об истории электричества» (портрет Лодынина, лампа накаливания с угольным стержнем), фотокопия «Пригласительный билет на опыты», выставка рисунков, диапроектор, магнитофон; ведро с водой и короб с песком.
Организационный момент
Сегодня у нас занятие по истории возникновения света в доме.
Вы должны быть очень внимательными. Надо хорошо слушать и стараться правильно и хорошо говорить, соблюдая ударения.
При работе с открытым огнем помните, пожалуйста, о технике безопасности.
Проверка работы аппаратов.
- Ты меня слышишь? (За экраном)
- Я вас слышу
- Я слышу хорошо
- Ты готов(а) к занятию?
- Я готов
- Я готова к занятию
Речевая зарядка
Поставь ударение в словах.
Факел, поставец, парафин, канделябр, керосиновая лампа, вольфрамовая нить, светильник, электричество.
Поставь логическое ударение.
Уходя гасите свет.
Уходя гасите свет.
Уходя гасите свет.
Береги электроэнергию!
Береги электроэнергию!
Как хорошо, светло и уютно в классе с электрическим светом. Электрический свет стал естественным и постоянным спутником нашей жизни.
Но так было не всегда.
Огонь был миллионы лет назад до нашей эры, когда человека еще не было на земле. Ударит в лес молния, загорятся деревья и разбегаются во все стороны косматые медведи, свирепые волки, клыкастые кабаны. Когда появились люди, первым их жилищем стала холодная и темная пещера. Долгие минули времена, пока самый смелый человек выхватил горящую ветку и зажег в пещере кучу сухих веток.
- Вова, как ты думаешь, чем обогревалась и освещалась пещера?
= Первым был костер.
- Верно. Леня, что такое факел?
= Факел, это палка с намотанным пучком сухой травы.
(Показать факел и зажечь его)
Огонь берегли. Мужчины уходили на охоту, а женщины оставались в пещерах, следили за костром, поддерживали в нем огонь. Наверное, еще с тех времен закрепилось понятие, а потом появилось выражение «Женщина – хранительница очага».
Шли века. Люди научились строить дома, костер спрятали в печь из камня и кирпича, чтобы было светлее, зажигали лучины.
- Наташа, расскажи о лучине, а ты, Лиза, зажги лучину.
- Лучина – просто щепочка, от полена отщепленная, длинная и тонкая. От лучины света мало, но люди были рады и такому свету.
(Зажигает лучину на поставце)
- Лиза, почему ты зажгла лучину зажигалкой?
- Зажигалка устроена по принципу старинного огнива, когда два камушка кремния ударяют друг о друга и высекают искру.
(Демонстрирует работу зажигалки)
- Можно спросить Сашу?
- Спроси.
- Саша, помнишь, ты в четвертом классе зажег бумагу от солнца?
- Да. Я поймал в солнечный зайчик и поднес лист бумаги. Бумага сначала задымилась, потом почти загорелась, но Вы не разрешили продолжать.
- Был такой случай в истории нашего класса.
Со временем в домах появились свечи. Сначала свечи делали из воска пчел и сала барана. Когда люди научились добывать нефть, появились другие свечи.
(Показать колбочку с нефтью)
-Леня, какие стали делать свечи?
- Из нефти получали стеарин и парафин. Из них делали свечи. В домах появилось много свечей в подсвечниках и люстрах.
- Чтобы светлее было в комнатах, использовали сразу несколько свечей. Их вставляли в канделябр – это подсвечник с тремя и более свечами.
(Показать канделябр и зажечь свечи)
- Из нефти получили керосин, и лампы особые придумали
(Показать колбочку с керосином и керосиновую лампу)
- Наташа, расскажи о лампе, Оля, зажги лампу.
- Это керосиновая лампа. Сюда наливают керосин, там фитиль льняной. Огонек прикрыт стеклом.
Горит такая лампа ярко и долго. У нас на даче есть такая лампа.
(Зажигает лампу)
- Ученые работали и искали способ лучшего освещения помещений. И вот одному из них это удалось.
Сейчас вы посмотрите портрет Александра Николаевича Лодыгина и его первую лампу с угольным стержнем.
- Выключите, пожалуйста, свет. Спасибо.
(Д/ф, кадр с портретом А.Н.Лодыгина)
(Рассказ о А.Н.Лодыгине)
- Александр Николаевич Лодыгин родился в 1847 году. Он был дворянином, но поступил на Тульский оружейный завод простым рабочим-слесарем. Потом учился в университете.
Он изобрел электрическую лампу.
(Показать копию Пригласительного билета)
Летом1873года ученые и инженеры получили вот такое приглашение на вечер, где показывали разные фонари для освящения.
- Я хочу загадать загадку.
-Мы слушаем, Маша.
- Огонек в стекло запаян.
Как зажег его хозяин?
-Кто отгадает?
- Это лампочка.
- Верно Саша.
- Оля, расскажи о дальнейших поисках Лодыгина.
- Лодыгин продолжает совершенствовать свою лампу, он ищет металл для нити накаливания. И нашел. Это вольфрам – самый тугоплавкий металл.
(Показать вольфрамовую нить)
- Чем еще замечательна вольфрамовая нить?
- Она дает яркий белый свет и может служить тысячи часов. Этим изобретением нашего соотечественника мы гордимся и очень ему благодарны.
Но в истории нашей Родины был период, когда нас снова хотели вернуть в каменный век и оставить без электричества.
(Предъявить табличку )
«1941 -1945»
Что это за цифры?
- Это годы Великой Отечественной войны.
- Это годы войны с фашистами.
-Города и села снова погрузились в темноту. В домах загорелись свечки и керосинки. У солдат в землянках, в лесу у партизан тоже не стало света. Они придумали использовать для освещения гильзы от снарядов.
(Показать и зажечь коптилку)
Этому светильнику придумали название – «коптилка», потому что она сильно коптила, когда горела.
Сейчас мы с вами не представляем себе жизнь без электричества. Оно наш верный спутник и помощник.
Вспомните, какие электроприборы есть у вас дома? Слушайте друг друга внимательно и старайтесь не повторяться.
(Ребята называют по 1-2 предмета)
Представьте , что было бы, если бы везде вдруг погас свет!
Плохо!
(Погасить свет)
- Поэтому –
(Все хором) = Да будет свет!
(Свет включить)
Нужно бережно относиться к электричеству, не включать одновременно люстру в 5 или 6 лампочек, настольную лампу, торшер, и еще телевизор с пылесосом.
Не зря говорят и во многих учреждениях пишут:
«Уходя гасите свет!»
Так всегда поступают многие наши ребята после дежурства в классе, девочки в спальне – уходят и выключают свет.
Вы сегодня много и хорошо говорили, пополнили свои знания об истории освещения. Молодцы! Всем спасибо!
В качестве эмоциональной разгрузки предлагаю полюбоваться на светильник с парафином.
(Звучит легкая музыка и работает парафиновый светильник).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свет, да будет свет!
Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста....
« Светит, светит солнышко»
Цель: познакомить детей с признаками весны. Задачи: -вводить в активный словарь имена существительные ( весна, ручей, льдина, подснежник, кочка, почка, верба, поляна); глаголы( таять, журчат...
Откуда пришел Новый год: история праздника и традиции со всего света
Уважаемые родители! Данный материал можете использовать при общении со своими детьми, подготовке домашнего концерта....
Откуда пришел свет
Откуда пришел свет...
Занятие по познавательно-эксперементальной деятельности,, Откуда пришел к нам свет "
Конспект можно ипользовать при совместно-эксперементальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:продолжать знакомить детей со свойствами электричества. ...
"Откуда взялся свет?"
Конспект занятия в подготовительной группе....